Урок по истории Древнего мира по теме:
«Греки и критяне».
ЦЕЛИ: 1. сформировать у ребят представление о совсем ином, сравнительно со странами Востока, характере природных условий и их влияния на жизнь и занятия населения.
2. Научиться читать историческую карту, анализировать и обобщать её данные.
3. Продолжить работу с к\к.
ТИП УРОКА: «открытие» нового материала (комбинированный).
ХОД УРОКА:
Организационный этап. (1 мин.)
Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка на рабочий лад.
Повторение пройденного материала
1. Терминологическая разминка:
1 гробница египетских фараонов (пирамида).
2 древнеегипетский письменный знак (иероглиф).
3 скульптура льва с головой человека (Сфинкс).
4 жрец в Индии (брахман).
5 группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты)
6 люди, лишённые личной свободы и всех своих прав (рабы).
7 углубления в земле, подводившие воду к участкам земли (каналы)
10 люди, владевшие рабами (рабовладельцы).
2.О ком идёт речь?
1 Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём - второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота находилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
2 Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на столбе из чёрного камня (Хаммурапи).
3 Когда-то евреи поклонялись многим богам, но со временем стали почитать только одного Бога. Они верили, что он сотворил весь мир и дал людям правила, по которым они должны жить (Яхве).
4 Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной. (Моисей).
5 При нём Китай стал единым государством и он стал его первым властелином (Цинь Шихуан).
3. О чём идет речь?
1 Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре – царь и его советник, далее боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).
4 Её построили с целью обороны от кочевников – гуннов (Великая Китайская стена).
5 Они находились в Вавилоне и считались одним из чудес света (висячие сады).
6 Эту книгу евреи считали священной, а впоследствии эта книга стала священной у многих ныне живущих народов (Библия).
- У доски работает в это время ученики с датами:
1. Около 1500 г. до н.э. – (самые крупные завоевания фараона Тутмоса).
2. Около 2600 г. до н.э. – (построена самая высокая пирамида Хеопса)
3. Годы правления Хаммурапи – (1750-1792гг. до.н.э.)
4. Царь Кир торжественно вступил в побеждённый Вавилон – (538г.до.н.э.)
Изучение нового материала.
- Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый этап истории Древнего мира. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в новую страну, народ которой создал высокую культуру и оказал влияние на мировые цивилизационные процессы, кроме того, они подарили миру Олимпийские игры! Как вы думаете о какой стране пойдёт речь? (варианты ответов).
И так, это страна Греция, а наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне”, учебник на стр. 116.
Тема урока появляется на экране.
Учащиеся записывают в тетради: число и тему урока.
- С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны? Давайте составим план урока, и в помощь нам наш параграф. Посмотрим названия пунктов параграфа, которые и послужат этапами изучения сегодняшней нашей темы (после знакомства с названием пунктов они высвечиваются на экране).
План:
1.Географическое положение.
2.Миф о Тесее и Минотавре.
3.На Древнем Крите.
4. Гибель Критского царства.
* Местоположение Греции по карте (с.115 учебника).
- Ребята, вы сейчас будете выполнять задание №1 (заполнение таблицы) в рабочей тетради, пользуясь картой на с. 115 учебника. Давайте вспомним, как нужно работать с картой? (Ответы учащихся: легенда, условные обозначения, раскраска). Греция расположена на Балканском полуострове и значительную часть её территории покрывают крутые и обрывистые горы. Они делят её на изолированные друг от друга области: Северную, Среднюю, Южную Грецию или Пелопоннес. Её омывают с востока Эгейское море, с юга- Критское, с запада - Ионическое. Крупные острова- Крит, Эбвея, Лесбос, Родос.
В Греции существовали независимые города Микены, Тиринф, Пилос, Афины, во главе которых стояли цари.
*Работа с к\к:
1. С помощью атласа (с.20) выполните следующие задания:
А) Нанесите границы Греции.
Б) раскрасьте остров Крит.
В) Подпишите названия крупных городов.
(Проверка в парах выполнения задания.)
* Словарная работа:
Греция – это страна на юге Европы, расположенная на Балканском полуострове.
Работа в тетради.
Особенности природных условий:
1) отсутствие плодородных речных долин;
2) горный рельеф страны;
3) близость моря.
Ребята, подумайте как могли эти особенности влиять на занятие греков? (ответы учащихся)
Вывод: Греция – горная и морская страна, поэтому издревле здесь получили развитие ремёсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды, морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней.
* Физкультминутка.
*- Ребята, а как называется следующий пункт плана? (называют его). Нам нужно, прежде чем начать знакомиться с этим пунктом, вспомнить: что такое миф? (ответ учащихся: Миф- это фантастическое сказание о богах и героях).
- В греческих мифах рассказывается, что царь Афин вынужден платить дань могущественному властителю острова Крит.
Учитель читает классу «Миф о Тесее и Минотавре». Перед тем как читать, заостряем внимание на вопросы к этому пункту, которые выписаны заранее на доске:
Вопросы к тексту.
- Кто такой Минотавр? (чудовище, имевшее туловище человека и голову быка)
- Кто такой Эгей? (царь Афин)
- А как звали сына царя Эгея? (Тесей)
- Какой подвиг совершил Тесей?
- Что такое лабиринт?
- Кто помог Тесею выбраться из лабиринта? (Ариадна- дочь царя Миноса)
- К кому за помощью обратилась девушка? (Дедал - знаменитый мастер, родом из Афин)
- А сейчас все сели поудобнее, закрыли глазки и представили то, о чём сейчас я прочитаю ( чтение до слов: «Они так ликовали и радовались своему спасению, что Тесей забыл просьбу старого отца». Дети отвечают что они вообразили при прослушивании текста, а так же на поставленные вопросы перед прочтением).
А дальше мы посмотрим видеофрагмент мифа и вам нужно ответить:
1) почему море называется Эгейским?
2)Чем закончилось это путешествие?
3)Подумайте, что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре?
* Следующий пункт «На Древнем Крите» учащиеся читают самостоятельно, при этом рассматривая картины, составляют вопросы для других учащихся (затем дети задают и отвечают на вопросы по очереди).
* О гибели Критского царства рассказывает учитель.
- В XV в. до н.э. на о. Крит произошла катастрофа. Предполагают, что случилось землетрясение, вызванное извержением вулкана на соседнем острове Фера. Постройки на нем были разрушены, население спасалось бегством. С этого времени начинается упадок минойской цивилизации.
После катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки.
*Заключительная часть.
- Ребята, по какой стране мы сегодня совершили путешествие? Что в этом путешествии вам больше всего понравилось?
Вы сегодня узнали много нового, давайте, проверим как же вы усвоили материал нашего урока.
Задание №1. Впишите недостающие слова.
Греция расположена в Европе, в южной части_______________________ полуострова. На морях, омывающих Грецию много островов, самый большой из них ____________ .
Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: _______________________________________________ .
Задание №2. . Зачеркни неправильный ответ:
Главными занятиями жителей Греции были: морская торговля, земледелие, рыболовство, скотоводство.
Задание № 3 Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.
М_ _ _ с – царь Крита
А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.
Э __ _ й – царь Афин.
М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.
* Проверка работ в парах.
*Оценивание.
*Домашнее задание.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Базовый: §24,пересказ, р.т. стр. 6 № 6.
Повышенный: Объяснить значение выражения «Нить Ариадны».
Творческий: Рисунок к мифу о Тесее и Минотавре.
Всем спасибо за работу на уроке! Урок окончен!

ТЕАТР КИНО
ШКОЛА ТЕТРАДЬ
ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЯ
ЛАРИСА АЛЕКСАНДР
МАРИНА ДМИТРИЙ