СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе « В гостях у помещиков» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе « В гостях у помещиков» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»)»

Технологическая карта урока  

 

Дата: 04.03.2019г.

Класс: 9

Предмет: литература

Учитель: Богомолова Наталия Ивановна

Тема: « В гостях у помещиков» (Н. В. Гоголь «Мертвые души»)

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

1)раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; определить сатирические приемы, используемые Н. В. Гоголем при изображении помещиков, работа над 2-6 главами;

2) совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; навыки анализа литературного персонажа; владеть навыками сопоставительного анализа; обосновывать свою оценку прочитанного; развитие речевых умений и навыков; приобщение к исследовательской работе.

3) воспитание бережного отношения к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитание гражданской позиции и гуманистического мировоззрения; воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду; воспитание уважения к мнению своих товарищей.

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; навыки анализа литературного персонажа; владеть навыками сопоставительного анализа; обосновывать свою оценку прочитанного; развитие речевых умений и навыков; приобщение обучающихся к исследовательской работе.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитание гражданской позиции и гуманистического мировоззрения; воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду; воспитание уважения к мнению своих товарищей.

Развивающая: развитие памяти и внимания, раскрытие творческого потенциала обучающихся, исследовательских умений, наблюдательности.


Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:  

Предметные: владение разными видами смыслового чтения 

Личностные: развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию; находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов

Коммуникативные УУД: создавать устные и письменные тексты

Регулятивные УУД:  работать по плану, сверяясь с целью 


Ресурсы: презентации обучающихся, иллюстрации к произведению

 

7. Структура комбинированного урока 

Этапы урока. 

Цель этапа 

Деятельность  

учителя  

Деятельность  

обучающихся 

Формируемые УУД 

1. Мобилизующий этап 

 Подготовиться к продуктивной работе на уроке: проверить доклады с выступлениями, презентации, включить аппаратуру, приготовить учебные принадлежности.


 Обучающиеся, заранее сформировавшие рабочие группы, занимают свои места в кабинете. Сформировано пять рабочих групп: «Гости Манилова», «Гости Коробочки», «Гости Ноздрева», «Гости Собакевича», «Гости Плюшкина».


 

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 

 Приветствие обучающихся. Объяснение ситуации.

Вступительное слово. Открытие урока. Тема: «В гостях у помещиков». Определим цель нашего занятия.


Обучающиеся формулируют цель каждый по своему направлению:

-Познакомиться с героями поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»;

-уметь определять роль каждого помещика в системе образов произведения;

-выявить роль художественной детали при создании образа каждого из помещиков.


 

3. Актуализация знаний. 

 

 Повторение теории литературы.

Что такое система образов? Что такое деталь в художественном произведении? Какова ее роль при создании образа героя?


 Получить возможность продемонстрировать имеющиеся знания, навыки и умения: знание ключевых понятий, владение учебной терминологией, информационно-коммуникативными технологиями.


 

4. Первичное усвоение новых знаний. 

 Создать условия для осмысления новой учебной информации; способствовать осознанию изучаемого материала.


 Выявление особенностей образа каждого из помещиков в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа.


 Находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов

Коммуникативные УУД: создавать устные и письменные тексты

Регулятивные УУД:  работать по плану, сверяясь с целью 


5. Первичная проверка понимания 

 

 Создать условия для работы групп.

 Работа групп. Отчеты с использованием электронной презентации представляют «Гости Манилова», «Гости Коробочки», «Гости Ноздрева», «Гости Собакевича», «Гости Плюшкина».


 Находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов

Коммуникативные УУД: создавать устные и письменные тексты

Регулятивные УУД:  работать по плану, сверяясь с целью 


6Первичное закрепление 

 Знакомит с понятиями «маниловщина», «ноздревщина»

 Ответы рабочей группы на вопросы обучающихся


 Находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов

Коммуникативные УУД: создавать устные и письменные тексты

Регулятивные УУД:  работать по плану, сверяясь с целью 


7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 

 Педагог предлагает викторину «Угадай героя».

Подводит итог викторины и выступлений обучающихся, обращает внимание на цели урока.


 Практическая работа по группам, самостоятельная работа по заполнению таблицы «Образы помещиков»

Каждая рабочая группа на примере «своего» помещика подводит итоги работы, опираясь на поставленные в начале урока цели.


 Обобщать (делать выводы) на основе фактов

Коммуникативные УУД: создавать устные и письменные тексты

8. Информация о домашнем задании  

 Домашнее задание:

Работа с главами 2-6, подумать над вопросом «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова, а заканчивает Плюшкиным?»

 Запись домашнего задания

 

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу 

 Комментарий педагога.

Рефлексия: ребята получают три вида карточек. На первой изображен знак «плюс», на второй – вопросительный знак, на третьей карточке – восклицательный знак.

Таким образом, можно наглядно выявить наиболее трудные, наиболее интересные задания, а также задания, которые понятны всем. Обсуждение, как прошло занятие.

 Самооценка участников по результатам викторины и практической работы.

Карточки прикрепляются на доску.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!