СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира, 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира, 1 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира, 1 класс»


МБОУ «СОШ №8»


Технологическая карта урока окружающего мира






Учитель: Шипачева Ольга Геннадьевна











Цели деятельности учителя

Формировать представления об отличительных особенностях строения насекомых

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Научатся: сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю.

Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

Метапредметные: Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, искать средства её осуществления.

Познавательные: общеучебные – строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных насекомых; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам, осуществлять поиск существенной информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою,

Личностные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного

отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Методы

-проблемный

-частично-поисковый

-словесно-логический

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы

Учебник «Окружающий мир 1 класс» А.А.Плешаков 1 часть, презентация на тему «Кто такие насекомые?», атлас- определитель «От земли до неба» А.А.Плешаков, карточки для индивидуальной и групповой работы.


















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

2

3

4

1. Организационно - мотивационный этап

Цели: подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Всем, всем - добрый день! 
Прочь с дороги, злая лень! 
Не мешай учиться, 
Не мешай трудиться! 

Я желаю вам отбросить лень ,унести с урока багаж новых знаний.

Встают у своих парт. Тихо садятся на места.



Регулятивные: волевая саморегуляция


Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания учиться.


2 Актуализация и пробное учебное действие

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Отгадайте загадку:

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)

-Догадались, кто к нам пришел?

Он приглашает нас в гости.

Закройте глаза. Мы отправляемся . (дети слышат звуки луга)

Откройте глаза (слайд луг). Ой, что за звуки, где мы?

Луг-это большой дом. По звукам можно угадать, кто здесь живет?

Как назвать их одним словом.

О чем мы сегодня поговорим? (О насекомых).

Тема урока: НАСЕКОМЫЕ. (слайд)

Отгадывают загадку





Закрывают глаза, слушают звуки луга.






Высказывают свое мнение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других


Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам

3 Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний.

Муравьишка этим летом сделал много фотографий своих друзей. Одна из них есть в учебнике на стр. 32.

-Рассмотрите верхнюю фотографию.

-Назовите друзей муравьишки. (многоножка, рак, паук, богомол)

-Как вы думаете, все ли его друзья являются насекомыми? По каким признакам определяли?

(высказывают разные мнения.)

Кто же прав?-Почему ваши мнения разделились? ПРОБЛЕМА!

Рассматривают иллюстрацию на стр.32








Высказывают свое мнение, сталкиваются с проблемой.

Личностные: личностная саморефлексия


4 Построение проекта выхода из затруднения

Цель: самостоятельное формулирование учащимися задач урока, а так же путей их реализации (реализация идеи педагогического сотрудничества).

Подумайте, что бы вы хотели узнать о насекомых?

Предлагаю начать свой вопрос с фразы:

Я ХОЧУ УЗНАТЬ… (слайд)

Помощниками вам будут слова:

-кто…

-какие…

-как…

-почему… ( слайд)

Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ…

- Из всех ваших вопросов я поняла, что вам интересно узнать:

1 Узнать каких животных называют насекомыми.

2 Научиться определять насекомых. (слайд)

Строят проект выхода из затруднения












Регулятивные: умение определять учебную задачу, составлять план действий по решению возникшей проблемы.


Личностные: умение определять для себя смысл учебной деятельности, личностная позиция.





5 Реализация построенного проекта

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

























Цель: снятие утомляемости, восстановление и активизация организма для дальнейшей работы.







-Муравей не зря пришел на урок с лупой. Он как и вы хочет провести исследование и выяснить строение тела насекомого. Бабочка ему по секрету сказала, что вот она уж точно-насекомое. Исследуйте, из каких частей состоит тело бабочки. Она села отдохнуть на стр.32. А свои научные исследования заносите в таблицу.

Прежде чем начать, повторим правила работы в группе (слайд)

Итак, начинаем работу.

Крылья (+,-)_________

Тело из 3 частей (Голова, грудь, брюшко) (+,-)_______

Ноги ( посчитать ________)

Усики (+,-)_________

Глаза (+,-)__________

Вывод: крылья есть, тело из 3 частей, 6 ног, усики есть, глаза есть,

Как вы думаете, что же отличает насекомого. Что есть только у насекомых и ни у кого более? (6 ног)

Вывод: (слайд)Насекомые-животные, у которых 6 ног.

-Предлагаю оценить свою работу на данном этапе. (если вы поняли , каких животных называют насекомыми-поднимите зеленый смайлик. Если затрудняетесь-то красный.)


Физминутка « Бабочка»
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась,

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На четыре- полетела.

У цветка остановилась,

Над ромашкой покружилась. 

Работают в группе по плану


















Делают вывод






Оценивают себя (красный, зеленый смайлик)










Коммуникативные:

Умение слушать и извлекать нужную информацию, умение работать в группе

Познавательные:

Умение на основе анализа делать выводы; построение логической цепи рассуждения

Личностные: Личностная саморефлексия, гражданская идентичность.


6 Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи

Цель: первично закрепить новые понятия


Теперь мы выяснили, кто является насекомым. Используя полученные знания проанализируйте фотографию и скажите: Кто же насекомое? А паук? А сам муравьишка?

Муравьишка благодарит вас за работу. Он в вашей помощью узнал много нового, в том числе и о себе.

Работают по иллюстрации учебника на стр. 32. (индивидуально)

Коммуникативные:
умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли.

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме,
строить логическую цепь рассуждений.

7 Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку по эталону.







Цель: снятие утомляемости, восстановление и активизация организма для дальнейшей работы.

На стр.33 Муравьишка поместил еще одну летнюю фотографию. Проверьте, это насекомые? Какой признак использовали (6 ног).Но он забыл фото подписать и теперь не знает кто там изображен.

-Послушайте, что говорит муравьишка: назовите этих насекомых. Неизвестных вам узнайте с помощью атласа-определителя. ЗАТРУДНЕНИЕ!!! Тогда обращаемся к атласу–определителю (проверка по слайду)


Физминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.


Коллективное обсуждение. Работают с атласом –определителем «От земли до неба» (в группе)




Сверяются с эталоном.







Коммуникативные : умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей


Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.


Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста


Коммуникативные: умение слушать и извлекать нужную информацию, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

8 Включение в систему знаний и повторения

Цель: тренировать навыки нового содержания совместно с ранее изученным

Как вы думаете, где пригодятся вам полученные знания? Будете знать насекомых- сможете разгадать кроссворд (слайд).

Однажды муравьишка тащил соломинку в свой муравейник и услышал такой разговор.


Сказка «Спор животных» (по ролям)

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит: «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …

– Продолжите сказку. Как вы думаете, что решили животные?

Вывод: «Насекомые все нужны».

Послушайте стихотворение. Про кого оно?

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

Природа мать им жизнь дала.

У них всегда свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых луг, друг мой

И одинокий, и пустой….



-Какие правила нам с вами нужно соблюдать в природе, чтобы не навредить насекомым. (слайд)

-Выберите себе одну картинку с насекомым. Присмотритесь внимательно. Подумайте, какого важного признака всех насекомых недостает. Дорисуйте то, что считаете нужным.

-Что вы дорисовали? Сколько? Почему?

Разгадывают кроссворд (фронтальная работа)





Слушают сказку

















Высказывают свое мнение (фронтальная работа)








Слушают стихотворение










Дорисовывают ноги насекомому (индивидуальная работа)

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания


Регулятивные: контроль, коррекция, оценка


Познавательные: анализ, синтез, обобщение, понимание текстов, извлечение необходимой информации, моделирование,

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений, выведение следствий, доказательство, осознанное и произвольное построение речевого высказывания











9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель:подвести итог проделанной работе на уроке, зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


 Вернемся к началу урока.

-Назовите тему урока.

Припомните, что хотели узнать для себя?

Кто достиг своей цели? Что узнали?

Кому предстоит повторить дома изученный материал? (смайлики)

Называют тему и учебную задачу.




Оценивают себя (красный, зеленый смайлик)




Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.






























САМОАНАЛИЗ УРОКА



Тема урока: Кто такие насекомые?


Тип урока: Урок «открытия» нового знания


Цель деятельности учителя: Формировать представления об отличительных особенностях строения насекомых

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Научатся: сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю.

Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, искать средства её осуществления.

Познавательные: общеучебные – строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных насекомых; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам, осуществлять поиск существенной информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою,

Личностные: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного

отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Методы:

-проблемный

-частично-поисковый

-словесно-логический

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир 1 класс» А.А.Плешаков 1 часть, презентация на тему «Кто такие насекомые?», атлас- определитель «От земли до неба» А.А.Плешаков, карточки для индивидуальной и групповой работы.


1. Организационно - мотивационный этап

Цели: подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

На этом этапе учащиеся получают положительный настрой на урок.

Формируемые УУД:

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания учиться.

2 Актуализация и пробное учебное действие

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

На этом этапе учащиеся отгадывают загадку и после слухового восприятия отрывка высказывают свое мнение о том, кто мог издавать такие звуки. Делают вывод, что это насекомые.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам

Формировать представления об отличительных особенностях строения насекомых

3 Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний.

Личностные: личностная саморефлексия

На этом этапе учащиеся высказывают свое мнение, сталкиваются с проблемой. Не могут определить кто является насекомым.

4 Построение проекта выхода из затруднения

Цель: самостоятельное формулирование учащимися задач урока, а так же путей их реализации (реализация идеи педагогического сотрудничества).

Строят проект выхода из затруднения

Регулятивные: умение определять учебную задачу, составлять план действий по решению возникшей проблемы.

Личностные: умение определять для себя смысл учебной деятельности, личностная позиция.

5 Реализация построенного проекта

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

На этом этапе учащиеся работают в группе по плану, делают вывод о том, какой главный отличительный признак насекомых. Оценивают свою работу.

Коммуникативные:

Умение слушать и извлекать нужную информацию, умение работать в группе

Познавательные:

Умение на основе анализа делать выводы; построение логической цепи рассуждения

Личностные: Личностная саморефлексия, гражданская идентичность.

Физминутка. Цель: снятие утомляемости, восстановление и активизация организма для дальнейшей работы.

6 Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи

Цель: первично закрепить новые понятия

Учащиеся самостоятельно работают с учебником. На основе полученных знаний выясняют для себя кто на самом деле-насекомое. Разбираются в ошибках, допущенных в начале урока.

Коммуникативные:
умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли.

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме, строить логическую цепь рассуждений.

7 Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку по эталону.

Используя новые знания как эталон, учащиеся пытаются расширить границы неизвестного при помощи атласа- определителя «От земли до неба»

Коммуникативные : умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста

Коммуникативные: умение слушать и извлекать нужную информацию, уметь оформлять свои мысли в устной форме

Физминутка.

8 Включение в систему знаний и повторения

Цель: тренировать навыки нового содержания совместно с ранее изученным

Фронтально учащиеся разгадывают кроссворд на изученную тему, высказываются о правилах бережного отношения к насекомым. Индивидуально дорисовывают недостающую часть тела (ноги)

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, понимание текстов, извлечение необходимой информации, моделирование,

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений, выведение следствий, доказательство, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

9 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке, зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учащиеся припоминают тему и учебную задачу урока. Оценивают себя при помощи смайликов.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.