Урок окружающего мира в 1 классе (по материалам презентации портала Учи.Ру; для удобства работы по слайдам заголовки этапов урока повторяются)
Тема: Классный коллектив. Мои друзья — одноклассники. Правила совместной деятельности
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: узнать, что такое классный коллектив; познакомить с правилами совместной деятельности; создать проект «Классный коллектив» и узнать что-то новое о своих одноклассниках.
Результаты:
личностные: принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений,
которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживании, уважении и доброжелательности.
предметные: оценивать ситуации в общественных местах.
метапредметные:
- регулятивные: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя.
- коммуникативные: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты.
- познавательные: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку.
Результаты:
личностные: принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений,
Самоопределение к деятельности
Учитель настраивает учащихся на урок. Учитель напоминает о правильной посадке за партой, как правильно держать ручку и карандаш при письме.
Актуализация
— Давайте немного поиграем и заодно вспомним, что можно делать в школе, а что нельзя. Я буду показывать рисунок. На нём будут нарисованы разные действия учеников. Если это можно делать в школе, то вы хлопаете в ладоши. Если это нельзя делать в школе и оно нарушает правила поведения, то нужно встать. (Учитель спрашивает детей, почему нельзя выполнять то или иное действие.)
— Что делают дети на картинке? (Толкаются и дерутся.)
— Можно ли драться и толкаться? Почему?
Актуализация
— Что делает мальчик? (Учится, читает.)
Актуализация
— Что делают люди на картинке? (Здороваются или прощаются.)
— В школе нужно быть вежливым. Почему? (Ответы детей.)
Целеполагание
— Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке? (Палочки, веточки, прутики, веник.)
— Давайте проведём мысленный эксперимент. (Если учитель заранее подготовит веточки, то можно провести реальный эксперимент). Кто из вас сможет сломать веник? Не получается сломать. Скажите, а что нужно сделать, чтобы его сломать? (Дети приводят разные варианты ответов, среди них может быть и верный вариант — сломать каждую веточку отдельно.)
— Эти веточки на уроке появились не просто так, а для того чтобы поделиться с вами одной мудростью.
Послушайте басню одного известного русского писателя Льва Николаевича Толстого «Отец и сыновья». И подумайте, какую мудрость она нам дарит?
Л. Н. Толстой, «Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: «Сломайте!».
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».
— Ребята, какую мудрость вы узнали из этой басни? (Спросить детей, а потом сделать обобщённый вывод).
— Всё верно, когда у человека есть поддержка, дружба, то легче преодолевать различные трудности. И чтобы достичь общей цели, важно действовать вместе, дружно, согласованно.
— Ребята, мы с вами послушали басню и даже провели эксперимент. Вы уже догадываетесь, о чём или о ком сегодня пойдёт речь на уроке? (Ответы детей.)
Открытие нового знания
— Ребята, как вы думаете, что такое коллектив? (Ответы детей.)
— Спасибо за ваши ответы. А чтобы точно убедиться, давайте поиграем.
— Я буду показывать вам разные картинки. Если вы считаете, что на картинке изображён коллектив, прыгните. Если не коллектив, присядьте.
— На этом слайде коллектив или нет? (Да.)
Открытие нового знания
— Коллектив или нет? (Нет.)
Открытие нового знания
— Коллектив или нет? (Да.)
Открытие нового знания
— Вы сейчас посмотрели картинки и отметили те, на которых, по вашему мнению, изображён коллектив. Что объединяет картинки? Почему на одной коллектив, а на другой нет? Сколько человек нужно, чтобы был коллектив? (Нужно несколько человек. Их объединяет общее занятие.)
— Ребята, вы правы. Коллектив — это группа людей, объединённых общей работой или учёбой.
— Можете ли вы назвать примеры различных коллективов? Может быть, вы входите в какие-то коллективы? (Оркестр, музыкальная группа, хор, футбольная команда, другие виды спорта).
— Вы пришли в школу, стали учениками и теперь учитесь в одном классе. Значит, вы теперь классный коллектив, или класс. А каким будет коллектив, зависит от вас.
— Что ещё называют классом? (Школьное помещение.)
— Что мы делаем на уроках? Что мы делаем с классом в свободное время?
Первичное применение нового знаний
— Что такое класс? Выберите все верные ответы (Помещение в школе, где мы учимся, и ученики, которые учатся вместе.)
(Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Классный коллектив» из сервиса «Подготовка к уроку»).
Открытие нового знания
— Каждый человек индивидуален, неповторим. Мы все разные. Но все мы собрались в этом классе. Для того чтобы нам было комфортно друг с другом учиться и трудиться, необходимы правила. Они изображены на карточках. Давайте познакомимся с ними. Но карточки перепутались, и теперь среди правил, помогающих нашему коллективу, есть то, которое несёт вред. Найдите лишнее (Решаем споры дракой.)
— Ребята, давайте обсудим каждое правило. Как вы думаете, что значит слушать друг друга? (Если один говорит, то остальные его слушают.)
— Что значит уважать друг друга? (Здороваться друг с другом, говорить добрые слова поддержки, не обзываться, не критиковать, быть вежливым.)
— Что значит соблюдать чистоту? (Содержать своё рабочее место в чистоте, мусор выкидывать в мусорное ведро, поднимать с пола мусор и выкидывать его, у каждой вещи своё место.)
— Что значит помогать друг другу? (Если кому-то плохо, кто-то попал в беду — нужно помочь, позвать на помощь, нельзя оставлять его одного. Если одноклассник не понял тему, то помочь, объяснить.)
— Что значит приходить вовремя? (На каждый урок приходить заранее и быть готовым к нему.)
— Какие ещё правила вы можете предложить?
Первичное применение нового знания
— Что мы делаем на уроках? Выберите все варианты. (Слушаем учителя, читаем, решаем задачи, помогаем друг другу.)
Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или провести интерактивно, загрузив урок «Классный коллектив» из сервиса «Подготовка к уроку».
Первичное применение нового знания
— Что мы делаем с классом в свободное время? Выберите все варианты (Ходим в театр, играем на перемене, ходим на экскурсии, ходим в кино.)
Физкультминутка
— Давайте поближе узнаем своих одноклассников, ведь у вас есть много общего.
— Найдите в классе свой любимый цвет и подойдите к нему.
— Те, у кого есть домашнее животное, присядьте, а те, у кого нет, помашите друг другу рукой.
— Найдите двух человек с таким же цветом глаз.
— Если вы любите читать — подпрыгните.
— Хлопните в ладоши те, кто родился весной.
— Те, кто родился зимой, потрите нос.
— Те, кто родился летом, потопайте.
(И другие возможные варианты).
Спасибо, присаживайтесь на свои места.
Проектная деятельность
— Катя и Серёжа получили задание подготовить проект на тему «Классный коллектив». Ребята долго думали, что им сделать. Они вспомнили, что коллектив — это группа людей, объединённых общими интересами, работой или учёбой. Их класс — это как раз такой коллектив. Они задумались, а что же у их класса общего? Есть ли что-то, что они любят делать все вместе? Может быть, у кого-то есть общие интересы?
— Катя и Серёжа решили узнать, что у них общего с одноклассниками. Давайте узнаем и мы.
Проектная деятельность
— Давайте сыграем в бинго на ладошке. Возьмите лист цветной бумаги, обведите свою ладонь. Напишите посередине своё имя крупными, красивыми буквами. Расставьте цифры. Эта ладошка нам ещё пригодится.
— А теперь я буду читать вопрос, а вы записывайте ответы на ладошку.
Твоё любимое блюдо?
Твоя любимая игра?
Твоё любимое увлечение? (Музыкальная школа, вокал, танцы, спорт и др.)
Три любимых животных?
Три любимых цвета?
— Ребята, а сейчас самое интересное: нужно пойти к своим одноклассникам и узнать, что они любят.
Проектная деятельность
— Ребята, вот что у меня получилось. У каждого из вас получилось что-то своё о каждом из вас. (Рассматривают на доске.)
— А сейчас самый интересный этап: нужно найти среди одноклассников тех, кто любит то же, что и ты. А когда нашёл, записать имя рядом с твоим ответом.
— Если получится, ты сможешь найти несколько одноклассников, которые любят то же, что и ты.
— Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поделитесь своими открытиями об одноклассниках. (Ответы детей.)
Проектная деятельность
— Ребята искали разные идеи того, что они могут сделать: школьную газету, книгу класса, фотоальбом класса, символ класса. В итоге Катя и Серёжа выбрали в качестве проекта символ класса из таких же ладошек.
— Ребята, сейчас мы с вами будем создавать совместный проект «Классный коллектив», а именно сделаем совместную поделку «Символ класса».
— Ребята, давайте посмотрим, как он будет выглядеть, и прочитаем, что нам понадобится для выполнения поделки.
— Для выполнения работы нам понадобится цветная бумага, клей, ножницы и простой карандаш, а также клеёнка.
Проектная деятельность
— Ребята, для того чтобы приступить к работе, нам нужно составить план. Рассмотрите внимательно поделку. Из каких элементов она состоит? (Ладошки-лучики и большой круг.)
— Большой круг, на котором написано название нашего класса, уже готов. Что нужно сделать в первую очередь? (Сделать много лучиков.)
— А как сделать лучики?
— Вы уже обвели ладонь на цветной бумаге, подписали её и даже узнали, кому в классе нравится то же, что и вам. Что осталось сделать? (Ответы детей.)
—Правильно, нужно вырезать её по контуру. Это и будет первым пунктом нашего плана.
Проектная деятельность
— Что будет вторым пунктом плана? (Ответы детей).
— Давайте узнаем, что сделали Катя и Серёжа.
Проектная деятельность
— Давайте прочитаем, что Катя и Серёжа будут делать дальше.
— Какой второй пункт мы впишем в наш план? (Приклеить ладошки так, чтобы было видно ладошки всех одноклассников.)
Проектная деятельность
— Ребята, наш план почти готов. Что мы сделаем, когда символ нашего класса будет готов? (Выберем для него видное место и повесим.)
Проектная деятельность
— Ребята, приступаем к работе.
— Ребята, символ нашего класса готов! Давайте полюбуемся нашей совместной работой и выберем для неё видное место, чтобы солнышко нашего класса согревало нас весь год. На перемене можно рассмотреть рисунки и поближе познакомиться со своими одноклассниками.
Проверка
Учитель может организовать самопроверку или взаимную проверку в парах.
Закрепление
— Ребята, подготовьте простой карандаш и ручку. Выполните задания на рабочих листах.
(Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или распечатать материалы, загрузив урок «Что такое окружающий мир?» из сервиса «Подготовка к уроку»).
Рефлексия. Подведение итогов
— Ребята, мы сегодня хорошо и плодотворно поработали. Давайте вспомним, что мы узнали. Получилось ли у нас достичь поставленных целей?
Заметка: перед проведением рефлексии вы можете провести проверку знаний, распечатав задания, или провести интерактивно, загрузив материалы из этапа Проверка знаний в уроке Классный коллектив из сервиса Подготовку к уроку.
Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Поднимите руку, у кого такое же настроение, как у первого Гриши.
— Поднимите руку, у кого такое же настроение, как у второго Гриши.
— Поднимите руку, у кого такое же настроение, как у третьего Гриши.
— Поднимите руку, у кого такое же настроение, как у четвёртого Гриши.