Урок по математике в рамках проекта «День единого текста»
По тексту «В.И.Даль»
Тема урока: Расчет массы и объема тела по его плотности.
Цель урока в рамках проекта (для учителя):
Показать как и какие знания по физике можно использовать в реальной жизни, например, работая с текстом, и как их использовать. Развивать функциональную грамотность учащихся через развитие читательской грамотности, математической и естественно-научной грамотности, критического мышления.
Цель урока физики (для учителя):
Познакомить учеников со способами применения физических знаний в различных реальных событиях, развивать познавательный интерес к предмету; развивать функциональную грамотность через интеграцию читательской и естественно-научной грамотности; прививать любовь к истории своей Родины.
Цель урока физики (для ученика):
- записывать формулу плотности тела;
- выполнять преобразование формулы плотности тела для расчета массы и объема тела;
- называть и записывать единицы измерения плотности тела.
- в ходе практической работы определить массу толкового словаря В.И.Даля.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношения к учению;
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
формирования способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений.
умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных деятелей в развитие народа;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении физических задач.
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
составлять план и последовательность действий;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.
познавательные УУД:
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
использовать общие приемы решения задач;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных физических проблем;
умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения физических проблем, и представлять её в понятной форме;
учащиеся получат возможность научиться:
видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
интерпретировать и оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Коммуникативные УУД
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Предметные результаты:
- записывать формулу плотности тела;
- выполнять преобразование формулы плотности тела для расчета массы и объема тела;
- называть и записывать единицы измерения плотности тела.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Приемы и методы, используемые на уроке: смысловое чтение, практический опыт на определение массы толкового словаря В.И.Даля.
Материально-техническое обеспечение урока: толковый словарь В.И. Даля, текст «В.И. Даль», письменные принадлежности школьников.
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.
Пробное учебное действие и смысловое чтение текста. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание. Построения проекта выхода из затруднения.
Работа по тексту и дополнительному материалу.
Какие физические величины встретились вам при чтении?
(преобразование физических величин)
Примеры каких физических явлений вы можете привести?
Актуализация знаний.
Повторение формулы плотности и преобразование ее для расчета массы и объема тела.
Повторение единиц измерения плотности.
Реализация построенного проекта.
Практическая работа. Определение массы тома В.И.Даля.
Самостоятельная работа. Включение знаний в систему.
Решение задачи: За сколько минут преодолеет ленту, склеенную из «ремешков» пешеход, если его скорость 1,5 м/с? (Ответ округлить до целых).
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Обсуждение продукта учебной деятельности.
• Какую цель и задачи ставили?
• Удалось решить поставленные задачи? Каким способом? Достигли ли мы цели?
• Какие получили результаты?
• Что можно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
• Что на уроке у вас хорошо получалось?
• Над чем ещё надо поработать?
6. Домашнее задание.
Представьте, что Вы выросли, стали родителями. Напишите сообщение о том, чтобы Вы рассказали своему ребенку об этом уроке. Объем сообщения Вы выбираете сами.
Спасибо за работу!
Использованные ресурсы на дополнительный материал
https://www.liveinternet.ru/users/4021226/post429551702/
Дополнительный материал.
Инженер
Даль надеялся вернуться из турецкого похода и отдохнуть, но не вышло. Весной 1831 года его корпус отправили в Польшу — подавлять мятеж. «Не слезая с лошадей по пяти ночей сряду», солдаты добрались до фронта. Во время польской кампании Далю выпал случай показать другой свой удивительный талант.
Поляки прижали корпус генерала Ридигера к полноводной реке Висле. Силы были неравны, но неприятель заблаговременно сжег мост. Инженера, способного навести переправу, в корпусе не было, и Далю пришлось взять отступление на себя.
Вокруг заброшенного винокуренного завода медик нашел несколько бочек, сошедших за понтоны, взял якорные канаты и соорудил из них временный, но достаточный для перехода мост. За солдатами через переправу последовали рабочие во главе с Далем.
Отряд повстанцев наконец прорвался к реке, поскакал в погоню и добрался уже до середины моста. Даль развернулся и рубанул топором по канату. Поляки попадали в воду, самодельную переправу унесло течением, а Даль под выстрелами доплыл до своих.
В 1883 году уже отставной лейтенант Даль выпустил брошюру с описанием своего подвига, сопроводив суворовским эпиграфом: «Сегодня счастье, завтра счастье — помилуй бог! Надобно сколько-нибудь и ума».