СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по окружающему миру по теме " ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ"

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру»

Технологическая карта урока


Ф.И.О. учителя: Попкова Т.Н.


Учебный предмет: окружающий мир Класс: 2


Автор УМК (программа учебного курса): Окружающий мир 2 класс ( «Школа России»). А.А. Плешаков, - М: Просвещение (Учебник, 2014).


Тема урока: « Ты и твои друзья»


Тип урока: урок изучения нового материала.


Цель урока: формирование представлений о понятиях «дружба», «друг»

Задачи урока:

1.Показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в жизни человека;

2. Узнать правила общения между друзьями.

3.Развивать навыки сотрудничества, коммуникативные навыки;

4.Формировать нравственные качества: умение дружить, беречь друзей;

5. Формировать умение вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

6.Создавать положительную эмоциональную атмосферу в классе.

Учебные материалы: карточки с именами сказочных героев, листочки со словами : доверие, доброта, жадность, честность, любовь, счастье, верность, взаимопонимание; карточки для работы в парах и группах, словарь Ожегова, тучки с правилами дружбы, музыкальная композиция детской песни «Умка», музыкальная композиция детской песни «Настоящий друг», «Друзья», «Улыбка», из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена», видеофрагменты из мультфильмов

Формы организации обучения на уроке: фронтальная, групповая, парная

Планируемые результаты УУД:


Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.


Познавательные УУД: выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя, умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста; формирование способности и умения учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).



Регулятивные УУД: формировать умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу, формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем, формировать умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.


Коммуникативные: формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, формировать умение работать в группах, учитывая позицию собеседника, формировать умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленные вопросы.


Средства активизации на уроке:

- поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию;

- предоставить возможность для коллективного делового общения;

- способствовать созданию внутреннего комфорта;

- обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно- познавательных целей.






















этапы






ууд

I Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка го-

товности учащихся,

их настроя на работу

Прозвенел для всех звонок,

Начинаем мы урок.

Тихо сели, руки вместе,

Ушки, глазки – все на месте?

Постарайтесь все понять,

Очень четко отвечать.

Ребята представьте себе, что вы попали на Северный полюс, где лежит много снега, вокруг огромные льдины, и вдруг вы слышите ( включить отрывок мультфильма «Умка ищет друга») Как вы считаете: Надо ли помочь Умке? Кто из вас хочет помочь Умке? Скорее в путь

Личностные

Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II.Актуализация знаний и постанов

ка учебной проблемы

Цель: подведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока. Составление плана работы








III.Совместное открытие новых знаний

Цель:выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

Звучит песня «Настоящий друг»

-О чем эта песня?

- Как вы думаете, почему я в начале урока показала вам отрывок из мультфильма об истории маленького мальчика и белого медвежонка Умки, включила прослушать эту песню?

- о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какая будет тема нашего сегодняшнего урока? ( дети высказывают свои предположения) Тема появляется на доске «Ты и твои друзья.»

- О чем вы хотели бы узнать? На какие вопросы получить ответ? Предлагает подумать, что бы хотели узнать на уроке, чему научиться

  • Что такое дружба?

  • Кого можно назвать настоящим другом?

  • Какие есть правила дружбы?

- Что мы сейчас сделали? (Спланировали свою работу)


- Продолжите предложение: Дружба - это ...


Выслушиваются ответы детей, учитель обобщает ответы, подводит итог:


- Вопрос кажется совсем простым, но так трудно на него отвечать. Я попыталась найти ответ на этот вопрос в стихах. Послушайте стихотворение "Монолог о дружбе", может оно поможет найти нам ответ на этот вопрос.


Дети читают отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».(Стихотворение читают подготовленные дети).

А в это время 1 человек ищет в толковом словаре Ожегова, что такое дружба и кто такой друг


1. Что такое дружба, каждый знает?


Может быть, и спрашивать смешно.


Ну а всё же, что обозначает


Это слово? Значит что оно?


2. Дружба – это если друг твой болен


И не может в школу приходить, -


Навещать его по доброй воле,


Школьные уроки приносить,


Терпеливо объяснять заданья,


На себя взять часть его забот,


Отдавать ему своё вниманье


Дни, недели, месяц или год…


3. Если друг твой что-то, к сожаленью,


Плохо сделал или же сказал,


Надо честно, прямо, без сомненья


Правду высказать ему в глаза.


Может быть, обидится он вдруг,


Всё равно сказать ты правду должен,


Ведь на то и нужен лучший друг.


Дружба в радости и дружба в горе.


4. Друг последнее всегда отдаст.


Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,


Тот, кто не обманет, не продаст.


Дружба никогда границ не знает,


Нет преград для дружбы никаких.


- Что же такое дружба, по мнению автора?

А в известном словаре С.Ожегова


Дружба –это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов


Друг – это человек, связанный с кем –нибудь дружбой


Мы выяснили, что обозначают слова «друг» и «дружба»


Познавательные

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные

Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу

Формируем умение составлять план и последовательность действий

Личностные

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу






Не садиться

А сейчас я вам предлагаю поиграть. Мы уже знаем, что существуют такие неречевые средства общения, как мимика и жесты. Встаньте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды.

Превратитесь:

Сердитого льва.

Испуганного зайчика, который в страхе дрожит.

Печального и грустного козлёночка.

Страдающего Гадкого утёнка.

Радостную мартышку.

-Кого из зверей было приятнее изображать? Почему?

-Конечно, улыбаться было приятней.

Конечно, когда друзья улыбаются друг другу это намного лучше.

- Физкультминутка. Дети встают и под песню "Улыбка" выполняют задание.

(- Улыбнитесь соседу справа, а теперь соседу слева. Пожмите ручку соседу слева, а теперь соседу справа. Погладьте по плечу соседа слева, а затем соседа справа.

- А теперь давайте возьмемся все за руки и подарим друг другу тепло своих ладошек.)Так что можно узнать по выражению лица? Продемонстрируйте то выражения лица, с каким бы вы хотели общаться со своим другом.

Посмотрите нам даже солнышко улыбается, оно отдает нам свое тепло ………Можно ли его назвать нашим другом?

А теперь давайте покажем солнышку как мы дружно умеем работать в паре

Поиграем в игру “Кто с кем дружит, кто кому нужен” (картинки с изображением сказочных героев)


На партах лежат листы под номером 1с героями разных сказок. Найдите им друзей.


Проведите тропинки, соединяя друзей. (В конвертах волк, Белоснежка и гном, Чебурашка и крокодил Гена, Дядя Фёдор и кот Матроскин, Малыш и Карлсон, Буратино и Мальвина)


Пока все работают на местах, одна пара выполняет задание у доски.

Проверка


- Кому друзей вы не нашли?

Ой, смотрите, в классе потемнело, солнышко пропало, что случилось. Все небо затянуло тучами

Про волка. Что нам делать? Давайте разгоним тучи. А они не простые, на обратной стороне что –то написано? Давайте разгоним тучи и узнаем, что там?

Выходят, снимают и читают, вешают на доску. Что же такое?

- Что значит выражение «У дружбы свои законы»?

(Закон – это правило. У дружбы есть свои законы, значит, правила)


- Какие правила нужно соблюдать, чтобы с другом не было ссор?

Почему волк остался без друзей?

- Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?

А есть ли у вас друзья? Расскажите о своем друге по плану:

1.Как его зовут?

2.За что ты его любишь?

3.В чем ты ему помогаешь?

4.Как он помогает тебе?

Кто хочет рассказать о своем друге?


30 июля отмечается Международный день дружбы,
9 июня Международный день друзей.

А сколько замечательных песен про дружбу

И под одну из них сейчас выполним ф-ку

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Барбарики»


Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Регулятивные

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

IVЗакрепление нового Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности


Сейчас мы поработаем в группах и будем работать дружно, слаженно.

ВСПОМНИМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам,

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придет на помощь друг

Дети самостоятельно формируют 5 групп.

Задание для первой группы

Хрюша встречает Филю: хочет поиграть с ним. Как Хрюше лучше начать разговор? Посоветуй Филе, что ответить?

-Задание 2 группе:

Объясните, как бы вы поступили в этой ситуации: Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают вам дружить.

Задание для третьей группы

Выявление качеств человека, мешающих дружбе

- Качества, мешающие дружбе, вы назовете сами, отгадав стихотворения - загадки:

1Все расскажет про ребят:

Кто дерется, кто кричит.

Только про себя не скажет,

А в сторонке промолчит. ( ябеда )

2.Ах, как часто нужно нам

С кем-то поделиться!

Кто привык везде скупиться?

Кто твердит всегда: «Не дам!» ( жадина )

- Продолжите хором следующие строчки и определите, за какое еще качество, никто не захочет дружить с таким человеком:

Я красавец, я силач,

Я умелец, я лихач,

Я отличник, я всезнайка,

А зовут меня …

- Используя слова- отгадки, выведите некоторые правила поведения среди других людей, начиная со слова нельзя.

Задание для 4 группы

- Нарисуйте на мольберте портрет человека, с которым вам было бы приятно общаться.

Задание для 5 группы

-Соберите пословицы и попробуйте объяснить одну из них

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Один - за всех, все - за одного.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей


Слушаем ответы групп и оцениваем ее работу

Молодцы, хорошо справились с заданием. Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей.




Коммуникативные

Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника

Формируем умение слушать и понимать других

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Регулятивные

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Познавательные

Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания

Формируем умение строить логические цепи рассуждений

VКонтролирющее задание

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» первая часть «Дом друзей».

- В мультфильме, отрывок которого мы с вами посмотрели Гена и Чебурашка построили Дом Друзей. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Поработайте и выберите тот кирпичик, который на ваш взгляд самый нужный.

Счастье, доверие, любовь, жадность, гнев, злость, отзывчивость, решительность, справедливость, благородство, внимательность, верность, лживость, доброта, честность.

( ученики крепят кирпичики на доску)Звучит музыка из мультфильма «Крокодил Гена И чебурашка»

- Ваш дом дружбы построен. Посмотрите у вас на партах лежат имена сказочных героев, подумайте, кого бы вы хотели поселить в этот домик? Почему?

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.


Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Регулятивные


Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Познавательные

Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять)

Формировать умения структуктировать знания, выбирать необходимое

VIРефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания,

Дружба














Домашнее задание

( задание на листочке)

































О чём же главном мы говорили сегодня на уроке? Вспомним вопросы , на которые мы должны ответить в начале урока?

Можем ли мы сейчас ответить на эти вопросы?

  • Что такое дружба?

  • Кого можно назвать настоящим другом?

  • Какие есть правила дружбы?


Кого можно назвать настоящим другом?- настоящий друг, когда вы проводите вместе досуг, помогаете друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку.

- Настоящую дружбу ничто не разрушит.

Как найти друзей? Ответ очень простой - будь хорошим другом сам.

Мы начали урок с просмотра мультфильма про медвежонка Умку

ПРОСМОТР КОНЦА МУЛЬТИКА

А как вы думаете, Умка найдет своего друга? А мы сегодня ему в этом помогли? Чем?

- Вот и подходит к концу наш урок дружбы. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, выбирать хороших и верных друзей.

Ребята, чтобы закрепить полученные знания на уроке, предлагаю вам выбрать домашнее задание

1.Написать письмо другу. Письмо можно написать любому однокласснику с предложениями о дружбе.


2.Нарисовать портрет своего друга


У вас на партах лежат вырезанные ваши ладошки: желтые, оранжевые и красные

Если у вас на уроке сегодня все получалось, вам все понравилось и вы довольны своей работой, поднимите ладошку желтого цвета, цвет солнышка

Если были такие моменты, что у вас что-то не получалось, вам не всегда было интересно , то поднимите ладошку оранжевого цвета

Если вам было скучно на уроке, неинтересно поднимите ладошку красного цвета


Мы открыли все секреты.

Как нам дружбу сохранить

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!

Я думаю, что я с вами тоже подружилась и мне очень хочется оставить на память солнышко дружбы


И после того как закончится урок вы приклейте свою ладошку к лучикам солнышка


- А теперь давайте встанем, и скажем друг другу слова известного героя - терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» И мне думается, что этот урок даст начало той большой дружбе, которую вы пронесёте через всю школьную жизнь.



Личностные

Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Коммуникативные

Формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

Регулятивные

Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения



























Формируем начальные формы рефлексии


4