Урок 40
ЗВУКИ [б], [б’]. БУКВЫ Б, б
(«Букварь», с. 48)
Педагогическая цель: создать условия для ознакомлен учащихся с парными (по твердости - мягкости) согласными звуками [б], [б’] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: читать слова и придумывать с ними предложения, подбирать схемы к словам и слова к схеме, подбирать слова противоположные по значению, обогащение словарного запаса.
Личностные: выстраивают добрые отношения в учебном коллективе во время учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.
Познавательные: общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические осуществляют анализ пословицы, дают характеристику звуку.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Актуализация знаний
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Слушай, думай, наблюдай,
Отвечать не забывай!
Работа в парах (карточка) Приложение 1
- Буквы вышли на прогулку, надо вернуть их в домики. Обсудите в парах, какую букву в какой домик поселите и почему. Предупреждаю: одно окошечко может остаться пустым.
- Какие буквы вы поселили в первый домик?
- Почему?
- Почему этот домик красного цвета?
- Какие буквы вы поселили во второй домик?
- Почему?
- Почему второй домик сине-зелёный?
- Какую букву надо поселить на зелёную крышу? Почему?
- Пустое окошечко в каком домике осталось?
Что вы можете сказать о звуке с которым сегодня познакомимся?
Постановка учебной задачи
СЛАЙД 1 Приложение 2
- Это ключик не простой. Это ключик поможет нам открыть новые знания. Давайте узнаем, кто прислал нам на урок этот ключик.
Отрывок из песни «Буратино»
- Вы узнали этого сказочного героя?
СЛАЙД 2
- С какого звука начинается его имя?
- Как вы думаете, о чём будем сегодня на уроке говорить?
Усвоение новых знаний и способов действий
а) Работа с иллюстрацией
- Нашего героя зовут Буратино. Его имя начинается на звук б
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Есть ли у твёрдого звука парный мягкий звук? Приведите примеры слов, в которых звук б мягкий.
б) Знакомство с графическим образом буквы Б Приложение 3
- Для обозначения твёрдого и мягкого звука б есть буквы Б,б.
- Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
- Какая буква большая или маленькая нужна Буратино?
в) Чтение слогов, распределение их по твёрдости-мягкости согласных звуков
Приложение 4
СЛАЙД 3
- Буратино тоже ученик. А кто его учительница?
- Что общего у Буратино и Мальвины? (они куклы)
- Мальвина - кукла тряпичная, мягкая. А Буратино?
- Будем читать слоги и отдавать их Мальвине если согласные звуки в этих слогам мягкие, а если согласные звуки твёрдые отдадим деревянному Буратино.
г) Физ минутка
СЛАЙД 4
Игра «Твёрдый-мягкий»
- Если в словах слышен твёрдый звук б, то показываем нос, как Буратино. Если мягкий звук б, то делаем жест Мальвины.
Булка, белка, банан, бинт, болт, бинокль, берёза, бумага
д) Чтение слов в столбиках с 48
2 столбик
- Чем похожи слова? (в каждом слове есть буква б и л)
- Чем отличаются?(гласными буквами и в слове «бил» звук б- мягкий)
3 столбик
- Что изменилось в словах? (появляется новый слог)
- Продолжите ряд. (собрал, разобрал, подобрал)
4 столбик
Значение слов. Составление предложений со словами
5 столбик
- Кто сможет самостоятельно прочитать в Букваре слова последнего столбика.
На доске схемы слов Приложение 5
- Какая схема соответствует слову бар, баран, барабан?
- Придумайте слово к оставшейся схеме.
Физ минутка
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в сторону развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Закрепление понятия «слова противоположные по значению»
- Будем подбпрать слова противоположные по смыслу, такие чтобы они начинались на букву «Б»
Звучит музыка, дети идут по классу, музыка останавливается, рядом стоящие дети образуют пары
- Те, кто выше ростом скажет своему партнёру слово противоположное по знвчениб слову «ЧЁРНЫЙ»
Музыка. Стоп. Пары. Меньше ростом- «МАЛЕНЬКИЙ»
Музыка. Стоп. Кто выше – «ЗДОРОВЫЙ»
Музыка. Стоп. Кто ниже- «МЕДЛЕННЫЙ»
Работа с пословицей
Читаю пословицу.
- Как понимаете смысл пословицы?
- На какую букву начинается пословица?
- Сколько таких букв в пословице?
Итог урока. Рефлексия.
Вернуться к карточкам с домиками.
- Какую букву поселим в пустое окошко?
- Какой звук обозначает эта буква?
- Что ещё узнали о букве Б?
- Помог нам ключик Буратино открыть новые знания?
- У вас на партах тоже есть волшебные ключики. (Приложение 6)
- Первый ключик- внимательность, второй- старательность, третий- активность. Если на уроке вы были внимательны, старательны и активны, раскрасьте все три ключика. Вы можете раскрасить и два и один только ключик.
Опрашиваю детей, сколько ключиков они раскрасили и почему.