Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему:
"Мягкий знак — показатель мягкости в конце и середине слов"
Цель: Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.
Задачи урока:
Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.
Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.
Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; сравнивать, анализировать, делать выводы.
Тип: урок-закрепление
Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический, демонстрационный, метод самостоятельной работы.
Формы: фронтальная работа, в группах, индивидуальная работа, коллективная.
Оборудование: презентация, мультимедия, карточки со словами и пословицами, отметки для рефлексии.
Ход урока.
I. Организационный этап.
Создание психологического комфорта. Чтение стихотворения.
Прозвенел звонок веселый!
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем!
Мы работать начинаем!
Я желаю всем присутствующим, чтобы этот урок принес вам радость познания и подарил положительные эмоции и хорошее настроение.
-К какому уроку мы приготовились? (к уроку русского языка)
-Давайте откроем тетради и запишем число. (Обратить внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.)
-Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)
-Верно. И поэтому для начала выполним гимнастику для пальчиков.
II. Пальчиковая гимнастика.
Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
Фонарики зажглись! Фонарики погасли!
(пальцы выпрямить) (пальцы сжать)
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
нам дорогу освещают!
III. Минутка чистописания.

- Пальчики размяли, а теперь – минутка чистописания. Буква чистописания сегодня спряталась в лесу, поэтому нам надо отправиться в лес. Вы согласны погулять в лесу? (…) Тогда глазки закрыли и представляем зимний лес. (звучит музыка).
Слайд 3
- А теперь откройте глаза и посмотрите, кто нас встречают? (лось, рысь, снегирь, медведь, олень,)
Кто по зарослям идет,
На ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь.
Этот зверь — рогатый... (лось)
Бродит хищный кот в лесах
С кисточками на ушах.
Дальше от него держись —
Быстро нападает... (рысь)

Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит... (медведь)

У него на голове…
Ветки. Даже целых две.
Говорят всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать вам не берусь.
Их носит ему не лень,
Потому что он …(олень)
У 
,
-А какие деревья растут в нашем лесу? (ольха, ель, пальма, пень)


Ольха, как девочка, скромна, изящна и стройна. В серёжках маленьких она
и в шишечках она.
У безногой табуретки
Раньше были ствол и ветки.

Я росту, чтоб в Новый год, Благородна и стройна, Плыл веселый хоровод, Из субтропиков она. Зелена я и свежа, Листья резные. И похожа на Ежа, Стволы нитяные. (пальма)
И в жару или метель, Называют меня… ( ель)
- Что общего в этих словах? (на конце стоит мягкий знак)

Мы напишем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так: (показать написание)
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
( А.Шибаев )
IV. Постановка проблемы

- Попробуем сформулировать тему урока. (Слова с мягким знаком)
- Какие задачи поставим перед собой? (Научиться правильно писать слова с мягким знаком)
Физкультминутка
V. Работа над новым материалом.
- Я хочу вас ребята познакомить с сказкой. Вы послушайте её, а потом попробуем ответить на вопрос для чего нужен мягкий знак?
В Азбуке было много жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто не хотел с ним дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:
Любо-дорого взглянуть
Птичка – красненькая грудь!
Дом родной мой – Сибирь.
А зовут меня? (снегирь)
Стали буквы составлять слово. Встали на нужные места и вышло: СНЕГИР. Решили помочь гласные. Пришла И получилось слово СНЕГИРИ, пришла Я получилось СНЕГИРЯ. Решили позвать Ь получилось СНЕГИРЬ. С тех пор не обходятся буквы без Ь.
- Кто может сказать, для чего в русском языке мягкий знак?
- Прочитаем правило на с.124.
- Приведите примеры слов с Ь.
VI. Первичное закрепление нового материала.
- Ребята к вам заглянули в гости зайки с нашей лужайки Боська и Небоська, у них в корзинках для вас задание, а они не могут справиться с ним. Давайте поможем двум братьям, разложить грибочки по порядку, так, чтобы получились слова
- Прочитайте слова, которые лежат у вас на парте. На какие 2 группы их можно разделить? (“мягкий знак” - в середине, “мягкий знак” - на конце)
Карась, яблонька, апрель, альбом, лошадь, коньки; лебедь, снегирь, васильки, пальто, медведь, галька; львы, конь, радость, реченька, тюлень, ступеньки; льдина, мальчик ,коньки, декабрь, мебель, огонь.

(обсудить все возможные деления слов на группы, вывести к нужному делению)
- Запишите слова в тетради, подчеркните “мягкий знак” и предшествующую согласную.
- А теперь эти слова отдадим Боське и Небоське. Слова с мягким знаком в середине дадим Авоське, а слова с мягким знаком на конце – Небоське. (дети прикрепляют слова у доски в 2 столбика).
VII. Рефлексия
На партах лежат карточки с пословицами. Прочитайте их. Объясните смысл пословиц.
Повторять да учить - ум точить.
Мало уметь читать, надо уметь думать.
Учение — путь к умению.
- Какая пословица говорит о том, что если будем повторять, то будем умными. Дома вы тоже повторите правило и выполните упражнение 204 (стр.125).
- А сейчас запишите любую пословицу по памяти. Подчеркните букву, которая не обозначает звук.
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- Что мы узнали на уроке о мягком знаке?
Стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик)
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!
- Что понравилось на уроке?
- А что бы ещё хотели узнать?
- Что показалось трудным?

Составила учитель Черненко И.Н.
Войковская ОШ І-ІІІ ст.
Амвросиевского р-на
Донецкая Народная Республика