СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по УМК "Школа России" проведен в 2017-2018 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира»

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:

«Начало истории человечества».

Учебник: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова

«Мир вокруг нас» ч. 2

Провела учитель МОУ «Фатежская

средняя общеобразовательная школа №2»

Кретова Татьяна Анатольевна



Цель урока: дать учащимся представление о жизни первобытных людей,

развивать кругозор, интерес к истории.

Оборудование: физическая карта полушарий; слайды; таблички со словами – опорами; выставка энциклопедий, справочников по истории.

Ход урока.

  1. Психологический настрой

Учитель. Создадим хорошее настроение. Встаньте, пожалуйста, подарите мне свои улыбки. Улыбнитесь друг другу.

  1. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

Учитель. Сегодня мы приступаем к изучению второй книги «Мир вокруг нас». Откройте содержание на стр. 206 и прочитайте названия разделов.

- Что будем изучать в этой книге? Как называется эта наука? (История )

- А что такое история? (История – наука о прошлом)

- Что вы знаете об этой науке?

- Что хотели бы узнать?

- Как называется первый раздел нашего учебника? (стр. 3) (Страницы Всемирной истории)

- Что значит всемирная история? (История изучает, как жили различные народы, какие события происходили)

Давайте определим по оглавлению (стр. 3) на какие периоды (эпохи) учёные делят историю. (Дети читают название параграфов – рассказов.

Учитель на доске постепенно выкладывает схему; уточняя названия эпох.)

Эпохи:

  1. Первобытная история

  2. История Древнего мира

  3. История Средних веков

  4. История Нового времени

  5. История Новейшего времени

История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». История учит нас справедливости, помогает по новому взглянуть на окружающий мир. История – это дорога во времена. Она уходит вглубь веков, в седую древность.

И сегодня мы начнём наше путешествие по этой дороге.

- Как вы думаете? С чего надо начинать?

III. Изучение нового материала

Учитель. Прочитайте тему урока. (Демонстрируется слайд: Тема урока: Начало истории человечества)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня? (о наших предках, первобытных людях)

- Что значит первобытный? (Словарь. Первобытный – относящийся к древнейшим эпохам истории человечества.)

- Как люди узнали о первобытных людях? (Учёные производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости)

- Как называют учёных, которые производят раскопки? (Археологи) (Напротив таблички: Первобытная история. Учитель прикрепляет табличку со словом: археология)

- Какие версии происхождения людей на земле вы знаете?

Учитель. Сегодня на уроке мы проведём исследование о том, как учёные смотрят на эту проблему.

Учёные предполагают что примерно 4,5 млн. лет назад на Земле появились существа похожие на людей. Учёные назвали их австралопитеками. В Африке был обнаружен скелет такого существа. (Работа с физической картой полушарий) По нему удалось установить, как они выглядели. (Демонстрация слайда)

Прошло 2,5 млн. лет – и в восточной Африке появились первые люди. По найденным остаткам удалось восстановить облик первобытного человека (Слайд, с изображением первобытного человека)

Учитель. Проведём исследования по иллюстрации учебника на стр. 4:

- Как жили первобытные люди? Чем они занимались?

- Почему люди без одежды? (Жаркий климат, не научились делать одежду)

- Зачем человеку камень и палка? (с помощью этих орудий стало легче добывать себе пищу. Палкой копали корешки добывали живущих в земле животных, палка помогла при сборе плодов с деревьев защищала от мелких хищников)

-Чем заняты люди на картине слева? (Из под камня извлекают животное)

Чем заняты люди изображённые справа?

Этот вид деятельности называется собирательство. (Табличка с этим словом прикрепляется на доску.)

- От какого слова оно образовалось? (Сбор плодов, корешков. Зёрен диких растений, яйца диких птиц. Иногда они находили умерших животных тогда пищи хватало на долго. Но это было не очень редко. Собирательством занимались женщины и дети.)

- Чем занят человек, который в центре картины? Что у него в руках? (Охрана от диких животных)

- А как считают учёные? Найдите в учебнике, всё ли мы сказали о занятиях первобытных людей.

Физкультминутка.

Учитель. Исследуем теперь орудия труда, которые люди научились делать из камня и кости (на экране слайд с орудиями). Сделаем вывод чем занимались мужчины? (Охота, рыболовство) (таблички со словами охота, рыболовство орудия из камня прикрепляются на доске)

- Могут ли животные использовать подобные орудия? Почему? (Человек – разумный ) (Табличка со словом разум прикрепляется к доске)

- Для чего нужно копьё? Стрелы? Гарпун? Скребок? Чтобы выжить древний человек должен был научиться защищать себя, добывать пищу. находить укрытие для отдыха. У него не было клыков, панциря, костей, но человек придумал им замену. Но пищи всё равно не хватало. Для жилища человек использовал пещеры.

- Мог ли прожить в таких условиях человек один?

- А как об этом думают учёные? Найдите в учебнике.

- Чем дополните наши высказывания. (Первобытные люди жили группами, племенами. Слово племя прикрепляется на доске) Говорить тогда ещё не умели, а изъяснялись они жестами издавали крики, гримасами. Постепенно люди стали осваивать территорию и двинулись на север, попав на материк, они разделились. Одна ветвь освоила земли Азии, а другие оказались в Европе, в том числе и на территории нашей страны). (В ходе объяснения ведётся работа с картой)

Археологические раскопки показали, что самым древним в Европе был человек, останки которого были найдены во Франции – учёные назвали его неандертальцем.

Неандертальцы появились примерно 250 тыс. лет назад

Учитель. На странице 5 учебника портреты первобытных людей. Что вы о них можете сказать? (Как вы думаете, где более древний человек? Почему?) (При хождении, человек сильно наклоняется вперёд. Руки свешивались до колен. Лоб у людей низкий и покатый, мозга было у них меньше чем у №2. Челюсть сильно выпирала вперёд. Цвет кожи – тёмный. У номера 2 – одежда)

Прочитайте в учебнике, всё ли мы сказали.

Учитель. Давайте исследуем ещё один вид деятельности первобытного человека. Откройте стр. 6 учебника. Чем заняты люди? (Слайды о рисунках первобытных людей на стенах пещер).

- Найдите в учебнике, что об этом говорят учёные?

- Как вы думаете, как повлияло на жизнь первобытных людей использование огня? как использовался огонь?

- Какой стала жизнь людей к концу первобытной истории?

- О каких изменениях в жизни человека говорят учёные? Найдите в учебнике. (Прикрепляются таблички со словами: земледелие, скотоводство, строительство, орудия из метала).

IV. Итог урока



Работа по составленной схеме-опоре (приложение №1)







Учитель. Итак сделаем выводы: как называется самая длинная эпоха в истории человечества

- Какие этапы прошла первобытная история?

- Как жили первобытные люди? Как и почему жизнь людей изменялась (в начале эпохи и к концу)?



V. Домашнее задание.

Прочитать текст с. 4-7, ответить на вопросы, «Проверь себя» (с. 4-7), задания 1-3



VI. Итоги урока. Рефлексия.

- Оцените свою работу по плану (слайд):

1 Что на уроке привлекло моё внимание?

2 Что запомнилось?

3 Что удалось открыть?

4 О чём хотелось бы ещё узнать?

- Мне сегодня с вами работалось вот так (жест пальцем). На следующем уроке вы узнаете, что означал этот жест у древних римлян.

- А как вам работалось сегодня на уроке?