СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОСЭ "От добрых правил - добрые поступки"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработам по предмету основы светской этики. Представлена полная технологическая карта.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОСЭ "От добрых правил - добрые поступки"»

Технологическая карта урока 

Ф.И.О.  Федотова Юлия Васильевна
Предмет:  ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»
Класс:  4
Тип урока: Урок открытия новых знаний


Тема

 От добрых правил – добрые слова и поступки

Цель

Сформировать представления о добре и зле

Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий добро и зло.

Задачи

Образовательные:

- Формировать представления о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему

морали и этики с привлечением личного опыта; умение правильно оценивать себя и других.

Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся;

развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру,

чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

УУД

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Планируемые результаты

Личностные: приобщение к нравственным, человеческим ценностям;

Метапредметные: формировать умение слушать, извлекать информацию из услышанного, сопоставлять факты и события, умение делать выводы, находить выход из проблемных ситуаций; овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Предметные: осознание ценности нравственного поведения человека и ответственности за свои поступки.

Основные понятия

добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.

Технологии, методы


Технология проблемного диалога, сотрудничества

Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.

Формы обучения

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы:

  •  основные

  •  дополнительные

Учебник «Основы светской этики», компьютер, проектор, интерактивная доска, система голосования ActivInspire






Структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока (формулирование темы)

Учащиеся вспоминают пройденный материал, выбирают ответы (вопросы на интерактивной доске)

































Учащиеся отгадывают загадку, дают характеристику волку








Педполагаемые ответы: будем говорить о добре и зле, о том, что хорошо или плохо

  1. 1. Учитель предлагает вспомнить изученное ранее с помощью теста

  2. Игра «выбери правильный ответ»

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу этики?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

2.Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих

отношений.

г) Все варианты верны.

3.Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.

б) Любить самого себя.

в) Все варианты верны.

г) любить людей как самого себя

4.Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость.

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

5.Отметь словосочетания связанные с золотым правилом этики.

а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.

б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.

в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства

окружающих.

-Работа с загадкой: Кто в лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

- Охарактеризуйте волка прилагательными.

-Всегда ли волк бывает злым?

Приведите примеры из сказок, мультфильмов, когда волк бывает незлым.

(«Волк и теленок», «Иван-царевич и серый волк»).

- Какой волк вам больше нравится?

Прочитайте эпиграфы 

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.О.Ключевский.)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

(Древнекитайское изречение.)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

Личностные:

самоопределение к деятельности.

Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Регулятивные:

внесение корректив в своё действие, умение выдвигать версии.

3. Изучение нового материала



Доброта это когда делают что-то хорошее, делятся




Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.


Выписывают определение добра


По отношению к родным и близким, по отношению к окружающим, по отношению к природе.


Люди стали бы печальные, злые, неприветливые и грубые.



























Зло это когда делают больно, неприятно, обиды, крик, унижения


Выписывают определение зла




Учащиеся рассуждают, высказывают свое мнение детей








Учащиеся рассуждают, высказывают свое мнение детей


Учащиеся рассуждают, высказывают свое мнение детей


Интерактивное упражнение «Продолжи предложение»

- Доброта – это …

В толковом словаре Ожегова можно прочесть следующее определение:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Что значит “добрый человек”? 



Работа с учебником (стр.20) 

Запись определения в тетрадь.


- Подумайте и скажите: По отношению к кому люди должны быть добрыми?



- Что произошло бы в мире, если бы в нем не стало доброты?


- Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…


Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

1.Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта.

Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.


- А что такое зло? В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»


Работа с учебником (стр.20) – чтение определений.

Запись определения в тетрадь.

- Почему же добро всегда побеждает над злом?

- Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра.

У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Какой вывод можно сделать по двум этим понятиям?


- Добро и зло – главные этические категории.


Послушайте притчу. (2 волка)

- Ребята, задумайтесь, а  какого волка вы кормите?


– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

  1. - Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

Познавательные:

анализ с целью выделения понятия.

Коммуникативные: регулирование поведением партнера, умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: осознание понятия и точки зрения другого,

целеполагание, прогнозирование




Познавательные: поиск и выделение информации, умение перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: понимание и сопереживание чувствам других людей.

Регулятивные: определять средства решения проблемы;

планировать свою учебную деятельность.


4. Первичное восприятие и усвоение новых знаний

Работа в группах, учащиеся, используя выбранные цвета, показывают добро и зло.

Группы делятся своими работами. Рассказывают, что они изображали.

Какими вы себе представляете добро и зло? Изобразите в красках.



Анализ рисунков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение развивать свои суждения и доказывать их;

Личностные: понимание и сопереживание чувствам других людей, соотнесение своих поступков с поступками других людей.

Познавательные: умение извлекать информацию.

5. Обобщение и систематизация полученных знаний










Выполняют задание








Выполняют задание

- Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.

Сегодня мы будем строить ДОМ «ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫХ СЛОВ И ПОСТУПКОВ».

Учитель: - Чтобы заложить фундамент Дома, нужно выполнить задания.

Задание 1.

Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами. (Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.)

Фундамент заложили, остались из кирпичиков построить дом, а для этого нужно выполнить второе задание..

Задание 2.

Добрые поступки – главный ключик в значении слова «Доброта».

Я буду загадывать вам загадки.

Если загадка о добром поступке, то в ответ на неё надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» и похлопать.

ИГРА «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ».

-Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

-Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

-Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?

-Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?

-А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

-Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?

-Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?

-Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить кто сможет?

Коммуникативные:

умение развивать свои суждения и доказывать их.




Познавательные: умение извлекать информацию.

6. Подведение итогов, рефлексия и домашнее задание

Учащиеся объясняют значение новых понятий, приводят примеры из жизни.



По каждому пункту спрашиваются 2-3 человека


- Итак, давайте уточним понятия добра и зла. Что они означают, и какими примерами вы можете это подтвердить.

Рефлексия «Закончи предложения»

  1. Сегодня я узнал (а).

  2. Я понял (а)…

  3. Я почувствовал (а)…

  4. Я научился (ась)…

  5. Я смог (смогла)…

  6. Было интересно…

  7. Меня удивило…

  8. Мне захотелось…

  1. Домашнее задание:

  2. 1. Вырежи из бумаги солнечный лучик и напиши на нём добрые слова, обращенные к родителям или друзьям. Подари им этот лучик.

  3. 2. Нарисуй Добро и Зло. Расскажи о них.


Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование

самоопределение в жизненных ценностях.

Коммуникативные:

Формирование отношений ученик-родитель.