СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Музыкальная жизнь села Верхний Икорец в экспозициях школьного краеведческого музея »

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с музыкальной жизнью села.её музыкальными традициями.Образовательная задача -приобщение детей к народной культуре России.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Музыкальная жизнь села Верхний Икорец в экспозициях школьного краеведческого музея »»

Урок «Музыкальная жизнь села Верхний Икорец в экспозициях школьного краеведческого музея » ( урок краеведения 11 класс)

Учитель истории МКОУ Верхнеикорецкой СОШ Бобровского района Воронежской области

Вид урока: урок – исследование.

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальной жизнью села Верхний Икорец через экспозиции школьного краеведческого музея., показать значение творчества народных ансамблей в культурной жизни села, страны., на примере народного ансамбля «Рута»

Задачи урока.

Образовательные:

• приобщить учащихся к музыкальной культуре народной песни;

• познакомить с экспозициями музея;

Воспитательные:

• формировать личность старшеклассника, его духовный мир, эмоциональную чуткость;

• формировать собственную эстетическую позицию и умение отстаивать ее;

• формировать познавательную активность, трудолюбие.

Развивающие:

• уметь формулировать свои мысли и составлять впечатление о пройденном материале;

• развивать способности к целенаправленной творческой деятельности;

• уметь замечать прекрасное в окружающей действительности.


Методы и приемы: беседа, демонстрация экспонатов краеведческого музея, вопросно-ответный метод

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экспонаты музея, исследовательские проекты, фотовыставка «Творческое наследие ансамбля «Рута»», презентация «Хочу в любви тебе признаться Святая Родина моя…»

На предыдущем занятии были даны задания: провести мини-исследования музыкальных экспонатов экспозиций музея, познакомиться с проектами по данной теме.

План урока:

1. Организационный момент

2. Экскурсия по музыкальным экспонатам музея.

3. Исследовательские проекты о музыкальной жизни села.

4. Рефлексия.

5.Заключительное слово учителя.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас очередной урок в разделе «Музыкальная жизнь Воронежского края». На предыдущих уроках мы узнали, что Воронежский край – не только ценнейшая в историческом плане область, но и центр активной культурной жизни. Сегодня мы познакомимся с экспонатами музея, поговорим с вами о музыкальной жизни нашего села и попробуем ответить на вопрос, какое влияние оказывает творчество народных ансамблей на культурную жизнь села, района, страны, на примере ансамбля «Рута»

2 .Экскурсия по музыкальным экспонатам музея.

Наш урок мы начнем с небольшой экскурсии по залам нашего небольшого музея. Во второй половине XX века в нашей области возникали многочисленные кружки и студии при Домах культуры, в образовательных школах. Самодеятельным музыкальным искусством занимались все с большим увлечением. Проводились фестивали – смотры, победители получали награды. Самыми любимыми инструментами тогда были фортепиано и баян. В селах еще слышались звуки гармони, а у некоторых еще и хранились балалайки. Любители современной музыки слушали проигрыватели на полках стояли грампластинки с любимыми исполнителями. Эти музыкальные предметы мы видим в нашем музее. Слово сейчас нашим экскурсоводам, которые расскажут нам об истории этих экспонатов.

Экскурсовод 1.

Что-то вас давно не слышно,

Три заливистых струны.

Говорят, из моды вышли

Песни русской старины.

Ну, кленовая, наддай-ка,

Прозвени во все концы

Балалайка, балалайка,

Золотые бубенцы.

Ты и нынче не робеешь,

Ты одна на всю страну,

Ты заливисто умеешь

Тронуть русскую струну.

С удалым народным сердцем

Ты сроднилась навсегда,

В золотых руках умельцев

Ты не смолкнешь никогда!

История возникновения балалайки

Существует несколько версий происхождения балалайки.  Многие полагают, что балалайка была изобретена на Руси, по другим сведениям, балалайка произошла от домбры. Некоторые исследователи предполагают,  что этот инструмент заимствован от татар ещё во времена татаро-монгольского владычества.

Исследователи народных инструментов полагают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания.

Первое упоминание о балалайке в письменных источниках относится к 1688 году. В 17 веке балалайка была инструментом скоморохов. Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь домры, балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде.

В середине 19 века музыкант и просветитель Василий Андреев усовершенствовал балалайку. На основе простого народного инструмента были разработаны модели балалаек разного размера. Василий Андреев был не только виртуозным музыкантом, но и популяризатором народной культуры. Он создал первый оркестр народных инструментов, который успешно гастролировал по России и Европе.

До середины 20 века балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. После распада СССР молодежь потянулась из деревни в города, а старикам некому стало передавать традицию игры на инструменте. Балалайка потеряла свою былую популярность.

Балалайка сегодня

К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.

Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя.

Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки?

Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.

Экскурсовод 2.

Гармонь и баян — очень популярные музыкальные инструменты, без которых невозможно народное искусство. Они оба имеют звуковые механизмы с одинаковым принципом действия. И иногда, слушая мелодии, не всегда определишь, что звучит: баян или гармонь. А между тем разница есть. Баян причисляется к числу совершенных гармоник, которые существуют в наше время. Название «баян» можно было встретить в афишах с 1891 года, до этого похожие на баян инструменты назывались гармониками. Происхождение гармоники связывают с азиатским инструментом шен, который на Руси был уже известен в X в (во времена татаро-монгольского владычества). По мнению некоторых исследователей, этот инструмент из Азии попал в Россию, а после и в Европу, где его модернизировали, и он стал завоевывать популярность.

В России распространение этого инструмента связывают с именем Ивана Сизова, который в 1830 году купил ручную гармонику на Нижегородской ярмарке и открыл гармонную мастерскую. Первая фабрика, где изготавливались гармоники была открыта в Туле в 40 гг. XIX в. и принадлежала Тимофею Воронцову. В год она производила около 10 000 инструментов, что стало одним из факторов распространения этого инструмента.

К середине XIX века гармонику считали символов нового народного инструмента и использовали на всех празднествах и гуляниях.

В России существует большое число национальных гармоник, которые отличаются звукорядом и формами. От места создания гармоники происходило называние инструмента.

Баян в современном понятии появился благодаря конструктору Петру Стерлигову. Популярность баяну принес музыкант Яков Федорович Орланский-Титаренко. Инструмент назвали в честь знаменитого русского музыканта Бояна в 1907 году, завоевавшего большую популярностью

Гармошка – больше, всё-таки, народный, чем концертный инструмент. Она проще, что у скептиков порой вызывает ассоциации с «примитивностью». Однако в музыке так многое зависит от виртуозности исполнителя! В руках Мастера гармошка творит чудеса такие, что неумейка никогда не повторит, дай ему хоть баян, хоть аккордеон. И всё же у гармони звуковые возможности несколько меньше. Или, может быть, это и к лучшему? Простая и жизнерадостная мелодия гармоники так просто находит дорожку прямо к сердцу…

Гармонь гораздо меньше баяна по размеру. Баян имеет значительное большие, чем у гармони, звуковые возможности, его диапазон звука более широк. Это достигается из-за наличия у него пятирядной клавиатуры с правой стороны.  Гармонь же на клавиатуре имеет один, два или три ряда кнопок. Примечательно, что левая клавиатура у инструментов одинакова: это два ряда басов и три ряда аккордов.

В баяне высота звука не зависит от направления движения мехов (гофрированная часть инструмента, которая разжимается и сжимается при игре). В гармони высота звука изменяется при сжатии и растяжении её мехов. На баяне можно исполнять музыкальные сочинения крупных форм (например, вокальные арии). Гармонь не обладает такими возможностями.



Экскурсовод 3.

Я нашёл в шкафу пластинки,                         Сохранили с давних лет

Старых песен целый клад                              Голосов прекрасных звуки

И решил я  их послушать                               И ушедших судеб след

Не читая, наугад.                                            

Сквозь шипение пластинок

Слышно, как издалека

Будто бы несёт куда-то

Звуки времени река.

Грамофонные пластинки

Самой старой пластинкой является звукозапись, которую сделал французский изобретатель Эдуард Мортенвиль при помощи устройства, которое он назвал фоноавтограф. Это было в 1860 году. Он с помощью этого аппарата записал отрывок из народной песни. Запись длилась всего 10 секунд. Первые в России грампластинки выпустили 1 сентября 1910 года. Именно тогда в подмосковной Апрелевке открылся завод по производству отечественных грампластинок.  Основателем завода стал немецкий предприниматель Готлиб Моль. В 1910 году завод выпустил на российский рынок первые пластинки под маркой " Метрополь-Рекорд". Сегодня такие пластинки можно встретить в музеях или частных коллекциях.

   Годы спустя Апрелевский завод стал гордостью Страны Советов. Пластинки делали из винила. Они продавались в конвертах с отверстием на одной стороне, чтобы можно было ознакомиться с содержанием пластинки на этикетке. Здесь записывали песни, а так же доклады вождей. В годы войны на заводе в огромных тиражах выпускались пластинки только с одной песней «Вставай, страна огромная!» В остальных цехах производили авиабомбы.

После войны завод был самым крупным заводом грампластинок в мире. Здесь работали десять тысяч человек.

 В 1964 году начался новый этап в жизни завода. Он стал выпускать не только музыкальные записи, но и пластинки для детей с записью стихов и сказок, а также учебные пластинки, которые использовались в школах и детских садах. Выпускались они под маркой "Мелодия".

     В начале 90-х спрос на пластинки начал резко снижаться, упала покупательная способность населения, сократилось производство проигрывателей. Вскоре фирма "Мелодия" развалилась.  И в 1997году  был полностью прекращён выпуск пластинок. Завод перешёл на магнитофонные кассеты. В 2002 году завод был признан банкротом и прекратил своё существование.

   На сегодняшний день корпуса завода отданы частникам под склады. И ни одного намека на первый в мире завод граммофонных пластинок.

    В современном мире грампластинок уже не существует, сначала их отодвинули на второй план кассеты, которые в свою очередь сменились современными дисками и флэш-картамиНо старшее поколение хорошо помнит, что в их стране был один из самых крупных  производителей грампластинок - Апрелевский завод.

Как же звучат пластинки? Сначала для проигрывания использовался граммофон - устройство с большим рупором. Вокруг граммофона собирались люди и слушали музыку..

На смену граммофону пришёл патефон. В 50-х годах на смену патефону пришёл электрический проигрыватель. На диск-маховик кладётся пластинка. Диск вращается с постоянной скоростью. Игла-звукосниматель движется  по дорожке на поверхности пластинки. Аудиоколонки воспроизводят звук. Устанавливать проигрыватель нужно на ровную поверхность, иначе звучание ухудшится. Да, виниловые пластинки ушли в прошлое. Их недостаток по сравнению с современными устройствами - большой размер и невозможность взять с собой в дорогу.

 Но есть у виниловых пластинок и свои плюсы.

  • Музыка с пластинки кажется более "живой", чем цифровой звук, лишённый всяких шумов.

  • Пиратские копии с пластинки сделать практически невозможно. Они будут очень плохого качества и их не будут покупать.

  • Виниловая пластинка является самым долговечным хранителем звукозаписи. Ведь именно благодаря им для нас сохранились голоса великих людей: Шаляпина, Каррузо, Есенина, Маяковского.


     Сейчас многие избавляются от пластинок, как от ненужного хлама, но хочется верить, что век грампластинок не закончился. А старые записи, многие из которых сделаны в Апрелевке, ещё долго будут радовать истинных ценителей музыки.


2. Исследовательские проекты о музыкальной жизни села.

Воронежский край – край музыкальный, песенный. Исстари повелось на воронежской земле, всех притягивало к себе пение – сольное и хоровое. Творчество нашего ансамбля «Рута», пользуется особой популярностью и известностью не только в Бобровском районе, но и за его пределами. Об истории ансамбля и его творчестве у нас в музее мы можем познакомиться с двумя исследовательскими работами «Творческое наследие ансамбля «Рута» (выполнена Пелагиной Еленой,11 класс), «Хочу в любви тебе признаться Святая Родина моя…(о творчестве А.Поповой)» » (выполнена Скопинцевой Валерией, 9 класс).

Рассказ учащегося.

Проснется нежность, задержу дыханье

И сердце светлой грустью разбужу.

О русской песне, о своем страданье,

Протяжным голосом спою и расскажу.

Застольная, привольная, земная,

Ты в радости и в горе рождена.

Здесь поселилась правда вековая

И скорбь народная и воли глубина.

В 2003 году в нашем селе был создан ансамбль «Рута». Основателем и руководителем ансамбля является Попова А.П.

Первый состав ансамбля состоял из 15 участников. Это были водитель Таболин С, электрик Антипов А., ветеринарный врач Москалев Ю, фермер Спесивцев П, предприниматели Петрова Н, Григоренко Ж, Просветова Г, пенсионер Плетнев И. Ядром ансамбля тогда стали Наталья Антипова ( в студенческие годы пела в «Черноземочке») и Елена Москалева, директор Дома культуры. Так от душевной глубины этих людей, как из отдельных разноцветных фигурок сложилась цельная колоритная картина. «Когда собрались петь, пришлось познать мудреную науку нотной грамоты. Купили себе баяны и ходили к Геннадию Васильевичу Промыслову на занятия», - вспоминает Павел Спесивцев.

«В своих первых выступлениях репертуар специально не подбирали: пели известные народные песни. Затем «пошли в народ» и песни, которые мы находили,звучали по - новому», - вспоминает Аксана. Но отличительной чертой ансамбля, его визитной карточкой стали песни русского казачества. Сильные мужские голоса, стилизованные концертные костюмы стали залогом успеха. Некоторое время выступал ансамбль без названия. Первое выступление ансамбля состоялось 21 ноября 2003 года. В 2006 году ансамблю было присвоено звание народного.

Рассказ учащегося.

Ты откуда русская появилась, музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом.

В радости ли, в боли,

Или в птичьем свисте?

Ты скажи – откуда

Грусть в тебе и удаль,

Как ты появилась

С самого начала,

В чьем ты сердце билась,

В ком ты зазвучала?

Родилась и выросла Аксана в Алма-Атинской области Казахстана. Там в голодные 30 годы, переплелись судьбы тысяч беженцев с Украины, Поволжья, Урала. В далекий Казахстан в надежде уберечь семьи от голода бежали и прадеды Аксаны. В столице Казахстана окончила музыкальное училище. С хором, ансамблем, в агитбригадах объехала с песнями Казахстан, Алтай, Сибирь, но хотелось учиться вокалу. Отделения народной песни в училище не было. В 90-е годы, семья Аксаны возвращается на родину, в Россию. Здесь, в Бобровском районе ее творческая судьба неразрывно связана с районным ансамблем «Верность» и созданным ей в нашем селе ансамблем «Рута». Она пишет свои стихи для сценариев и просто для души. Многие стихи Аксаны стали песнями, с которыми она часто выступает со сцены. Стихи Аксаны Петровны это глубоко прочувствованный мир, они поражают своей красотой и какой-то тоской по тому прошлому, которого уже не вернуть. Тема любви наполняет все стихи Аксаны Петровны. Это стихи посвященные семье, друзьям, коллегам.

После прочтения её стихов, так затрагивающих душу, хочется быть нравственно лучше. Появляется желание совершить что-то хорошее по отношению к окружающему меня миру, людям, живущим рядом со мной. Поэзия - это еще и дар. Как небо, солнце или дождь, как воздух... Просто не каждый может увидеть, и не всякому дано выразить себя в слове. Но чувствовать поэзию может каждый человек, слушая стихи и песни Аксаны Поповой.

4. Рефлексия. На фоне звучания фонограммы песни «Стоит Россия вся в березках», в исполнении автора, проводится беседа.

Какое влияние оказывает творчество народных ансамблей на культурную жизнь села, района, страны, на примере ансамбля «Рута»?

Понравился ли вам урок?

5. Заключительное слово учителя.

Воронежская земля славится подлинно русской песенной традицией, передаваемой из поколения в поколение. Вся Россия кладезь народных талантов.

У ансамбля «Рута» и детский казачий коллектив. Ученики Аксаны лауреаты и дипломанты районных, областных, Всероссийских и международных конкурсов (Дуболазов Ю, Пойманова М, Антипова К и другие). Анастасия Попова и Эмма Скопинцева стали победителями Международного фольклорного фестиваля "Роза ветров", который проходил в Париже. Есть реальная надежда, что со временем молодежь пополнит ряды основного состава.

Народным ансамблем «Рута» проводится большая работа по сбору, сохранению и пропаганде традиций и обрядов своего края.

У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела. Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню – кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас один общий дом — Россия.

Песня русская — не голошенье,

Не дебош, не надрывная грусть.

Это тихое разрешенье

Рядом сесть и в глаза заглянуть.

Все она своим сердцем объемлет,

Ей и 20, и 1000 лет.

Песню русскую, русскую землю

Так люблю, что и слов больше нет!

Спасибо за урок.







Используемая литература.

1..Историко – культурное краеведение Воронежской области.10 – 11 классы. Учебное пособие. Науч. Ред. Б. Я. Табачников, Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015. - 368 с.

2. Исследовательская работа Эссе на тему «Хочу в любви тебе признаться Святая Родина моя…» (о поэтическом творчестве Аксаны Поповой)

3. Исследовательская работа Творческое наследие ансамбля «Рута»

4. Ресурсы интернет https://www.kakprosto.ru/kak-855321-kak-i-kogda-poyavilas-balalayka#ixzz4k66jJZ92

5. Ресурсы интернет https://ru.wikipedia.org/wiki

8