3.Постановка учебной задачи (5 мин) | - Какова же тема нашего урока? - Да, речь будет идти о воздухе, но наша тема может звучать и по-другому. Давайте уточним тему нашего урока. Где можно уточнить её? - Откройте учебник на странице 58 и прочитайте тему урока. Чтобы узнать свойства воздуха, его состав, уяснить значение воздуха для всего живого в природе, проведем практическую работу. | Различные варианты названия темы урока. - Тему урока можно уточнить в учебнике. - Невидимое сокровище. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4.Изучение нового материала. (15 мин) | Практическая работа (1этап) Опыты Учитель показывает пустую пробирку. - Что в этой пробирке? - Давайте проверим, действительно ли там ничего нет. (Учитель берёт пробирку и топит её в стакане с водой). - Видите, из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, что «пусто». Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки? (Воздух). - Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на Земле. Опыт 2. - Возьмите в руки тетрадь. Вам нужно помахать себе в лицо. - Какие современные электроприборы заменяют нам веер? Какова цель вентилятора? (вентилятор гонит воздух комнатной температуры и отгоняет от нас нагретый нами воздух.) - Ощущение прохлады вентилятор создаёт за счёт разницы в температуре воздуха в классе (+20 — +22°) и тела человека (36,6°). - Подумайте, что это доказывает. (Воздух вокруг нас.) - Как называется движение воздуха в природе? (Ветер) - Причины возникновения ветра и ураганов мы узнаем в учебнике на странице 58-59 2. Работа с учебником стр. 58-59 (Чтение первые два абзаца). - Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворения? Метод. Стр. 66 - О каких свойствах воздуха можно узнать из стихотворения? Подтвердите примерами. 3.Выполнение в рабочей тетради. Задание 3 (с.43) Выводы о прозрачности и бесцветности воздуха дети записывают в рабочую тетрадь. - Как будет вести воздух при нагревании и охлаждении? Рассмотрите в рабочей тетради рисунки. - Почему при нагревании вода не входит в трубку? А что происходит, когда воздух охлаждается? - Почему летом люди носят панамки и ситцевые платья, а зимой — меховые шапки и шерстяные платья? - Какой вывод можно сделать. - Плохую теплопроводность воздуха используют и в жару: на Кавказе и в Средней Азии в жару мужчины носят овчинные шапки, так как температура воздуха под прямыми солнечными лучами летом в этих регионах выше, чем температура тела человека. Результаты этого этапа также записываются в рабочую тетрадь. |
Ничего.
Воздух вокруг нас. Вентилятор.
Ветер.
Читает сильный учащийся вслух.
1)Воздух прозрачен. Мы видим через него все окружающие предметы. 2)Воздух бесцветен. Шкаф коричневый, классная доска зеленая, а воздух не имеет цвета. 3)Воздух не имеет запаха. В разных помещениях пахнет по-разному (парикмахерская, кухня)
Воздух не пускает воду, т.к. при нагревании расширяется. Воздух сжимается и вода заполняет трубку. Воздух плохо проводит тепло.
| Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: целеполагание; Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: целеполагание; Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков |
5.Физкультминутка (3 мин) | Игра «Четыре стихии» «Земля» - дети приседают, «Воздух» - дети вытягивают руки вверх, потягиваются, «Огонь» - дети машут руками, «Вода» - дети руками показывают плавательные движения. | Учащиеся выполняют движения по команде учителя. | Регулятивные: определять правильность выполнения заданий; |
6.Продолжение изучения нового материала (5 мин) | 4.Работа с учебником Стр. 59 - Рассмотрите диаграмму. Расскажите по ней о составе воздуха. - Что же такое воздух? - Какого газа больше в воздухе? Какого меньше? - Обратите внимание, что кислорода в воздухе не так много, а без него невозможна жизнь на Земле. Что делать? - Углекислый газ всё же необходим для питания растений, поэтому, чтобы поддержать газовый состав воздуха, нужно не только снижать выбросы углекислого газа, но и озеленять города. Результаты этого этапа также записываются в рабочую тетрадь. | Учащиеся рассказывают по диаграмме. Надо заботиться о чистоте воздуха, озеленять сёла, города | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция. |
7. Рефлексия. (5 мин) | Организация деятельности по применению новых знаний Тестовые задания выводятся на экране | Работа индивидуальная, каждый уч-ся работает на листочках. Самоконтроль, самооценка. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того. что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение |
8. Подведение итогов урока. Домашнее задание. (5 мин) | - Что такое воздух? - Каковы его свойства? - Почему необходимо заботиться о чистоте воздуха? Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок. - Запишите домашнее задание: 1) Стр. 58-61, вопросы в учебнике; 2) Стр. 42, задания 1, 2 в рабочей тетради. | Учащиеся обосновывают свои ответы | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |