СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира»

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

Учебный корпус «Колледж Дорогомилово»









Конспект урока

по окружающему миру

в 2 классе

студента 41 Ш группы, 4 курса

Раджибаевой Дарьи Юрьевны









Отметка

Подпись

Учитель Горелова И.А



Методист Уймина Т.Н




















8 апреля 2022 года



Тема урока: «Живая природа весной»

Образовательная система (УМК): Школа России, Плешаков А.А, 2 класс.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование знаний обучающихся о весенних явлениях в живой природе и их связи с весенними явлениями в неживой природе.

Задачи урока:

Образовательная

  • актуализировать знания детей о природе, отличительных особенностях неживой природы и живой природы;

  • создать условия обучающимся для умения на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой в совместной учебно-познавательной деятельности.

  • познакомить с понятиями «живая природа».

Развивающая

  • развивать интерес к предмету, устную речь, кругозор, наблюдательность, логическое мышление, воображение.

Воспитательная

  • учить работать самостоятельно;

  • формировать умение слушать и вступать в диалог;

  • воспитать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

  • повысить познавательный интерес к предмету.


Планируемые результаты урока:

Личностные:

- проявлять целостный взгляд на мир в многообразии и взаимосвязи объектов природы; -формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

-осознавать личную ответственность за свои поступки по отношению к природе.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-осуществлять самопроверку;

-отвечать на итоговые вопросы;

-оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные:

-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-закреплять умение работы самостоятельно в процессе работы на уроке;

-распознавать на слух вопросы и отвечать на них.

Предметные:

-различать признаки живой и неживой природы;

-уметь называть признаки неживой природы.

Средства обучения: Конспект урока. Учебник – Окружающий мир 2 класс Плешаков часть 2 (2 полугодие) 87-89 стр.; рабочая тетрадь – А. А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. 2 часть (2 полугодие), стр.; технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, презентация, приложение 1.

Литература:

1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, – 3-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2018 – 45с.

2. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.: ил. – (Школа России).

3. Учебное издание. Серия «Школа России». Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1.

4. https://testschool.ru/2018/09/22/test-po-okruzhayushhemu-miru-ohrana-rasteniy-3-klass/

5. https://aneco.ru/uzniki-krasnoy-knigi/

6.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2010/07/11/fizkultminutki-na-urokakh-okruzhayushchego-mira

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся/деятельность учащихся

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

(2 мин.)


Подготовить обучающихся к работе на уроке, сконцентрировать внимание детей в начале урока;

создать условия для возникновения внутренней потребности включения обучающихся в учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь и пенал. Все готовы? Отлично, присаживайтесь на свои места.

-А почему очень важно на уроке спину держать ровно, ноги ставить правильно и не наклоняться низко над партой? (Чтобы была красивая осанка, хорошее зрение и было легко дышать)


Беседа, словесный метод. Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку, садятся за парты. Отвечают на вопросы учителя.


  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Актуализировать знания обучающихся по уже изученным темам, с целью подведения к теме урока;

организовать самостоятельную проверку выполнения работы с последующей фиксацией полученных результатов.

Ребята, послушайте загадку.

Она приходит с ласкою и со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

О каком времени года говорится в этой загадке?(О весне).


Вспомните, ребята, что мы начали изучать на прошлом уроке?

Мы начали изучать весенние явления в неживой природе.

Давайте проверим, как вы усвоили эти знания. На столах у вас лежат сигнальные карточки с буквами, каждая буква соответствует варианту ответа на вопросы, которые будут появляться на экране. Вы будете поднимать карточку с буквой, которая, по вашему мнению, является правильным ответом. Внимание на экран.

1. День с приходом весны стал:

а) короче б) длиннее в) остался таким же.

2. Температура воздуха стала:

а) выше б) ниже в) не изменилась.

3. Как называется первый месяц весны?

а) май б) март в) апрель.

4. Как называется мартовская весна?

а) Весна воды б) Весна света в) Весна зелени.

Какой знак-символ мы можем выбрать для обозначения Весны света? (Солнышко).

Солнышко поднимается выше, стало теплее, начинает таять снег. Талые воды заполняют все вокруг.





5.Какие явления природы можно наблюдать только весной?

а) ледоход б) снегопад в) половодье.

Талые воды пропитывают землю, везде лужи. Реки выходят из берегов. Начинается следующий этап весны.

6. Как называется второй этап весны?

а) Весна воды б) Весна зелени в) Весна света.

Какой знак-символ мы можем выбрать для обозначения Весны воды?

(Капельку)

7. Какие изменения происходят весной с деревьями?

а) набухают почки б) опадают листья в) никакие.

8. Какие явления происходят весной в жизни животных?

а) просыпаются от спячки б) впадают в спячку в) вьют гнезда.








Объяснение (инструктаж). Беседа. Словесный метод. Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод.

Работа с дидактическим материалом.

  1. Выявление места и причины затруднения


Организовать выявления обучающимися места и причины затруднения.

Все ли вопросы, на которые вы сейчас отвечали, характеризуют явления в неживой природе? (нет)

Какие вопросы не относятся к теме прошлого урока? (вопросы об изменениях в жизни животных и растений.

А о какой природе в них спрашивается? (О живой природе).



Беседа. Словесный метод. Дети читают текст.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, средства, план реализации цели урока)

Подвести обучающихся к теме, формулировке целей и задачей урока, а также к составлению плана проекта создания системы знаний.

- И так тема нашего урока «В гости к весне. Живая природа».

- Сейчас определим его цель.

Какую цель вы сегодня перед собой поставите? (Ответы детей)

Я учла ваши варианты, давайте посмотрим какую цель поставила я на сегодняшний урок.

Сформулируйте (на доске слова не по порядку, обучающимся нужно правильно расставить)

Цель: изучить весенние явления в живой природе и их связь с явлениями в неживой природе.

Правильно!

Давайте прочитаем задачи:

Какие задачи мы поставим перед собой на урок?

- На уроке мы будем учиться определять что относится к живой и неживой природе; узнаем, какая бывает природа; научимся различать явления неживой природы весной; будем учиться находить явления живой и неживой природой весной.

Беседа. Словесный метод. Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод.

  1. Реализация построенного проекта

Организовать деятельность обучающихся с целью реализации построенного проекта, направленного на построение системы знаний.


А какие весенние явления в живой природе вы знаете?

Появляются и распускаются цветы.

А какие цветы распускаются первыми?

(Мать-и-мачеха, медуница)

Посмотрите на экран. В весеннем лесу могут встретиться и другие первоцветы. Показывает слайды с печеночницей благородной и чистяком весенним.

Первичное закрепление знаний о раннецветущих растениях.



А теперь откроем учебник на странице 88 и прочитаем текст о раннецветущих растениях. Первый абзац прочитает… . Хорошо. Второй абзац читает… .

Чем же схожи все первоцветы? Что необходимо для их появления в лесу?( Свет, тепло, влага и запас питательных веществ).

Какой знак-символ мы можем выбрать для обозначения раннецветущих растений? (Цветок).

Правильно, молодцы. Прикрепляет знак-символ на доску.

Помните, ребята, что природа весной особенно беззащитна и нуждается в нашей помощи и защите. Многие весенние цветы занесены в Красную книгу и их нельзя рвать.

Мы хорошо поработали, но немного устали.

Посмотрите на экран. В весеннем лесу могут встретиться и другие первоцветы. Показывает слайды с печеночницей благородной и чистяком весенним.

Давайте немного отдохнем

Беседа. Словесный метод. Рассказ учителя. Объяснение (инструктаж). Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод. Ученики выполняют упражнения, проговаривая все во внешне речи.

6. Первичное

закрепление с

проговариванием

во внешней речи


Организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково.


Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)


Итак, продолжим наш урок

Садитесь, ребята и продолжим наш урок.

Ранней весной распускаются не только цветы, но и деревья.

Дома вы должны были провести эксперимент с веточками ивы.

Первую веточку нужно было поставить в баночку с водой и на подоконник, вторую в баночку без воды на подоконник, третью в баночку с водой и в холодильник.

Какие же результаты вы получили?

-У веточки,поставленной в воду и на подоконник - распустились барашки, пушинки).

У веточки, поставленной в воду и в холодильник - ничего не произошло.

А веточка, поставленная в баночку без воды – засохла.

А теперь посмотрите, что получилось у меня. Показывает результаты своего опыта.

Сделайте вывод. Что нужно растениям, чтобы они проснулись от зимнего сна.

Свет, тепло, вода.

Молодцы, мои юные наблюдатели.

А вот писатель Николай Сладков, наблюдая весной за ивой, увидел целый пир. У вас на столах лежит листок с текстом

По ходу чтения следите глазками и постарайтесь запомнить всех, кто прилетел на пир.

Кого же писатель увидел у ивы первым, вторым ……?

(Называют)


Как, можно, одним словом назвать гостей пира?( Насекомые).

Почему так много насекомых слетелось к иве? (Еще мало цветущих растений).

А почему пиру наступит конец, как только зазеленеет ива? ( Не знаем).

Я вам расскажу. Ива цветет до появления листиков, потому, что она опыляется с помощью ветра, чтобы листики не мешали разлетаться пыльце. Поэтому с появлением листиков ива отцветает и пиру конец.


Зацвели раннецветущие, появились насекомые. Какой знак-символ можно выбрать для их обозначения.


Д: Жучка.


У: Прикрепляет на доску жучка.


Ребята, весной природа меняется каждую секунду. Наблюдайте за ней, любуйтесь, ловите каждый миг, как это делал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Он создал целый цикл музыкальных произведений «Времена года». Закройте глаза и послушайте музыкальную пьесу «Апрель». А ваши глазки немного отдохнут. (Закрывают глаза и слушают пьесу).


Что вы представляли, слушая это произведение П.И. Чайковского? (Ответы детей).


Посмотрите на доску. У нас сложилась схема-модель весенних явлений в неживой и живой природе.


Кого мы можем добавить в нашу схему? Кто прилетает, когда появляются насекомые? (Прилетают птицы).

Правильно. А какие птицы прилетают к нам первые? (Грачи, жаворонки, скворцы).

Какой знак-символ мы выберем для обозначения птиц? (Скворечник).

Молодцы.




  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Создать условия по организации самостоятельной работы обучающихся с последующей самопроверкой по эталону.

Работа в группах

-Сейчас мы поработаем в группах, вам нужно разделиться

на 3 группы, но для начала мы вспомним правила работы в

группе.

- Кто может рассказать их?

1 группа

Алгоритм:

1.прочитать задание

2. распределить вопросы на подгруппу

3. выделить главного кто будет отвечать

Задание:

Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы

весной по плану

1.Весна приходит к нам сразу после ________.

3.Весну можно узнать по таким признакам _______,

4.Какие звери просыпаются после спячки?

5.Какая особенность у зверей, которые только проснулись?

6.Охраназверей и птиц.

7.Какие птицы прилетают к нам весной?

8.Какое главное условие должно быть, чтобы птицы

вернулись?

2 группа

Алгоритм:

1.прочитать задание

2. распределить вопросы на подгруппу

3. выделить главного кто будет отвечать

Задание: Возьмите карточки и восстановите истинную

последовательность событий в весеннем периоде (расставить

цифры от 1 до 5 возле каждого предложения так, чтобы был

правильный порядок).

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

- Проверка по слайду.

3 группа

Алгоритм:

1.прочитать задание

2. распределить вопросы на подгруппу

3. выделить главного кто будет отвечать

Задание: Ваше задание – составить рассказ о пробуждении

природы весной по плану

1. Весна приходит к нам сразу после ________.

2. Весенние месяцы – это ____,_____,_____.

3. Весну можно узнать по таким признакам _______,

4. Какие раннецветущие растения появляются весной?

5. Какая особенность раннецветущих растений?

6. Охрана раннецветущих растений.

7. Какие птицы прилетают к нам весной?

8. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы

вернулись?

9. Какую пользу приносят птицы?

10. Забота о птицах весной



Беседа. Словесный метод. Объяснение (инструктаж). Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод. Парная работа. Ученики самостоятельно решают задания, после выполняют проверку решения задач.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Выявить границы применения знаний.


Вот мы и выполнили различные задания.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной,

как они связаны с изменениями в неживой природе?

- Что нового вы узнали?

- Что было самым интересным?

Беседа. Словесный метод. Обучающиеся активно участвуют в беседе.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подвести итоги урока; анализ обучающимися своей деятельности на уроке.

Ребята, что мы изучили на уроке?

Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

Получилось ли у нас ее достичь?

Сейчас я хотела бы вас попросить оценить вашу деятельность и легко ли вам было усвоить материал на уроке.

Посмотрите на слайд и повторите жест.

- Ребята, спасибо за ваши ответы. Вы все очень хорошо поработали на уроке. Мне было очень приятно с вами работать! Желаю вам успехов в учебе! Урок окончен.

Беседа. Словесный метод. Учитель задает вопросы для подведения урока. Ученики оценивают свою деятельность на уроке.