Урок: окружающий мир
Класс: 4
Тема: Леса России
Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Задачи:
Образовательные:
-сформировать общее представление о лесной зоне, об особенностях природы, животного и растительного мира, значении леса в жизни человека;
- познакомить с новыми понятиями и определениями;
-продолжить формировать умения работать с картой природных зон;
- уметь находить и показывать предложенные географические объекты.
Развивающие:
- развивать умение анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы;
-развивать навыки работы учащихся в паре через работу с текстом учебника и другими источниками информации;
-развивать логическое и аналитическое мышление, произвольное внимание, развивать связную речь; -развивать творческие способности;
-формировать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
-познакомить с правилами поведения при посещении лесной зоны.
-создавать доброжелательную атмосферу на уроке;
- воспитывать чувства патриотизма, ответственности, любви к природе России;
- воспитывать экологическую культуру учащихся;
-повышать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные:
-осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
-самоопределение внутренней позиции школьника (принятие и освоение новой социальной роли);
- привлекательность возможных результатов урока.
Личностная значимость этих результатов;
-осознание своих возможностей в учении, способность видеть свои достоинства и недостатки;
- сформированность мотивации учебной деятельности (любознательность и интерес к новому, к способам решения проблем, к достижению результата)
- сформированность морально – этических суждений (способность оценить свои поступки и действия других людей, сформированность основ гражданской идентичности).
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире.
Предметные: овладение элементарными практическими умениями и знаниями, использование географических карт.
1.Орг.момент
2. Актуализация знаний и умений.
Повторение
-Какую природную зону мы изучали на предыдущем занятии? (Это была зона тундры.)
-Покажите на карте. Где она расположена?
Поиграем в игру «Верно/неверно»
1.зона тундры протянулась с запада на восток по побережью Северного Ледовитого океана (+);
2.природные условия тундры суровы: холодная зима и короткое прохладное лето (+);
3.главное занятие коренного населения - это земледелие (-);
4.в тундре обитают песцы, лемминги, волки (+);
5.растения тундры высоко тянутся к солнцу (-);
6.дикие северные олени обычно живут стадАми (+);
7.в тундре добывают нефть и природный газ (+);
8. летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек(+).
Тест (взаимопроверка) а, в, б, б, в, б, а, б
«5»- без ошибок
«4»- 1-2 ошибки
«3»- 3-4 ошибки
«2»- 5 и более
3. Самоопределение к деятельности. Поставка учебной задачи.
Работа со стихотворением
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! ( С.Погореловский)
-Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся сегодня на уроке? (Леса России)
- Автор стихотворения пишет «Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит «дремучий»? (тёмный, густой, труднопроходимый)
- А все ли леса в России дремучие? (нет, есть и светлые)
- Какие учебные задачи ставит перед нами Муравьишка?
Просмотр видео на РЭШ
4.Изучение нового материала.
Работа с картой
- Покажите на карте
-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
-Какая она, в сравнении по площади, с другими природными зонами?
-Почему зона лесов раскрашена разными оттенками зеленого цвета, с чем это связано?
–Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена цветом.)
–Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла, света и влаги больше.)
Давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны. Я предлагаю Вам поработать по рядам. Каждому ряду необходимо подготовить свое сообщение по заданию на карточках (у каждого на парте). Вы работает в парах на своих местах. При ответе ребята каждой пары ряда будут дополнять друг друга.
Работа в группах: Кто закончит-встаем
Первый ряд –расскажет о том, что такое тайга, природные условия и какие деревья растут в тайге (учебник стр. 69- 72 вверху)
Что называют тайгой?
Природные условия тайги.
Что общего у всех растений тайги?
Какие растения растут в тайге?
Второй ряд–расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 73)
1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
2. Природные условия этих лесов.
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах.
Третья группа–расскажет о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 72, иллюстрация с.70-71)
Птицы тайги, что их объединяет. (разнообранзие)
Животные тайги, что их объединяет.(разнообразие)
Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах: окрас, что делают зимой, способ питания).
Цепи питания
Физ.минутка
Выступления учащихся.
Итог урока
- Какие учебные задачи ставил перед нами Муравьишка?
- Какие бывают леса?
- Чем отличается природа лесных зон?
6. Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке.
7. Просмотр слайда «Леса России»https://www.youtube.com/watch?v=r2uDrJYticU
-Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм-слайд Н.Минеева «Леса России»
-Какие эмоции у вас вызвал этот фильм? А чувства? О чем этот фильм?
-Почему Россию называют страной лесов? (В России самое большое количество лесов).
-Правильно. Мы можем этим гордиться. Наши леса- настоящее достояние страны.
Д\з карточка 1 и 2 пункт
1. 1группа (слайд 6)
Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут:
Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно
Сосна -хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлы и сухие .
Пихта -отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница -единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки
Кедр. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.
Выступление 2 группы.(читают задание)
К югу на смену тайге приходит смешанный лес
В нем наряду с хвойными деревьями растут и лиственные деревья. Зима в таком лесу мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. В смешанном лесу другие условия: светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Много кустарников и трав.
В таких лесах растут: береза, осина, ольха.
Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающего семенами.
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными. Климат этих районов достаточно мягкий, много осадков, света и тепла. Здесь растут теплолюбивые растения, они имеют крупные листья, на зиму листву сбрасывают, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
Клен бывает с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена крылатые.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы - темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком
Выступление 3 группы
(Примерный рассказ)
«Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких зверей, много птиц, насекомых. Для животных нет границ - они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.
Кедровка– таёжная птица. На зиму делает запасы из кедровых орехов. Часть этих орехов она потом не находит , и они на новых местах дают всходы.
Бурундук -похож на белку, но почти вдвое меньше ее. Хорошо заметный отличительный признак бурундука - пять темных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе под упавшими деревьями или пнем.
Белка-летяга– родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать на расстояние до 40-50 метров: у неё перепонки между передними и задними лапками.
Соболь - хищник. Его основная добыча- грызуны. Соболь предпочитает жить в темной, глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда -то соболь был многочислен, но из-за красивого, дорогого меха, их почти совсем уничтожили.
Рысь -хищница, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки. А на ушах- кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Лось - лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, влезать на деревья, плавать.
Тест «Зона Тундры»
1. Зона тундры расположена ...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.
2. В тундре...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
3. Главное занятие коренного населения тундры - ...
а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.
4. Растения тундры ...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
5. К тундровым растениям относятся ...
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.
6. В тундре обитают ...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.
7. Укажи верную цепь питания:
а) растения — лемминги — полярные совы;
б) комары, мошки — полярные куропатки — песцы;
в) растения — кречеты — волки.
8. Тундровый заповедник расположен ...
а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.
Первый ряд –расскажет о том, что такое тайга, природные условия и какие деревья растут в тайге (учебник стр. 69- 72 вверху)
Что называют тайгой?
Природные условия тайги.
Что общего у всех растений тайги?
Какие растения растут в тайге?
Второй ряд–расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 73)
1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
2. Природные условия этих лесов.
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах.
Третья группа–расскажет о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 72, иллюстрация с.70-71)
Птицы тайги, что их объединяет. (разнообранзие)
Животные тайги, что их объединяет.(разнообразие)
Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах: окрас, что делают зимой, способ питания).
Цепи питания
Первый ряд –расскажет о том, что такое тайга, природные условия и какие деревья растут в тайге (учебник стр. 69- 72 вверху)
Что называют тайгой?
Природные условия тайги.
Что общего у всех растений тайги?
Какие растения растут в тайге?
Второй ряд–расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 73)
1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
2. Природные условия этих лесов.
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах.
Третья группа–расскажет о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 72, иллюстрация с.70-71)
Птицы тайги, что их объединяет. (разнообранзие)
Животные тайги, что их объединяет.(разнообразие)
Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах: окрас, что делают зимой, способ питания).
Цепи питания