Сценарий урока
Технологическая карта урока окружающего мира
Учитель: Тубольцева Юлия Владимировна
УМК: «Школа России»
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир», часть 2
Школа: МКОУ «Возовская СОШ» Поныровского района Курской области
Класс: 3
Цель для учителя: Систематизация знаний и организация практической деятельности на уроке для создания коллективного проекта (стенгазеты)
Цель для обучающихся: Закрепить знания о деятельности специальных служб по охране и защите населения
Планируемые результаты обучения:
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие УУД:
• личностные
1) воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
2) освоение доступных способов изучения материала (интервью, наблюдение, запись, сравнение, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
3) делать сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
5) формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
6) активное освоение различных способов познания окружающего.
• метапредметные
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
• предметные
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье;
3) умения находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Используемые современные технологии: дидактические технологии, здоровьесберегающие технологии.
Педагогические методы: частично-поисковый, практический, беседа.
Педагогические приёмы: проблемный поиск, проверка гипотезы, самостоятельное нахождение информации, организация работы в группах, обобщение и классификация понятий, создание коллективного проекта (стенгазеты)
Межпредметная связь: история, технология, экология, информатика, русский язык.
Средства обучения: ТСО (презентации, подготовленные обучающимися), маршрутные листы, карточки с изображением дорожных знаков, листы успешности, карточки с изображением спец. служб по охране и защите населения., ватман.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
№ | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Орг.момент (1 мин.) | Включение учеников в деятельность на личностном уровне | -Доброе утро, ребята! Мы начинаем урок окружающего мира. - Проверьте свою готовность к уроку. | Учащиеся эмоционально настраиваются на урок. Осуществляют самоконтроль: проверяют свою готовность к уроку |
2 | Проверка д/з/ (5 мин.) | | 1.- Вы сегодня все в классе. Молодцы. А каков был ваш путь в школу? - Подумайте, а какую «работу» выполняют дорожные знаки? - Для чего они нужны людям? 2. Предлагаю вам выполнить тест «Дорожные знаки». | Отвечают на вопрос, исходя из личного опыта. - Дорожные знаки помогают водителям и «защищают» пешеходов. Выполняют тест. |
3 | Актуализация знаний. (2 мин.) | Повторение изученного материала. Мотивирование обучающихся на работу по проекту. | -Ребята, мы с вами закончили изучать раздел «Наша безопасность». - Сегодня у нас необычный урок, будем работать в группах, - Посмотрите на доску. Прочитайте пословицу: «Тот герой, кто за Родину стоит горой.» -Как вы ее понимаете? - Как вы думаете, кого называют героем? - А из вас совершал кто-нибудь хорошие поступки, может даже героические? -Предлагаю эту пословицу взять девизом на наш урок. -Как вы думаете, почему я выбрала именно такую пословицу? | Участвуют в беседе. Отвечают, исходя из личного опыта |
3 | Постановка цели и задач урока. (3 мин.) | Познакомить обучающихся с учебной задачей. Обсудить затруднения. Постановка цели и задач урока. Планирование проектной деятельности. | - Ребята, давайте вместе подумаем над тем, кто же нас защищает? - Предлагаю вам назвать как можно больше профессий, связанных с нашей защитой в различных ситуациях, благодаря кому мы можем жить, работать и учиться спокойно (мозговой штурм) - Что объединяет всех этих людей? Соотнесите картинки с названием специальных служб защиты населения. - Кто сможет сформулировать тему нашего урока. -Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Задачи: 1. Познакомиться с деятельность служб, которые защищают и спасают людей; 2. Раскрыть необходимость и важность работы спасательных служб. - Можете ли вы рассказать в чем заключается работа перечисленных служб? - Давайте подумаем, что было если бы не было спасательных служб, как бы нам жилось? Гипотеза: предположим, что в случае отсутствия специализированных органов, обеспечивающих безопасность людей, спокойная жизнь и трудовая деятельность были бы невозможны. - Можете ли вы доказать правоту своей гипотезы? - Как будем работать над проектом в группе? | Участвуют в мозговом штурме. Называют людей различных профессий, которые оказывают помощь в трудных жизненных ситуациях. Выделяют специальные службы защиты населения (армия РФ, полиция, пожарные, МЧС) Формулируют тему урока:«Кто нас защищает» С помощью учителя выдвигают гипотезу. Высказывают свое мнение Учащиеся соглашаются с гипотезой. |
4 | Подготови-тельный этап. (4 мин.) | | - Откуда или от кого вы можете получить информацию об этих специальных службах? - Обратимся к первому источнику Прочитайте статью в учебнике текст на с.18-19. - О каких службах прочитали? - Ребята, вы помните какое знаменательное событие произошло в 2023 году в нашем районе? - В 2023 году вся наша страна праздновала 80-летие победы в Курской битве, в честь этого события в нашем районе, на героической земле Поныровского района установлен мемориал «Курская битва», на открытии которого был президент России В.В.Путин. Наступил 2025 год. Этот год президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил годом защитника Отечества в честь наших защитников, участников специальной военной операции и в память наших предков, сражавшихся за Родину. Мы должны помнить и гордиться подвигами наших дедов и прадедов. Это решение имеет особую значимость, т.к. в 2025 году будет отмечаться 80-летие победы в Великой Отечественной войне. - Обратите внимание на выставку книг, посвященных Победе в Великой отечественной войне. На перемене, кому интересно, можете взять посмотреть и почитать. | В учебнике, интернете, узнать у взрослых. 80-летие победы в Курской битве. Возникает проблема – нехватка знаний. Считают, что знают не достаточно много информации о каждой из спец. служб по защите населения. |
5 | Основной этап, практическая работа, работа с информационными источниками. (10 мин.) | | - На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе выполнения проекта? - Каждая группа получила задания, выполняя которые вы создадите продукт проекта. Так же у каждого есть маршрутный лист для работы с проектом. План проекта. -Обсудим общий план проекта. 1. Название спасательной службы. 2. История и деятельность этой службы. 3. Картинки-иллюстрации. Записи и пометки можете делать на своих листочках. | Получают конверты с опорными словами и картинками. Получают названия службы. |
6 | Физ.минутка (1 мин.) | Обеспечить смену деятельности, активный отдых, переключение внимания | (под песню Пусть всегда будет солнце) Пусть всегда будет солнце! (Поднять руки вверх над головой. ) Пусть всегда будет небо! (Развести руки в стороны над Пусть всегда будет море! (Развести руки в стороны перед собой.) Пусть всегда буду я! (Подняться на носочки, погладить себя.) Пусть всегда будет мир! (Хлопки над головой.) | Выполняют движения |
7 | Презентация готового продукта (10 мин.) | Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. | Защита проектов: - Первым мы дадим слово для презентации 1 группе, которая приготовила проект по теме: «Армия». - Слово для презентации 2 группе, которая приготовила проект по теме: «Пожарная охрана». - Слово для презентации 3 группе, которая приготовила проект по теме: «Полиция». - Слово для презентации 4 группе, которая приготовила проект по теме: «Скорая помощь». | Ученики выступают в группах со своими проектами. Ребята |
8 | Подведение итогов проектирования (рефлексия) (3 мин.) | Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | - Какой проект вам показался более интересным и насыщенным полезной информацией? - Можно ли сказать, что благодаря нашим проектам мы доказали гипотезу, которую мы выдвинули в начале урока? - Пригодятся ли знания, полученные в проекте, вам в жизни? - Достигли ли мы поставленных целей? - Какие вопросы в проекте оказались более доступными для вас? - Что показалось для вас наиболее сложным? - С кем бы вы поделились своими знаниями, полученными в ходе проекта? - Что нового, значимого для себя, ты узнал в ходе работы над проектом? - Воспользуйтесь бланками «Рефлексия учащегося». Ответьте на вопросы, оставьте сои отзывы и предложения. -Ребята, подскажите, что еще можно добавить в нашу книгу? - Может есть среди ваших, близких или знакомых люди, которые работают по защите и спасению населения? Ребята, которые защищали проекты получают отметку 5 Спасибо за урок! | Ученики осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, оценивают собственные успехи /неуспехи и своих товарищей. Повторяют ранее поставленную цель выступления. (Поделиться информацией, полученной в ходе выполнения групповых проектов, расширить знания о деятельности специальных службах ). Предлагают оформить совместный проект. (Оформить книгу) |
9 | Домашнее задание (1 минута) | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | - Я предлагаю вам продолжить нашу проектно - исследовательскую работу, чтобы наш проект стал ещё более интересным. Вам надо подготовить сообщение на тему: «Герои рядом с нами», где вы можете рассказать всем о своих родных и знакомых, об их подвигах. | Записывают домашнее задание, если что-то непонятно – задают вопросы. |