Мотивационный этап Цель:выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. (1 мин.) | Словесный (беседа, художественное слово). Наглядный (презентация). | -Здравствуйте, меня зовут Ирина Андреевна, я проведу урок. Настройтесь на хорошую работу, пожелайте мысленно хорошего настроения своему соседу по парте. | | Ф. | |
Актуализация знаний Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения(3 мин.) | Словесный (беседа) | - О чем говорили на прошлом уроке? - Какие созвездия вы изучили? - Почему у них разные названия? | - о звездах - Орион, Кассиопея, Лебедь и тд | Ф. И. | Фронтальный контроль. |
Постановка темы и целей урока. Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий (3 мин) | Словесный (беседа) Наглядный (тема и цель урока) | - Отгадайте загадки: Этот мастер белый – белый В школе не лежит без дела: По доске он пробегает, Белый след там оставляет. (мел) Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (песок) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Сделать миску или вазу Она понадобится сразу. (глина) Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. (гранит) - Ребята, какое название можно дать этим словам- отгадкам? - как вы думаете, как будет называться наша тема урока? - Тема урока «заглянем в кладовые Земли» - Перед нами муравьишка поставил следующую цель урока: 1.Узнаем, что такое горные породы и минералы 2.Научимся различать составные части гранита | - горные породы | Ф. | |
«Открытие» нового знания Цель: решение исходной задачи, вызвавшей затруднение (10 мин) | Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (задание учебнике, репродукция картины художника, план - карточка) | - Вся поверхность земли состоит из горных пород и минералов, или как их называют, камней. - Как вы думаете к живой или неживой природе относятся камни? - Камни очень разнообразны и красивы, и у каждого из них есть свое название. - Название «горные» подсказывает, что их легко увидеть в горах. - Но горные породы встречаются не только в горах. Увидеть их можно на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек. - Все горные породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. - Как вы думаете, почему их называют ископаемые? - Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь из–под земли («ископать», как говорили в старину). - Некоторые полезные ископаемые можно использовать в том виде, как их добывают. Уголь можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Или мел – бери кусочек и пиши. - Но есть другие полезные ископаемые. Чтобы они действительно стали полезными, их надо сначала переработать. - Например «Гранит» - Кто-то знает, что это за горная порода? - Гранит - это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов, в основном это полевой шпат, кварц и слюда. - А как вы думаете, что такое минералы? - Как вы думаете для чего добывают гранит? Где используют? - Гранит используют для строительства, изготовления памятников, засыпки дорог, производства бетона ит.д. - откроем учебник на стр 44 и рассмотрим минералы - из каких компонентов состоит гранит? | Минералы – природные образования, однородные по составу и свойствам. - разные по цвету, размеру, где-то больше крапинок | Ф. И. | Фронтальный контроль |
Закрепление знаний Цель: усвоение учащимися нового способа действия. (3 мин) | Словесный (беседа) Наглядный (горная порода - Гранит) Практический (схема) | - Итак, юные геологи, перед вами лежат куски гранита, рассмотрите его, какую особенность вы можете выделить? - верно, запишем эти элементы в схему (карточка) - что будем писать? - для чего используют Гранит? - запишем на строчке «Используют…» | - полевой шпат, кварц, слюда - в строительстве, Засыпке дорог, производства бетона | Ф. И. | Фронтальный контроль |
Итог урока и рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. (1 мин) | Словесный (беседа) | - Наш урок подошёл к концу. - Давайте вернемся к плану нашего урока. -Что такое горные породы? - А что такое минералы? - Из каких минералов состоит гранит? - оцените свою работу на уроке Зеленый – вы успешно справлялись с работой на уроке Желтый – были не большие затруднения, но вы справились | | Ф. | Фронтальный контроль |