Урок 116
Тема: Случаи вычитания: 11 –
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со случаями вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток; закрепления умения решать составные задачи; развития навыков счёта, логического мышления.
Планируемые результаты (предметные): знать случаи вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток; уметь решать составные задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Личностные: проявляют интерес к изучению математики.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
1 2 3 1 2 3
11 12 13 11 12 13
II. Устный счёт.
1. «Цепочка».
2. Задача на смекалку.
Гусь тяжелее утки на 2 кг, но легче щенка на 3 кг. На сколько килограммов утка легче щенка? (На пять килограммов.)
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию нового материала (задание 2, с. 82 учебника).
Задание выполняется устно с объяснением.
После этого целесообразно повторить состав числа 11:
2. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток. Составление таблицы вычитания из числа 11.
На доске записаны разности:
– Объясните разные способы решения выражения.
Разбирают и записывают на доске выражения, данные в учебнике (с. 82, «Н»).
Например:
3. Запись таблицы вычитания из числа 11.
Учащиеся записывают таблицу.
11 – 2 = 9 11 – 9 = 2
11 – 3 = 8 11 – 8 = 3
11 – 4 = 7 11 – 7 = 4
11 – 5 = 6 11 – 6 = 5
IV. Работа над задачами (задание 3, с. 82 учебника).
Одну из задач можно проиллюстрировать, а к другой сделать краткую запись.
Решение учащиеся выполняют самостоятельно.
Запись в тетрадях:
1) 6 + 4 = 10 (к.).
2) 10 – 7 = 3 (к.).
Ответ: осталось закрасить 3 квадрата.
Принесли – 6 м. и 4 м. Отдали – 8 м. Осталось – ? | Решение: 1) 6 + 4 = 10 (м.). 2) 10 – 8 = 2 (м.). Ответ: осталось 2 морковки. |
– Прочитайте условие задачи 4 (с. 82 учебника).
– О чём в задаче спрашивается?
– Данная задача простая или составная? (Составная.) Почему так считаете?
– Объясните, как будете решать задачу. (Сначала узнаем, сколько горошин дали ростки у Коли. Для этого из десяти вычтем три.
1) 10 – 3 = 7 (г.)
Теперь узнаем, сколько горошин дали ростки у Миши. Для этого из десяти вычтем четыре.
2) 10 – 4 = 6 (г.)
Ответ: 7 горошин дали ростки у Коли, 6 горошин – у Миши.)
V. Работа над развитием логического мышления (задание 6, с. 74 учебника).
VI. Итог урока.
Вопросы: Что нового узнали? Какие открытия сделали? Какая работа вам понравилась больше всего? Чем?