Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 84 г. Минска»
Урок «Наш дом – наш мир»
Учитель:
Суходолец Светлана Ивановна
Дата проведения: 05.05.2020
5 класс
Минск, 2020
Урок «Наш дом – наш мир»
Цель: формирование у учащихся общего представления о жилище человека как общекультурной ценности.
Задачи:
— актуализировать представления учащихся о значении дома в жизни человека;
— охарактеризовать особенности жилища человека в разные исторические эпохи;
— формировать умение выделять и характеризовать элементы жилища человека;
— развивать уважительное отношение к жилищу человека и его особенностям в разных культурах.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
3. Выполнение заданий 1-3.
4. Физкультминутка. Зарядка для глаз.
5. Выполнение заданий 4-7.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Добрый день, ребята! Тема сегодняшнего урока «Наш дом – наш мир». Дом – это место, в которое стремится душа человека на протяжении всей жизни. Украшать, облагораживать свой дом свойственно каждому. Все вещи, предметы, находящиеся в доме, отражают характер и настроение их хозяев.
Задание 1
Учитель: В стихотворении Марины Цветаевой комната ее детства становится живой. Автор разговаривает с комнатой, задает ей вопросы.
Марина Цветаева, «Наша зала»
Мне тихонько шепнула вечерняя зала Укоряющим тоном, как няня любовно: – «Почему ты по дому скитаешься, словно Только утром приехав с вокзала? Беспорядочной грудой разбросаны вещи, Погляди, как растрепаны пыльные ноты! Хоть как прежде с покорностью смотришь в окно ты, Но шаги твои мерные резче... |
Учитель: Посмотрите внимательно на предметы, которые окружают вас в вашей комнате, вашем кабинете...
Выберите один из предметов и представьте, что он "живой", что он – герой нового мультфильма. Придумайте и расскажите историю этого предмета.
Например, «Жила-была Скрепка (Ваза, Шариковая ручка и т.д.)…»
Задание 2
Учитель: В Средние века вся культурная жизнь людей сосредотачивалась в замках. Замок был не только жилищем, не только оборонительным сооружением, но и ремесленно-торговым центром. Замки укреплялись по углам боевыми башнями, строились в окружении водных рвов, возводились на возвышении и маскировались лесными массивами. Единственный вход в замок – это подъемный мост. Стены замков, увенчанные зубцами, служили мощной защитой в случае нападения врагов.
Виртуальная экскурсия в Мирский замок (Беларусь)
Задание 3
Учитель: На смену замкам пришли дворцы – резиденции царствующих особ, высшей знати. Дворцы включали парки с фонтанами, скульптурами, водоемами. Своей величавостью они отличались от других жилых сооружений.
Дворцово-парковые комплексы строились в стиле барокко, который демонстрировал помпезность и вычурность дворцов или в стиле классицизма, которому характерна изысканность и сдержанность.
Посмотрите внимательно на сооружения дворцов.
Виртуальная экскурсия в Екатерининский дворец в Царском Селе (Россия)
Виртуальная экскурсия в Версальский дворец (Франция)
Физкультминутка. Зарядка для глаз.
Задание 4
Учитель: С XVII века дворяне, помещики строили усадьбы. Они были гораздо меньше по размерам, чем дворцы, и не имели большого количества декоративных украшений. Перед вами два усадебных дома.
Усадьба Хрущевых-Селезневых в Москве и Усадьба Любанских в Минске
Учитель: Назовите общие черты, характерные для усадеб.
Задание 5
Учитель: Жилище простого народа значительно отличается от дворцов, замков, усадеб. Рассмотри внимательно внутреннее убранство белорусской хаты и русской избы.
Учитель: Какие предметы встречаются в обоих интерьерах?
Задание 6
"Дом родной, знакомый с детства…" – это слова известной эстрадной песни о доме. Давайте прослушаем песню Алексея Гомана «Дом родной». Какие чувства она у вас вызвала?
Задание 7
Учитель: Вспомните названия мультфильмов, в которых дом является главным местом действия.
Я предлагаю вам дома нарисовать один из таких домов, а на следующем уроке устроим выставку.
Рефлексия
Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было самое интересное? Все ли получилось?
Спасибо всем за урок!