1)раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; определить сатирические приемы, используемые Н. В. Гоголем при изображении помещиков, работа над 2-6 главами;
2) совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; навыки анализа литературного персонажа; владеть навыками сопоставительного анализа; обосновывать свою оценку прочитанного; развитие речевых умений и навыков; приобщение к исследовательской работе.
3) воспитание бережного отношения к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитание гражданской позиции и гуманистического мировоззрения; воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду; воспитание уважения к мнению своих товарищей.
7. Структура комбинированного урока
Этапы урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мобилизующий этап | Подготовиться к продуктивной работе на уроке: проверить доклады с выступлениями, презентации, включить аппаратуру, приготовить учебные принадлежности. | Обучающиеся, заранее сформировавшие рабочие группы, занимают свои места в кабинете. Сформировано пять рабочих групп: «Гости Манилова», «Гости Коробочки», «Гости Ноздрева», «Гости Собакевича», «Гости Плюшкина». | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Приветствие обучающихся. Объяснение ситуации. Вступительное слово. Открытие урока. Тема: «В гостях у помещиков». Определим цель нашего занятия. | Обучающиеся формулируют цель каждый по своему направлению: -Познакомиться с героями поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; -уметь определять роль каждого помещика в системе образов произведения; -выявить роль художественной детали при создании образа каждого из помещиков. | |
3. Актуализация знаний. | Повторение теории литературы. Что такое система образов? Что такое деталь в художественном произведении? Какова ее роль при создании образа героя? | Получить возможность продемонстрировать имеющиеся знания, навыки и умения: знание ключевых понятий, владение учебной терминологией, информационно-коммуникативными технологиями. | |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Создать условия для осмысления новой учебной информации; способствовать осознанию изучаемого материала. | Выявление особенностей образа каждого из помещиков в системе образов поэмы, выявление “истинно русских, коренных свойств наших”, выявление роли художественной детали как средства создания образа. | Находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов Коммуникативные УУД: создавать устные и письменные тексты Регулятивные УУД: работать по плану, сверяясь с целью |
5. Первичная проверка понимания | Создать условия для работы групп. | Работа групп. Отчеты с использованием электронной презентации представляют «Гости Манилова», «Гости Коробочки», «Гости Ноздрева», «Гости Собакевича», «Гости Плюшкина». | Находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов Коммуникативные УУД: создавать устные и письменные тексты Регулятивные УУД: работать по плану, сверяясь с целью |
6. Первичное закрепление | Знакомит с понятиями «маниловщина», «ноздревщина» | Ответы рабочей группы на вопросы обучающихся | Находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов Коммуникативные УУД: создавать устные и письменные тексты Регулятивные УУД: работать по плану, сверяясь с целью |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Педагог предлагает викторину «Угадай героя». Подводит итог викторины и выступлений обучающихся, обращает внимание на цели урока. | Практическая работа по группам, самостоятельная работа по заполнению таблицы «Образы помещиков» Каждая рабочая группа на примере «своего» помещика подводит итоги работы, опираясь на поставленные в начале урока цели. | Обобщать (делать выводы) на основе фактов Коммуникативные УУД: создавать устные и письменные тексты |
8. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: Работа с главами 2-6, подумать над вопросом «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова, а заканчивает Плюшкиным?» | Запись домашнего задания | |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | Комментарий педагога. Рефлексия: ребята получают три вида карточек. На первой изображен знак «плюс», на второй – вопросительный знак, на третьей карточке – восклицательный знак. Таким образом, можно наглядно выявить наиболее трудные, наиболее интересные задания, а также задания, которые понятны всем. Обсуждение, как прошло занятие. | Самооценка участников по результатам викторины и практической работы. Карточки прикрепляются на доску. | |