СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике "Сила трения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по физике "Сила трения".

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике "Сила трения"»

Любите дети, физику!

Она всегда, везде

Поможет вам в умении

И в жизни, и в труде!?

Урок по теме : « Сила трения».

Цели: Сформировать представление о видах , характеристиках и причинах возникновения силы трения; показать роль силы трения в протекании природных явлений.

Задачи :

Обучающая : объяснить физический смысл и характеристики каждого вида сил трения.

Развивающая: способствовать созданию умений учащихся слушать и слышать друг друга, анализировать результаты эксперимента , аргументировать свою и групповую точки зрения.

Воспитательная : продолжить формирование научного мировоззрения учащихся путем ознакомления с физической величины « сила трения», способствовать привитию умственного труда , создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.

Тип урока : объяснение нового материала.

Оборудование : лабораторные катки, деревянные брусочки, динамометры, лабораторные оборудования по изучению силы трения, лабораторные чашки с водой , шнурок , песок , набор грузов.

Этапы урока :

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Мотивационный этап

  4. Усвоение новых знаний

  5. Первичное закрепление

  6. Итог урока

  7. Домашнее задание

Ход урока :

  1. Организационный момент. (Вступительное слово учителя).

  2. Актуализация и контроль усвоенных знаний. Отгадайте ребята загадку «Что будет три, три, три» (Дырка) О каком явлении идет речь? Конечно , о трении.

Ребята, тема сегодняшнего урока «Сила трения». С этим физическим явлением вы встречаетесь в повседневной жизни, поэтому мы и должны выяснить природу этих сил, научиться применять на практике знания о них.

  1. Как вы считаете , зачем автомобилисты меняют летнюю и зимнюю резину? Почему знак «шипованная резина» должна обязательно висеть на заднем стекле автомобиля? Ответы на эти вопросы и многие другие мы получаем при изучении темы « Сила трения»

На экране слайд №1

Любите, дети, физику

Она всегда, везде

Поможет вам в умении

И в жизни , и в труде!

Работа с раздаточным материалом ( в группах)

Фронтальный опрос :

- Что называют взаимодействием тел?

- Какая физическая величина характеризует взаимодействие тел?

- Что необходимо знать для определения силы?

- К чему приводит действие силы?

- Какие силы вы знаете?

- Как обозначают и в чем измеряют силу?

- Как называется прибор дл измерения силы?

- От чего зависит значение силы?

- Какая сила удерживает тела на поверхности Земли?

- Какая сила тяжести зависит от массы тела?

- Какова ваша масса тела?

А какая сила тяжести действует на вас?

Работа в группах проводится по карточкам. Например один из вариантов :

  1. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?

А) Тяжести

Б) Трения

В) Упругости

2. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массы 3 кг?

А) 3 Н

Б) 30 Н

В) 0,3 Н



3.Какую примерно массу имеет тело весом 20 кг?

А) 20 кг

Б) 2 кг

В) 0,2 кг

4. Сила с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес , называется…

А) Упругости

Б) Тяжести

В) Весам

Взаимопроверка (Слайд №2)


1

2

3

4

В 1

а

Б) 30 Н

Б) 2 кг

В)



Проверка правильности выполненного задания.

  1. Каждый день куда – то ходим,

Но при этом не скользим,

Потому что наши ноги

Зацепились за дороги

И мы или тормозим?

Почему мы не скользим, когда идем?

Что способствует нашему перемещению?

Причина – сила трения.

Ребята из своего жизненного опыта вы знаете, что шелковый шнурок развязывается быстрее , чем шерстяной. А почему?

Почему бревно легче катить, чем тащить?

Почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает?

Поэтому цель урока разобраться со всеми этими почему?

С трением мы соприкасаемся на каждом шагу. Точнее сказать, что без трения мы и шага вступить не сможем. Два наиболее главных изобретения человека - колесо и получение огня – связаны именно с желанием уменьшить или увеличить трение.

Важность трения в жизни человек отразил в саамы разных пословицах и поговорках.

- Пошло дело, как по маслу .

- Катается, как вареник в масле и др.

- Как корова на льду.

Демонстрация № 1

Перемещают тяжелый предмет при помощи динамометра и равномерно тянут его по деревянной горизонтальной поверхности, фиксируют показания динамометра.

Вопросы к классу

- Какие силы действуют на брусок во время движения?

- К какому виду трения принадлежит сила трения, что действует на брусок?

- Что можно сказать о равнодействующей силе в этом опыте и почему?

Опыт повторяют постепенно нагружая брусок, т.е увеличивая силу нормального давления, а так же силу нормальной реакции опоры ( N )

Равномерно перемещаем брусок на деревянной доске.

Вопрос к классу:

- Какой силой уравновешивается внешняя сила? (Сила трения скольжения)

Демонстрация № 2

Брусок помещаем на два круглых карандаша и двигаем его при помощи динамометра.

Вопрос к классу:

- Что противодействует внешней силы? (Сила трения качения)

В такой способ можно передвигать даже дом во время реконструкции.

Объяснение учителя

Причины возникновения трения:

- шероховатость соприкасающихся поверхности;

- взаимодействие молекул соприкасающихся поверхности;

- сила трения имеет электромагнитную природу.

Зависимо от этого трения может быть вредным или полезным, его или уменьшают, или увеличивают.

Способы уменьшения трения:

  1. Полировка соприкасающихся поверхностей

  2. Применение масел

  3. Применение шариковых или роликовых подшипников.



Способы увеличения трения:

  1. Первичное закрепление изученного материала.

Групповая работа учащихся соответственно планом исследования сил трения.

Группа 1. Изучение зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей.

  1. Определить цену деления динамометра

Результат записать в таблицу

Вид трудящихся поверхностей

Сила трения скольжения

Дерево по дереву


Дерево по гладкой бумаге


Дерево по наждачной




Вывод : сила трения зависит от рода трущихся поверхностей.



Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления

Определить цену деления шкалы динамометра

Заполнить таблицу




F тр. Скольжения

1 груз


2 грузика


3 грузика




Вывод : чем больше прижимающая сила, тем больше сила трения скольжения.



Группа 3. Сравнение сил трения скольжения, качения и чеса тела.

Определить цену деления шкалы динамометра

Заполнить таблицу

Вес тела

Сила трения, покоя, Н

Сила трения, скольжения , Н

Сила трения, качения, Н







Вывод : трение качения меньше трения скольжения.

6 . Итог урока.

Ребята, мы с вами сегодня рассмотрели силу трения – силу знакомую, но таинственную которая сильнее бурь, ветров и не погоды. Наша жизнь не мыслима без трения.

Стих

Если бы не было трения

Наша жизнь немыслима без трения

Что было бы, если бы не было трения?

Я расскажу это в стихотворении

Все автомобили

Сейчас же бы встали,

А пешеходы на Землю упали.

Перо б не писало, рухнул бы дом.

И на Земле был бы полный разгром!

Картина свалилась,

И свалку бы мы,

Так просто в розетку,

Воткнуть не смогли.

И было бы много ужасных вещей,

Не будь силы тренья,

У нас на Земле.

Во всей суматохе забыла сказать ,

Что тренье так просто с Земли не убрать,

Оно было, есть и будет всегда,

Да здравствует трение!

Тренью – ура!











7 . Рефлексия.

  1. Что мы делали и к каким результатам пришли?

  2. Какие проблемы остались?

  3. Что бы хотели узнать на последующих уроках?

8 . Домашнее задание.

Выучить параграф 11 учебника. Ответить на вопросы.

Заполнить таблицу

Трение полезное

Трение вредное