Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ялтинская средняя школа №4»
Урок по литературе на тему:
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
6-й класс.
Защита проектов.
Учитель русского языка и литературы
Н.И. Кравченко
2019 год
ТИП УРОКА: защита проектов. Работа велась в группах, сформированных по интересам.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина; текст «Песни…»; карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI – XI вв.; эпиграф на доске («Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»); толковый словарь; необходимый набор канцелярских принадлежностей для учащихся.
Цели проекта:
- воскресить опоэтизированные Пушкиным страницы далекого прошлого;
- продолжить работу по развитию монологической речи, совершенствование умений анализировать художественные тексты;
- пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности;
- развитие творческих способностей учащихся;
создание ситуации, побуждающей к самостоятельному поиску решения проблемы.
Характеристика проектов, подготовленных к защите:
По характеру доминирующей в группе деятельности:
- научно – исследовательский;
- творчески – информационный;
- творческий.
По предметно – содержательной области: межпредметный (литература, история, изобразительное искусство).
По количеству участников: групповой.
По характеру контактов: внутриклассный.
По продолжительности выполнения: 1 блок (90 минут).
Этапы работы над проектом:
1. Замысел проекта:
- разрабатывался по совместной инициативе учителя и учащихся;
- проект стал значимым для учащихся 6-го класса.
2. Постановка проблемы:
- когнитивный метод – ведущий
- выявление актуальности поставленной проблемы.
Актуальность темы обусловлена необходимостью воспитания у подрастающего поколения интереса к далекому прошлому своего отечества, осознания гениальности великого поэта.
3. Этапы выдвижения гипотез:
- коллективное конструирование версий;
- разделение на группы;
- постановка частных задач;
- определение основных методических понятий исследования.
4. Планирование:
- составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;
- распределение заданий между членами группы.
5. Выполнение:
- Сбор информации, создание «информационного багажа».
6. Пошаговый анализ материала:
- синтез и анализ найденной информации, необходимой для доказательства предложенной гипотезы;
- обоснование практического применения результатов (в данном случае
- воспитание гражданина – патриота).
7. Социализация – защита выполненной работы.
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы продолжим изучение творчества А.С. Пушкина, гениального поэта, который напоминает нам о богатствах человеческой души, о свободолюбии, стремлении к миру, счастью, справедливости. И сегодня мы окунемся в далекое прошлое, задумаемся, что заставило поэта обратится к «преданьям старины глубокой» и создать «Песню о вещем Олеге». Какая проблема волновала ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте? Какова главная мысль этого произведения? Давайте об этом порассуждаем.
Инструкция:
Сегодня мы проведем большую работу, где каждый из вас попытается проявить себя как исследователь – историк и результаты деятельности в группе представит в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования вы оформите в виде тезисов – на листках ватманов, находящихся у вас на партах. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп.
Критерии оценивания:
1. Глубина знаний учебного материала
- Умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства
- Умение выделять главное
- Умение аргументировать и доказывать свое мнение
- Умение самостоятельно делать выводы
- Умение уместно цитировать
2. Оценка уровня творчества при защите
- Умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственными исследованиями
- Оригинальность защиты
3. Оценка наглядности
- Полнота доказательств
- Уместность отраженного
- Грамотность
- Эстетика
4. Оценка ораторского искусства:
- Умение вести дискуссию грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников
II. Создание проблемной ситуации
Почему Пушкин обращается к страницам далекого прошлого? Что в предании о гибели Олега интересует летописца, а что Пушкина?
III. Этапы поиска решения проблемы
Защита
1. Причины обращения к исследованию, формулирование проблемы - 3 минуты.
I группа: Ученые-историки
Тип проекта: научно – исследовательский (ученые-историки приглашают учащихся в заочное путешествие по Древней Руси и знакомят их с летописным источником «Песни…»
II группа: Поэты-литературоведы
Каким слогом написано произведение?
III группа: Режиссеры
Программа действий:
1. Определить места, где будут развиваться события фильма, в связи с этим установить, сколько будет частей в нем.
2. Назвать героев, участников событий (действующих лиц).
3. Наметить, из каких кадров будет состоять каждая часть фильма.
IV группа: Художники
Нарисуйте иллюстрации к данным цитатам (по выбору учащихся).
Цитаты:
1.«Князь по полю едет на верном коне…»
2. «Из темного леса навстречу ему едет вдохновенный кудесник…»
3. «Вы, откроки-други, возьмите коня…»
4. «И, тихо ступивши на череп коня, князь молвил…»
2. Какие чувства вызывает у вас баллада? Смогли бы вы изобразить эти чувства в цвете? Если да, то на отдельном листе покажите этот цвет. Его можно назвать цветом-символом.
IV. Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности
Деятельность Учителя:
- вовлечение в беседу, комментирование (по необходимости)
Деятельность учащихся:
- формулирование и запись в тетрадь вопросов и ответов, раскрывающих суть проблемы урока
Деятельность учителя при защите групп: контролирующая, обучающе-информативная.
V. Заключительное слово учителя
Подводя итоги сегодняшнего урока, я еще раз хочу акцентировать ваше внимание, ребята, на том, что «Песнь о вещем Олеге» - проявление интереса Пушкина к пролому нашего отечества. Свою «Песнь…» он создает в 1822 году, находясь в очередной ссылке, непросредственно увидев те края, где разворачивается события его стихотворной баллады. Пушкин обращается к далекой старине не потому, что мало интересного ему дает современность. История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы их современной жизни. Это страшные, горькие уроки. Это решение труднейших проблем.
Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Каким должно быть его творчество? Есть ли ответы в тексте? Сегодня мы его нашли. В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность. Именно словами волхва - «вдохновенного кудесника» Пушкин несомненно выражает свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декламирует независимость и преданность подлинной поэзии:
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что А.С. Пушкин в поисках доказательств своих взглядов на явления и события современной ему жизни уверенно и с глубоким пониманием обращается в своем творчестве к истории.
VII. Домашнее задание
Устное словесное рисование: «Кому из героев “Песни…” я поставил бы памятник и какой?»