Целительная сила музыки.
Слайд 1 (картинка)
Здравствуйте, ребята! Каким словом я вас поприветствовала? (ответы учащихся)
А что означает это слово? (ответы учащихся)
Сегодня у нас с вами не простой урок музыки. И начать я его хочу с небольшой притчи.
Слайд 2 (притча)
Притча - это небольшой поучительный рассказ, заключающий в себе поучение (премудрость).
Счастье или здоровье.
Поспорили однажды здоровье и счастье о том, кто из них важнее. Счастье говорит:
- Я важнее! Люди всегда ищут меня. Каждый хочет быть счастливым.
- Но также каждый хочет быть и здоровым.
- Про здоровье мало кто говорит, а про счастье все.
Вот решили они спросить у мальчика, что для него главнее счастье или здоровье?
- Конечно же счастье, не задумываясь ответил мальчик.
- Вот видишь! Я же говорю, что счастье главнее.
- А скажи мальчик, ты здоров?
- Да я здоров.
- Мне бы твое здоровье, - вмешалась в разговор проходившая мимо женщина, - тогда и я была бы счастлива.
А с чьим мнением вы согласитесь (ответы учащихся)
Как вы думаете – о чем мы поговорим сегодня на нашем уроке? (варианты учащихся)
Итак, сегодня мы будем исследовать как влияет музыка на наш организм.
Слайд 3 (тема занятия)
Слайд 4 (человек меряет пульс)
Что делает этот человек не слайде? (ответы учащихся)
А кто знает то такое пульс? (частота с которой сокращается сердечная мышца, показатель работы сердца)
Характерный пульс для вашего возраста составляет 75-80 ударов в минуту. Как вы думаете может ли музыка повлиять на частоту пульса человека? Проверим?
Сейчас прозвучат две разнохарактерные музыкальные композиции. Под каждую из них вы будете танцевать. После каждой пьесы мы с вами будем проверять как изменился ваш пульс.
Слайд 5 (классическая музыка) – танцуют, измеряем пульс.
Слайд 6 (рок) – танцуют, измеряем пульс.
Какой вывод можно сделать? Повлияла ли музыка на ваш пульс? (мнения учащихся)
Слайд 7 (выводы)
Громкая музыка вредит здоровью человека. При ее звучании:
Классическая музыка напротив - на состояние человека влияет положительно:
Слайд 8 (смайлики)
Какое у вас сейчас настроение? А как вы считаете может ли музыка отображать настроение человека? (мнения учащихся)
Давайте убедимся в этом.
Я раздам вам карточки, на которых при помощи погодных условий (солнышко и тучка) отображены два настроения.
Затем мы прослушаем 2 варианта музыкальных отрывков. Ваша задача показать тот рисунок с тем настроением, которое вы почувствуете в процессе слушания.
(2 варианта музыкальных отрывков) Учащиеся прослушивают отрывки и показывают настроение.
Как вы смогли определить настроение музыки?
Слайд 9 (выводы)
Музыка может изобразить любое настроение и поможет ей в этом ее выразительные средства – темп, лад, динамика. Также музыка воздействует на человека, меняя его настроение. Музыкальные звучания способны вызывать ощущение удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения и разрядки.
Если вы заболели, к какому первому врачу вы обратитесь? (терапевт)
А как вы думаете, сможет ли музыка частично заменить врача? (мнения учащихся)
Слайд 10 (звукотерапия)
Оказывается, есть такое направление звукотерапия.
Способность звуков исцелять была подмечена еще в древности. Например, Пифагор, на основании наблюдений подметил, что разные звуки способны оказывать на человека разное воздействие.
Музыкотерапия – один из активно использующихся методов лечения звуками. Этот вид лечения доступен каждому, и при условии правильного подбора произведений не имеет никаких побочных эффектов.
Считается, что очень полезны для людей звуки природы. Особенно для тех, которые живут в крупных городах. Природа дает нам огромный заряд энергии, придает больше духовных и физических сил, отвлекает от тяжелых мыслей повседневной суеты.
Слайд 11 (вокалотерапия)
Наш голос — это тоже звук (вокалотерапия).
Чтобы использовать вокалотерапию для улучшения здоровья, совсем необязательно иметь выдающиеся голосовые данные. Но, зная какой звук оказывает воздействие на тот или иной орган, вы можете составить для себя свою собственную лечебную песенку. Вот некоторые примеры воздействия гласных звуков на наш организм:
Звук «а» стимулирует работу сердца.
Звук «о» отвечает за позвоночник.
Звук «у» выравнивает дыхание, лечит почки.
Звук «ы» воздействует на дыхание и слуховой аппарат.
Звук «и» лечит глаза и уши, прочищает носовые пазухи.
Звук «э» стимулирует мозговую деятельность.
Давайте выполним вокальное упражнение, которое поможет нам благотворно воздействовать на наш организм. Это упражнение вы можете выполнять самостоятельно дома. А в школе нам в этом поможет воробей. Он будет показывать нам путь, который мы пропоем на каком - либо гласном звуке.
Слайд 12 (Упражнение «Рисуем голосом» (выполняют учащиеся)
Слайд 13
Чтобы пение было полезно, очень важно уметь правильно дышать. Поэтому немаловажное значение имеет Дыхательная гимнастика. Гимнастику, которую я вам сейчас покажу, вы можете дома выполнять самостоятельно.
Слайд 14
Ну а теперь давайте подведем итоги нашего урока. Что вы узнали нового? Что вам было интересно? Выскажите свое мнение.
(фразы для рефлексии по кругу, учащиеся высказывают свое мнение по кругу)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Ну и закончить наш урок я хочу стихотворением о том, как сохранить свое здоровье.
Слайд 15
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
Слайд 16
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
Слайд 17
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!