СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по кубановедению " Тмутаракань после Ярослава"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по кубановедению " Тмутаракань после Ярослава"»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 94 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА РОСЛОГО





Реферат по кубановедению на тему:

«Тмутаракань после Ярослава»




Учитель: Чикнайкина Е.А.

ученик: « » класса





Краснодар, 2022г.



Реферат Тмутараканское княжество после Ярослава

Введение

1. Тмутараканское княжество в X – XII веках

2. Политическая ситуация в Тмутараканском княжестве

3. Библиографический список  литературы о Тмутараканском княжестве

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что для понимания современных исторических процессов, важно знать историю своей страны. Материальное и духовное наследство, полученное в наследство от предков нужно изучать и бережно сохранять, передавать потомкам. Усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего.

В 965 году после крушения Хазарского каганата великий киевский князь Святослав двинулся со своими войсками на Северный Кавказ, где «ясов и касогов победил». Решив таким образом задачи внешней политики, направленной на расчистку торговых путей по Дону и Волге, киевский князь основал на Таманском полуострове военно-торговую факторию в Тмутаракани.  Удачными военными действиями он как бы подытожил устремления своего отца – киевского князя Игоря Старого, направившего славянские дружины к берегам Каспийского моря, но не сумевшего достичь видимых политических успехов. Успешный поход Святослава Игоревича против северокавказских племен и основание военно-торговой фактории в самой Тмутаракани упрочили положение руссов на Таманском полуострове. Появление же Тмутараканского княжества связывается с 988 г., с захватом Владимиром Святославовичем ряда крымских городов. Владимир Святославович в 989 г. закрепил Тамань за Русью, и посадил там княжить своего сына Мстислава.

Цель контрольной работы – изучение, анализ, обобщение материалов о Тмутараканском княжестве.

Задачи проводимого исследования:

1. Изучить историю Тмутараканского княжества в X – XII веках;

2. Проанализировать политическую ситуацию в Тмутараканском княжестве;

3. Составить библиографический список  литературы по изучаемой теме.

Образование Тмутараканского княжества сыграло огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов во всех сферах: торгово-экономической, культурной, военно-политической.

 







Тмутараканское княжество


1.2. Археологические памятники Корчев Керчь

В Корчеве находилась каменная византийская православная церковь Святого Иоанна Предтечи VI века. Володихин Дмитрий Михайлович, обобщая данные разных археологов, отмечает, что, скорее всего, в IX — X веке местные жители отбили крепость Боспор у хазар и начали восстановление храма, который ранее также сгорел и находился в руинах. Восстановленный в X веке храм прекрасно сохранился и доступен для посещений. Возможно, это самый древний каменный храм в пределах фактической территории России.

Сам храм находился внутри античной византийской крепости Боспор, построенной ещё Юстинианом I, которая потом веками переходила из рук в руки. Император Константин Багрянородный издавал документы, связанные с перестройкой крепости после падения хазар. Тактикон Икономидиса Эскуриальский Тактикон указывает на значение крепости в связи с территориальной экспансией русских в Крым.  Судя по источникам, русские возвели рядом с Боспором город «Руска», пока не найденный археологами, но который упоминается в договорах византийцев с генуэзцами в 1169 и 1192 годах, наряду с Тмутараканью Матархой, то есть как город сравнимой значимости. Тмутараканский камень указывает, что Керчь перешла под контроль русских не позднее 1068 года. Вполне возможно, Боспор был захвачен русскими в 1016 году при подавлении мятежа Георгия Цулы, где он укрывался после бегства из Херсонеса. Георгий Цула был греческим стратегом, опиравшимся на остатки хазарского каганата в Крыму, и Византия обратилась к русским князьям с просьбой помочь устранить сепаратиста. Потерю контроля над Боспором косвенно подтверждают византийские источники в 1057 году, указывающие лишь две фемы в Таврике — Херсон Севастополь и Сугдея Судак.

Среди контролировавшихся русскими городов того времени даже Киев представлял собой город, огороженный простым земляным валом и деревянным надстройками над ним, которые не представляли никакой сложности для серьезного штурма как русским князьям, так и Батыю, который сжег Киев в 1240 году.  В то время как Тмутараканское княжество, получив контроль над Боспором, получило в своё распоряжение одну из мощнейших каменных цитаделей в мире, которая с генуэзскими и турецкими перестройками смогла дожить фрагментами до 1829 года, пока стены не были разобраны, так как мешали застройке Керчи. При раскопках Макаровой удалось установить, что крепость во время Тмутараканского княжества ещё сохраняла постройку Юстиниана I, так как была сложена из кирпича византийской кладкой opus spicatum. Высоту стены цитадели по ширине установить сложно, так как использовался очень крепкий и дорогой обожжённый кирпич плинфа, поэтому стену оставили внутри с проходом для воинов.

Византийский Боспор превращается в русский Корчев от русского «корча» — кузница, что указывает на большое производство в нём металлического оружия и металлических предметов быта. Город, очевидно, получает наместника тмутараканского князя, так как там обнаружены свинцовые вислые печати княжеского наместника Ратибора, и там же было найдено много монет Тмутараканского княжества.  Вислые печати обычно крепились к официальным документам на манер пломбы как защита от подделки, что указывает обычно на работу канцелярии древнерусского князя или его наместника. Тмутараканские монеты являлись биллонными, то есть номинальная их стоимость была выше чем реальная стоимость серебра в них. Биллонные монеты не могут находиться в хождении на территории без формальной власти над территорией того кто их выпустил.

В Боспоре меньше встречается славянской керамики, но в захоронениях находят новгородские стеклянные бусы. Тем не менее, в части Боспора-Корчева, исследованном археологами, население, следующее провинциальному византийскому быту, являлось большинством. Византийские обычаи не означали греческой национальности, а были культурной приверженностью романтизированных болгар, готов и других народов полиэтнического города. Как отмечает Вадим Майко, в Корчеве и Тмутаракани по археологии видно, что романтизированная часть населения синхронно меняет свои привычки по отношению к предметам быта и архитектуре частных построек, что указывает на общность двух этих городов.  Майко называет этот феномен как русско-византийский «кондоминиум», когда неявно был принят обычай, что население не поддерживало ни русских, ни византийцев при борьбе за власть в городе и относилось к этому как к формальной смене правителей, поэтому границы между византийскими и русскими владения в Крыму носят весьма условный характер.

Однако Волохим Д. М. и другие исследователи указывают, что исследовано только 10 % площади возможных поселений и основной археологический материал ещё предстоит получить, в том числе найти в культурных слоях город «Руска», поэтому многие текущие выводы на обрывочных археологических сведениях ненадёжны и скорее всего будут сильно пересмотрены в будущем. В данный момент активные археологические раскопки ведутся в зоне строительства Крымского моста.

5. Вопрос. Тмутараканское княжество

В истории древнерусского полуанклава на берегах Керченского пролива — Тмутараканского княжества — остается очень много пробелов.  Например, первое упоминание о нем в русских летописях значится под 988 г., когда киевский князь Владимир Святославич отправил княжить в Тмутаракань своего юного сына Мстислава, но обстоятельства, при которых эти земли перешли во владение киевских князей, и время, когда это случилось, остаются предметом спора современных историков. Достоверно неизвестно, кому принадлежали эти земли до прихода русских. Мы не знаем точных границ Тмутараканской земли и времени, когда Тмутаракань перестала быть русским княжеством.

По одной версии, тмутараканский стол был захвачен Святославом во время похода на хазар еще в 965-966 гг. По другой — эти земли во время захвата киевским князем Владимиром Корсуни (средневековый Херсон, современный Севастополь) были пожалованы византийцами русскому князю за обязательство оберегать крымские владения империи от набегов кочевников.

Сохранилось немало достоверных сведений о Тмутараканском княжестве. Можно с уверенностью говорить, что территория его включала Керченский полуостров с городом Корчев (греческий Боспор, современная Керчь) и Таманский полуостров, где находилась столица княжества город Тмутаракань (греческая Таматарха, Матраха, современная станица Тамань).  Вероятно, Тмутараканскому княжеству принадлежали и некоторые участки берега Восточного Приазовья, где издавна находились богатые рыбные промыслы.

Жители побережий Керченского пролива занимались земледелием и скотоводством, ловили рыбу, которой изобиловали воды Азовского и Черного морей. В городах процветали ремесла, прежде всего гончарное производство. Но самым важным занятием жителей княжества, расположенного на пересечении торговых путей, была торговля, которая приносила большие доходы горожанам и государству.

Население княжества было пестрым. Здесь проживало немало греков, осевших в городах и селениях тюркских кочевников, в том числе хазар, еврейских купцов и ремесленников, а также выходцев с Кавказа, прежде всего зихов и алан. Со временем появился и заметный славянский слой, представленный княжескими людьми, дружинниками, купцами, ремесленниками и священнослужителями.

Город Тмутаракань являлся местопребыванием главы Зихской епархии, подчинявшейся непосредственно Константинопольскому патриарху.   Известны свинцовые печати архиепископа Антония, возглавлявшего епархию в середине XI в.

Князь Мстислав был весьма энергичным правителем. По сообщению «Повести временных лет», в 1022 г. он отправился походом на касогов. Они выступили ему навстречу. Вел их князь Редедя. Оба князя имели крепкое сложение и отличались силой, поэтому согласились разрешить спор поединком, чтобы не губить с моих людей. По обычаям того времени они боролись без оружия, и только победитель имел право убить побежденного. Победа досталась Мстиславу. Согласно договоренности тмутараканский князь получил землю, власть над касогами, имущество и семью побежденного.

Уже в следующем году Мстислав, опираясь на свою дружину, подвластных ему касогов и хазар (жителей княжества), выступил против своего брата Ярослава и борьбе за киевский престол. Разбив Ярослава, он получил половину Руси со столицей в Чернигове. Вскоре Мстислав покидает Тмутаракань, которая отныне управляется его доверенными лицами.

Позднее здесь правил князь Глеб, известный тем, что измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева по льду в 1068 г.  и увековечил это событие надписью на знаменитом Тмутараканском камне, найденном на Тамани в конце XVIII в. Некоторое время здесь княжил Ростислав Всеволодович, скрывавшийся от киевского к и язя. Он был отравлен греками по наущению великого князя Святослава. Здесь и позднее не раз находили убежище князья-изгои.

Самым известным тмутараканским князем был Олег Святославич (в крещении Михаил). Впервые он прибыл в Тмутаракань в 1078 г. и, также как Ростислав, скрывался здесь от своих недругов. Потерпев поражение в борьбе за черниговское княжение, он был предан половцами, схвачен «козарами» в Тмутаракани и выдан византийцам. Его судьбу определила смена власти в Константинополе. При покровительстве нового императора Византии Алексея Комнина князь Олег женился на греческой аристократке Феофании Музалон и в 1083 г. вернулся в Тмутаракань.

Здесь он расправляется с обидчиками и укрепляет свою власть. Олег чеканит серебряную монету с изображением своего небесного заступника архангела Михаила и легендой: «Господи помоги Михаилу».

Сохранилась свинцовая печать с изображением того же архангела и греческой надписью: «Господи помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии». Деятельный и удачливый политик, Олег одиннадцать лет княжит в Тмутаракани, но внимательно следит за событиями в Киеве, мечтая занять черниговский престол. И после смерти в 1093 г. последнего из Ярославичей — Всеволода, осознав, что новый великий князь Владимир Мономах еще слаб, в 1094 г. со своими союзниками — половецкими ханами осуществляет свою мечту — утверждается в Чернигове. После этого события Тмутаракань уже не упоминается в летописях как русское владение.

С Тмутараканью тесно связана и история русской церкви. Кроме построенной Мстиславом церкви во имя Богородицы, в благодарность за дарованную девой Марией победу над Редедей здесь вблизи города был основан русский монастырь.

Основателем его явился монах Никон, известный как один из первых русских летописцев и духовных столпов Руси того времени, сподвижник святого Феодосия Печерского.  Влияние Никона на духовную и культурную жизнь Киевской Руси невозможно переоценить. Никон подолгу жил в Тмутаракани и иногда выполнял дипломатические поручения горожан. Вероятно, именно здесь он приступил к созданию нового летописного свода, который закончил уже в Киеве.

После прекращения древнерусского княжения в Тмутаракани русские люди еще долго продолжали жить на Тамани, а русский язык использовался здесь даже в середине XIII в.