Урок № 11.
Тема: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Планируемые результаты
Познакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона.
Формировать умения анализировать исторический документ, делать выводы, строить рассказ.
Ход урока:
I. Актуализация изученного:
Работа по карточкам:
Карточка №1
1.Отметьте на линии времени период правления Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э
2.Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи, если известно, что он правил с1792 г. до нашей эры?(сосчитай и запиши) Ответ:1792+2020=3812 лет назад начал править царь Хаммурапи
3. Сколько лет правил царь Хаммурапи, если известно, что он правил с 1792 по 1750 г. до нашей эры? (сосчитай и запиши) Ответ: 1792-1750=42
4. Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?(подумай и запиши) Ответ: 1793 г. до н.э. – предшествует;
1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.
Карточка №2
Вспомни и запиши на доске:
Местоположение Древнего Междуречья
Каким был климат в Междуречье
Какие природные условия были в Междуречье
Какими полезными ископаемыми богата эта страна
Чем занимались жители
Когда возникло государство
Карточка №3
Найди в списке слов признаки государства и запиши:
Природные условия, территория, орудия труда, власть, искусство, налоги, каменный век, законы, земледелие.
Работа с классом:
Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока. Игра «Чистая доска». На доске написаны термины «Шамаш», «клинопись», « зиккурат», « Иштар», «Гильгамеш», «шумеры», нужно выйти к доске, прочитать термин и объяснить его. Если определение термина правильное, то можно вытереть этот термин, наша задача - сделать доску чистой.
II. Изучение нового материала: (весь урок самостоятельная работа с параграфом под руководством учителя)
Царь Хаммурапи 1792 – 1750 г.г.
В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 282 закона, автором которых являлся Хаммурапи.
Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которое возникло на территории Междуречья в конце XIX -начале XVIII века до нашей эры. Он управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?
Ответы учащихся.
Учитель: Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет.
З а к о н - Обязательные правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых наступает ответственность.
На экране написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении.
(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона – правила (нормы) и наказание (ответственность).
- Исходя из этих слов, определите цель и задачи нашего урока: узнать о законах царя Хаммурапи, познакомиться с их содержанием, узнать, как жители Вавилонии выполняли эти правила или нормы и как их наказывали за нарушение законов.
1. Возвышение Вавилона.
Рассказ учителя, работа с картой
В самом центре Междуречья, где близко сходятся Евфрат и Тигр, расположен город Вавилон — столица одного из государств, возникших после прекращения господства Ура. Благодаря выгодному местоположению он стал богатым торговым городом и важным культурным центром.
Шестой царь Вавилона — Хаммурапи правил в 1792—1750 годах до н.э. Целых 15 лет Хаммурапи вёл почти непрерывные войны и завоевал всё Междуречье. Царём четырёх стран света именовал он себя.
З. Что можно узнать из законов Хаммурапи.
Совместная работа с учебником.
Учёные узнали о том, с какой целью Хаммурапи составил свои законы. Об этом сказано во введении к ним.
Из введения к законам Хаммурапи:
Я, Хаммурапи, царь, поставленный богами, потомок Сумула-Эля, сильный наследник Син-мубаллита, вечный царственный отпрыск, солнце Вавилона, приведший к послушанию четыре стороны света.
Чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям.
1. Каким образом Хаммурапи получил царскую власть?
2. Как звали царя, правившего в Вавилоне перед Хаммурапи? А как звали царя, основавшего династию (ряд правителей из одного и того же рода)?
З. Чем, кроме законов, гордится Хаммурапи?
4. С какой целью он составил свои законы?
Учёные, конечно, знали, что главным занятием населения в древних государствах было земледелие. Но как оно было организовано во времена Хаммурапи и кто им занимался?
Из законов Хаммурапи:
Если человек не укрепил плотину на своей земле и вода прорвала плотину, затопила поля общины, пусть виновный возместит хлеб, который он погубил.
Если он не может возместить хлеб, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
1. Что такое община? (Если не помните, посмотрите п. 4.)
2. О каком виде общины идёт речь?
З. Кто строил и ремонтировал плотины и другие водные сооружения, рабы или свободные люди? Докажите свою точку зрения текстом источника.
4. Зачем были нужны водные сооружения?
Если человек взял у другого участок земли на время и вырастил хлеб, то он должен отдать хозяину поля половину урожая.
Если человек взял сад с финиковыми пальмами, то он должен отдать две трети урожая.
Было ли равенство среди общинников? Одинаковые ли были участки земли?
Высокой ли была плата за пользование землёй. Почему плата за сад выше? Что давала финиковая, пальма людям?
Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве три года; на четвёртый год их следует отпустить на свободу.
1. На какие группы делилось население Вавилона?
2. Заботился ли Хаммурапи о простых крестьянах-общинниках?
3. Защищал ли царь своих подданных от обращения в рабство?
Если человек купит во враждебной стране раба или рабыню и окажется, что эти раб или рабыня — вавилоняне, то следует отпустить их на свободу.
1. Откуда ещё, кроме долговой кабалы, брались рабы в древности?
2. Заинтересован ли царь в том, чтобы свободные люди превращались в рабов?
Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.
Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.
Если человек украл осла, овцу или раба, он — вор и его должно убить.
Если кто срежет рабу клеймо, тому должно отрезать пальцы.
1. Докажите, что закон не делал различия между рабами и другим имуществом.
2. Как можно было отличить раба от свободного?
Если раб женится на свободной женщине, то их дети — свободные, а не рабы.
Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а потом может отрезать рабу ухо.
1. Был ли раб вещью?
2. Имел ли раб какие-нибудь права?
Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф.
Если человек ударит по щеке высшего по положению, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.
1. Все ли были равны перед законом и почему?
2. Кого в Вавилоне считали «высшими по положению»?
Из заключения к законам Хаммурапи:
Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому Шамаш даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны.
1. Можно ли назвать законы вавилонского царя «справедливыми» и «превосходными»?
2. Что означает изображение на рельефе столба с законами?
В чём значение законов Хаммурапи.
Вавилонский царь был не первым законодателем в истории. Задолго до него правители шумеров устанавливали и записывали свои законы. Но от текстов их законов сохранились небольшие отрывки, а законы Хаммурапи дошли до нас полностью. Это 247 законов — самый древний из дошедших до нас полных сводов законов. Законы Хаммурапи на несколько столетий древнее Библии.
1. Найдите на карте Вавилон. Какие географические условия способствовали его возвышению?
2. Что такое исторический памятник? Какие виды исторических памятников вам известны?
3. Начертите в тетради линию времени «ХУIII (18) век до н.э.»:
4. Найдите первый и последний годы века. Почему дата первого года больше, чем последнего? В какой поло вине века царствовал Хаммурапи?
5. Сосчитайте, сколько лет правил Хаммурапи. Сколько лет назад началось его царствование? Сколько лет назад оно закончилось?
Д.З.: пар.10, задания 3,4,5 письменно
Карточка №1 1.Отметьте на линии времени период правления Хаммурапи с 1792 по 1750 гг. до н.э. 2.Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи, если известно, что он правил с1792 г. до нашей эры? (сосчитай и запиши) 3. Сколько лет правил царь Хаммурапи, если известно, что он правил с 1792 по 1750 г. до нашей эры? (сосчитай и запиши) 4. Какой год предшествует 1792 г. до н.э.? Какой год идет за ним? (подумай и запиши) | Карточка №2 Вспомни и запиши на доске: Местоположение Древнего Междуречья Каким был климат в Междуречье Какие природные условия были в Междуречье Какими полезными ископаемыми богата эта страна Чем занимались жители Когда возникло государство |
Карточка №3 Найди в списке слов признаки государства и запиши: Природные условия, территория, орудия труда, власть, искусство, налоги, каменный век, законы, земледелие | |