СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества «Память»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм - это важнейшая цель, которое несет в себе не только социальное но и духовно-нравственный, идиологический, культурный и военно исторические компоненты.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества «Память»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мамхегская средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева».











Тема разработки: Урок мужества «Память»



Набокова Светлана Джумальдиновна



















2016-2017 г.

«Мы не должны забывать о своём культурном прошлом,

О наших памятниках, литературе, языке, живописи…»



Д.Лихачёв







Патриотизм – это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты.

Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач сегодняшнего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного общества.

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных на современном этапе.

Военно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной системы школы. Основная цель: воспитание гражданина – патриота своей страны. Поэтому военно-патриотические мероприятия мы готовим с особой тщательностью и вниманием.

К празднованию Дня Победы в нашей школе относятся с особым трепетом, и готовиться к этому важному событию начинаем заблаговременно. Составляем план по организации и проведения уроков мужества. Открытые мероприятия проходят в районном музее имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева и возле мемориального памятника в центре родного аула Мамхег, в школе в актовом зале с приглашением ветеранов ВОВ, районной и сельской администрации и общественности. Сектор печати школьного парламента разрабатывает проект оформления фойе школы и актового зала, а также, совместно с организационным сектором, подготавливают к проведению мероприятий территорию на которой расположен мемориальный памятник. Выпускают праздничную газету и вывешивают на центральном стенде школы. Учителя в канун этого дня проводят классные часы, посвящённые Великой Отечественной войне. В эти дни проходят встречи с ветеранами, благодаря которым у учащихся есть возможность не только ознакомиться с фрагментами истории России, узнать правду о войне, услышать интересные истории о силе, воле, смекалке и могуществе русского солдата, но и оценить эти события, взглянуть на них глазами участника. После классных часов, и встреч с ветеранами в музее, учащиеся и гости отправляются на возложение цветов к подножию обелисков и памятников, посвященных памяти героям и освободителям нашего народа от фашистского геноцида.

Вашему вниманию представляем сценарий урока мужества в музее Героя Советского СОЮЗА ХУСЕНА БОРЕЖЕВИЧА АНДРУХАЕВА. Мероприятие рассчитано на учащихся 7 – 11 классов (13 – 17 лет).

Цель: способствовать формированию патриотического сознания у школьников.

Задачи:

  • Формировать умение выразительно читать стихи, раскрепощено чувствовать себя свободно перед большой аудиторией;

  • Способствовать формированию знаний истории своего отечества, развитию кругозора;

Воспитывать любовь к Родине, гордость за её историческое прошлое;

Формировать чувства сострадания к погибшим воинам, уважения к ветеранам ;

Способствовать формированию ответственности за своё будущее и будущее своей страны;

Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, заставляет задуматься о войне, способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии. А кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор.

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести предварительную работу:

- наладить контакт с советом ветеранов и работниками музея и дома культуры

- подготовить зал, оформить сцену, создать торжественно-официальную обстановку в соответствии с тематикой мероприятия;

- создать видеоклипы для видео сопровождения, подобрать стихи, подобрать музыкальное сопровождение, подготовить необходимую аппаратуру.

Мамхегская средняя школа - одна из старейших в Адыгее. За время своего существования она оставалась и остается верной своему призванию – это подготовить молодое поколение к активной трудовой жизни, вооружить их прочными знаниями основ наук. Здесь воспитываются дети аула, раскрываются их способности, формируется их мировоззрение, это место, где прививают им чувства любви к Родине, патриотизма, уважение к истории страны.



Много народу бывает в районном музее имени Хусена Борежевича Андрухаева, особенно дети - учащиеся близлежащих школ, ветераны войны, гости из Украинского села Дьяково, где погиб Хусен Андрухаев, делегации из разных стран, туристы и студенты. Дети нашей школы частые гости музея. Ежегодно в музее, с тех пор, как его открыли, мы проводим традиционные уроки мужества в день рождения Хусена Борежевича Андрухаева, в день его гибели, 9 Мая, 23 февраля.

Такие уроки учат детей, воспитывают в них чувство гордости за свой многонациональный народ, за свою многострадальную Родину.

Предполагаемый результат: формирование у учащихся нравственных, эстетических взглядов по вопросам Великой Отечественной войны, памяти о ВОВ, развитие чувства любви и уважения к своей стране.











Сценарий урока мужества "ПАМЯТЬ"

Мероприятие начинается с фонограммы песни «Священная война» в исполнении Академического Ансамбля им. А.Александрова.

Цель мероприятия: формирование и развитие у подрастающего поколения чувства национальной гордости, сопричастности к истории, гражданского достоинства, любви к России и малой Родине.

Вед: Со знаменательной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы помним и знаем имя победителя.

Многие сыны и дочери нашей земли отдали свои жизни за свободу своей страны, за счастливое будущее своих потомков.

Чтец:

Прошла война, ушла за поворот,

В чехлах стоят гвардейские знамена.

И жизнь, и время движутся вперед,

Отстали только 40 миллионов.

Остались в поле брани навсегда,

Легли живой дорогою Победы.

За нас легли, затем, чтоб никогда

Нам этой боли в жизни не изведать.

И память нам покоя не дает,

И совесть нас с тобой частенько гложет.

И 60 и 300 лет пройдет - никто у нас войны забыть не сможет!



Вед: Течёт река времени. Минуло уже более полувека с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны.

Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Чтец:

Июнь. Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.



Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

(Звучит «Марш Прощание славянки» в исполнении оркестра Министерства Обороны).

1 вед: Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества.

Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы – русских, украинцев, белорусов. А вместе с народом, города, села наших необъятных республик.

2 вед: Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом.

«Я видел, как идут в атаку новобранцы и опытные воины, — говорит боевой генерал, — Так или иначе, но каждый думает об одном: победить и выжить! Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути все».

Чтец: Память, память за собой позови

В те далекие промчавшиеся дни

Ты друзей моих ушедших оживи

И друзьям ушедшим молодость верни.

Чтец: Память, память!

Ты же можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть

Я хочу, не просто вспомнить имена

Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть

Память, Память, Память.

1вед: Память! В ней никогда не должно стереться все то, что принёс собой кровавый фашизм. Мы расплатились с той войной огромной страшной ценой. 1418 дней и ночей длилась Великая отечественная война,34 000 часов, около 27 миллионов людских жизней унесла война. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать...38 лет.

2вед: Война оставила кровавый след почти в каждой советской семье. Фашистские варвары сожгли и разрушили1710 городов, более 7000 сел и деревень, разрушили 84000 школ ,32000 промышленных предприятий.

1вед: Но как же получалось, что бойцы не теряли духа?.. В минуты передышки между боями, когда части отходили на переформирование, нередко звучала фронтовая гармошка, кисет с фронтовой махоркой шел по кругу, и солдаты вспоминали своих близких, родных, любимых.

(Звучит песня «Тёмная ночь»)

2вед: Сколько задора, радости, света. Откуда все это? Ведь шла война. Миллионы на фронте... А кто-то не вернется из боя...

Что ж, они были молоды. Они жили, влюблялись и пели. И себя не собирались отдавать в рабство... Они готовы были терпеть все лишения, ведь они верили в светлое будущее. Они верили что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасен. Единственное чему удивлялись - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся - помнит, помнит о подвигах, о боевых друзьях.

Чтец: В далекий год, простясь с учителями

Длину дорог, измерив фронтовых,

Они держали главный свой экзамен

И в танковых боях и в штыковых.



Веселые, отважные, простые

В свой звездный час не дрогнули они

И в память о них по всей Россий

Горят сегодня Вечные огни

1вед: Трудно приходилось бойцам нашей армии! И мало кто из живущих ныне может представить себе в полной мере все тяготы военных лет. Вашему вниманию предлагается несколько дневниковых записей той поры.

30 ноября 1941 года.

Ох ты, голод, голод! Как тебя только пережить. Кто будет жив, тот никогда не забудет, эти дни и всегда будет знать, цену жизни. С голоду пухло почти всё население. С улиц исчезают лошади, кошки, собаки. Особенно умирают дети.

Сегодня из 30-ти человек бригады на работу вышли только трое. Десять человек свалились, а одиннадцатый упал в мастерской до обеда.

Придя домой, не мог лечь спать. Упадок сил. Температура 35,4 градуса. Ноги опухли, стало пухнуть лицо.

Нашёл на полу сопревшую шелуху от свёклы и картошки. Хорошо отмыв и сварив, с аппетитом съел две тарелки. Это ещё хорошо, но и этого больше нет. [Евдокимов А.Ф. родился в 1917 г. В годы блокады рабочий, мастер участка военного завода «Краснознаменец», передовик производства. Фрагменты блокадного дневника публикуются по подлинной рукописи.]

2вед: Как они хотели жить! Такие же девчонки и мальчишки. Как нежно и преданно любили близких. Как отчетливо хоть и мысленно, видели они будущую счастливую жизнь, в которой им не суждено было жить. Из мужчин 1923 года рождения те, которым в 1941 году было по 18 лет в живых осталось 3%.

чтец1: На батарее были сплошь девчонки

А старшей было восемнадцать лет.

В то утро танки вышли прямо к Химкам,

Те самые, с крестами на броне

И старшая как от кошмара

Заслоняясь рукою

Скомандовала только

Батарея-а-а-а: огонь!

Чтец 2:

И уже перед ними

Посреди земного шара,

Левее безымянного бугра,

Горели неправдоподобно жарко

Четыре черных танковых костра.

Чтец 3: Раскатывалось небо под полями

Бой медленно кровью истекал...

Зенитчицы кричали и стреляли.

Размазывая слезы по щекам!

И падали, и поднимались снова,

Впервые защищая наяву

И честь свою

(в буквальном смысле слова)

И Родину, и маму...и Москву

1вед: Всего по Адыгее в скорбный список внесен 30543 человек. Из них 12414 человек погибли и 18129 пропали без вести.

2вед: Послали в армию своих сыновей и трудящихся Хакуринохабльского Совета. Только из аулов Хакуринохабль и Мамхег на фронт ушли 570 человек, в том числе 68 офицеров. Многие из них отдали свою жизнь, мужественно сражаясь с фашистами. Жители аулов гордятся своими героями и бережно хранят, светлую память о тех, кто не вернулся к мирному созидательному труду.

1вед: Осенью 1941 года уроженец аула Хакуринохабль Хусен Андрухаев в оборонительных боях у Украинского села Дьяково совершил подвиг, покрывший его неувядаемой славой.

Ученик: 8 ноября 1941 года, шли ожесточенные бой первых месяцев войны. В районе села Дьяково на вторую стрелковую роту наступало свыше двух рот противника, три атаки были мужественно отбиты ротой политрука Андрухаева. Противник бросил новые силы. Будучи раненым Хусен не оставил позицию, а продолжал мужественно держаться. Превосходящие силы противника окружили Андрухаева. Отстреливаться было нечем, на предложение сдаться, не теряясь Хусен подпустил фашистов на 4 метра, двумя противотанковыми гранатами с возгласом "Возьмите гады!" "Русские не сдаются!" взорвал себя и окружавших врагов.

Чтец: Последняя гильза упала,

Сухая трава сожжена

Осталось так мало и мало

Осталась граната одна

Все ближе и ближе!

Ты видишь оружия рты

Сдавайся кричат они-или...

Все ближе, ближе! Ну,что же!

Ты крепче гранату сожмешь

-Меня отступать не учили.

Ученик: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года «За героизм и мужество», проявленное в боях против фашистских захватчиков, младшему политруку Хусену Борежевичу Андрухаеву присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым советским писателем, получившим это высокое звание.

Чтец: Я сын октября, я Отчизне служу,

И радость, как солнце, во мне

Я новую песню сегодня сложу,

О нашей любимой стране

И если мне трудно придется в бою-

Оружием станет она

Я песню свою до конца допою

Мне с нею и смерть не страшна.

1вед: Но тогда мы выстояли, мы победили. Мы - это не только те, кто воевал, но и те, кто живёт сейчас, те, кто будет жить. Мы не просто должны, мы обязаны помнить и чтить всех тех, кто спасал нашу Родину от фашистского нашествия. Мы склоняем голову перед ветеранами…

Ученик 1: Вечная слава, всем тем, кто сберег нашу землю от фашистских захватчиков!

Вечная слава матерям, вскормившим таких сыновей!

Вечная слава и вечная память всем защитникам нашей Родины!



Ученик 2: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже, который год все ждут и ждут запоздавшие письма с войны и матери не верят похоронкам и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И их тела, возложенные в землю, давно стали землей и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!

Чтец: Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте люди встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(Звуки метронома. "Реквием Моцарта")

Чтец: Люди

Покуда сердца стучатся

Помните!

Какой ценой

завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Песнь свою

отправляя в полет,-

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет,-

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей

Расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена

Бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли,-

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну!

Прокляните войну!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех,

Кто уже не придёт никогда,-

Заклинаю вас: Помните!



Ученик: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочеными буквами вписаны имена павших на поле боя. Замученных в фашистских застенках, сожженных, повешенных, уничтоженных, но все-таки непокоренных. Остановись у красной стены, обагренной кровью погибших, красной стены - кровавой стены.

(Попурри песен военных лет.)

Дымилась роща под горою

И вместе с ней горел закат...

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят

Как много их друзей хороших

Лежать осталось в темноте

У незнакомого поселка

На безымянной высоте

* * *

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие с полей

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей

Они до сей поры, с времен тех дальних

Летят и падают нам голоса

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

* * *

Об огнях-пожарищах,

О друзьях товарищах

Где-нибудь, когда-нибудь

Мы будем говорить.

Вспомню я пехоту

И родную роту

И тебя-за то, что дал мне закурить.

* * *

Эх, дороги

Пыль да туман,

Холода тревоги

Да степной бурьян

Снег ли ветер

Вспомним, друзья...

Нам дороги эти

Позабыв нельзя.



2вед: Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищенную подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей Родины:

* Стремление быть достойным их

* Наш долг ушедшим без времени не оплачен

* Наш долг любить Родину так как они любили

* Сделать для народа все, что они не успели.

* Герои не умирают. Они сегодня зовут вперед. Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!

ЗЕМНОЙ ВАМ ПОКЛОН!!!

Чтец: И пройдут года и десятилетия

И век за веком прошумят над землей

Придут новые поколения

Но вечно будут живы герой-

Ветераны в памяти человеческой.

Чтец: Слава защитников Отчизны будет жить

Пока живет человеческое слово.

И если всю историю Земли написать

На одной странице -там будут помещены их великие дела!

Чтец: С головами поникшими

Над отцами погибшими

Встали мы

Над легендой повитыми

Их могильными плитами

Встали мы.

Им как будто бы мысленно,

Тихо мы и не выспренне,

Говорим:

Верность вашему воинству

И мужскому достоинству

Мы храним!

Верность вашему мужеству

И великому дружеству-

Мы храним!

Верность вашей духовности

И святой вашей верности мы храним!

Сами ставшие взрослыми,

Вам клянемся мы веснами,

Светом собственных глаз

И огнем над метелями,

Хлебом и колыбелями-

Быть достойными вас!



1вед: Слово предоставляется ветеранам.

(После выступления ветеранов)

2вед: Просим всех пройти на торжественное возложение цветов к подножию памятника Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева.





































Методическая разработка написана и использованием следующих книг:

Ради жизни на Земле. Рассказы о Великой Отечественной войне. М.: Современник, 1975.

Народ-Победитель. Советская литература о Великой Отечественной войне/ Сост. Н.С. Пантелеймонов - Л.: Лениздат, 1985.

Лицом к победе. Сборник стихотворений. «Современник».- Москва.1985.

Стихи и рассказы о войне/ Сост. П.К. Федоренко.- М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

Была война…/ «Детская литература»: М.; 1987.