СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по познанию мира проводится по теме "Реки и озёра Казахстана". . В конспекте расписаны задания для групп, предложены направления, по которым дети должны собрать и систематизировать информацию в виде проекта. Задания носят познавательный, творческий, поисковый характер, способствующие развитию функциональной грамотности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок по познанию мира в 4 классе на тему: « Реки и озёра Казахстана».»



Тема. «Реки и озёра Казахстана».

Цель: дать представление о реках и озёрах Казахстана, умение определять и находить  их на карте, обобщить  знания учащихся  о строении рек и озёр, о её значении для

жизни всего живого организма.

Задачи:

- Формировать начальные понятия о реках и озёрах Казахстана.

- Формировать понятия об эффективном использовании и охране рек и озёр, о причинах и путях загрязнения воды.

- Развивать речемыслительную деятельность, память, навыки работы с картой, интерес к окружающей действительности, природе.

- Заложить у учащихся основы экологического воспитания.

Оборудование: Физическая карта Казахстана, контурная карта Казахстана, учебник, тетрадь, дополнительный материал- справка о реках и озёрах Казахстана.

Тип урока: нестандартный урок - путешествие.

Методы: репродуктивный, частично - поисковый, иллюстративный.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.


2. Постановка целей и задач урока. Слайд 1

- Сегодня на уроке нам предстоит путешествие по нашей необъятной стране. Мы побываем в роли путешественников, географов, картографов, экологов и послов. Может быть, в будущем кто-то из вас выберет одну из этих профессий. А назвать тему урока вы сможете, когда отгадаете ребус.







- О чём же мы будем говорить на уроке?

(Дети дают определение темы урока - «Реки и озёра»),

- Действительно, нам необходимо изучить водоемы нашей страны, найти их на карте Казахстана, нанести их названия на контурные карты, делать выводы; анализировать; действовать спокойно и обдуманно.

Слайд 2

Определение критериев оценивания этапов урока и настроения учеников.

ПАРАМЕТРЫ

ОЦЕНИВАЯ ОТВЕТОВ

1.

Научность (соответствие сообщаемых данных научным

сведениям)

2.

Последовательность.

3.

Занимательность.

4.

Грамотность и четкость речи.

5.

Оформление ответа.


3. Актуализация знаний учащихся.

-Каждый путешественник берет с собой багаж. Наш с вами багаж – это знания, которые нам понадобятся в путешествии. Давайте проверим наш багаж!

Фронтальный опрос домашнего задания по теме «Круговорот воды в природе. Подземные воды. Минеральные воды».


* Что такое вода? (Жидкость без цвета и запаха)

* Какую часть поверхности Земли она занимает? (2/3)

* Каким цветом она обозначается на физической карте и глобусе? (Синим)

* В каких состояниях бывает вода? (Жидкое, твердое, газообразное)

*Расскажите о круговороте воды в природе. Слайд 3

*Что такое артезианский источник? (Колодцы, при бурении которых, вода пошла на поверхность под большим напором, потому что находилась между двумя водоупорными слоями)

* Что такое арасан? ( Минеральный источник)

*Какой знаменитый курорт построен на минеральном источнике в Казахстане? ( Сарыагаш)

Синквейн «ВОДА»

-Ваш багаж знаний в порядке.

5.Организация восприятия и осмысления новой информации.

5.1.Вступительное слово учителя. Реки.

Реки - источники пресной воды. Люди издавна селились у рек. Река питала окрестности: сады и огороды, поля и луга. Служила людям и животным. Из маленьких селений у рек вырастали большие города. В наше время все крупные города тоже находятся около рек, потому как жители города нуждаются в пресной воде, она служит и для передвижения судов, которые перевозят людей и грузы.

Быстрое течение рек используется в выработке электроэнергии. На берегах таких рек строят электростанции.

На территории Казахстана насчитывается — 85 тысяч больших и малых рек. Слайд

По характеру течения они бывают равнинные и горные. Слайд

Крупные реки Казахстана: Сырдарья, Иртыш, Урал, Ишим, Или, Чу и др. Слайд

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ( совместно с учителем дети заполняют таблицу «Реки») (слайд )


Река Иртыш. 
«Иртыш» - в переводе с тюркского «роющий землю». 
Иртыш берёт начало в Китае, в горах Монгольского Алтая. Там он называется Чёрный Иртыш. Протекает через озеро Зайсан. До города Усть – Каменогорска превращён в крупные водохранилища: Бухтарминское, Шульбинское. На этом участке имеет притоки:справа – Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба, слева – Кызылсу, Чар. Иртыш впадает в реку Обь слева ( на территории России). Там притоками Иртыша являются: Омь – справа, Ишим и Тобол – слева. 

Иртыш — самая длинная река-приток в мире (4 268 км).  Протекает по территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России (2010 км). 
Иртыш разливается весной в результате таяния снега на южных склонах гор. Летом в него стекают талые воды высокогорных снегов и ледников. Поэтому половодье на Иртыше довольно продолжительно. 
Иртыш-полноводная, крупная река. Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией. 

Название

Иртыш

Где берет начало

Китай, горы Монгольского Алтая

Куда впадает

Впадает в реку Обь,слева (Россия)

Глубина(Г), ширина(Ш), длина(Д)

Д=4268км

По какой местности течет?

Китай, север Казахстана, Россия

Когда разливается весной или летом?

С чем связано половодье?

весной(таяние снегов на южном склоне гор);

летом в него стекают талые воды высокогорных снегов и ледников. Поэтому половодье на Иртыше довольно продолжительно. 

Какие крупные населенные пункты расположены на берегу реки?

Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск (Казахстан), Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск (Россия), Кёктокай, Бурчун (Китай)

Для каких целей используются ее воды?

Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией. 



5/2 Продолжение работы по теме.

- Дальнейшая работа проводится в группах. Каждая группа будет путешествовать по одной из рек. (Таблички с названиями рек выставляются на столе каждой группы).

Группы получают справочный материал о реках. Приложение 2.

Группам предлагается выполнить следующие задания:

  • Знакомиться с другими реками Казахстана будете, работая в группах. Изучите реку нашей Республики по следующему плану: 
    1)чтение текста; Из данного отрывка выбрать самые интересные факты и обсудить их в своей команде.

  • 2) нахождение реки на карте Казахстана;

  • 3) заполнение таблицы.

  • 1 группа

  • Река Урал (Жайык)

  • Река Урал находится на западе Казахстана (покажи на карте). Берёт начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Течёт по равнине. Города Уральск, Атырау. Урал судоходен. Его воды используют для судоходства, для полива полей, ценные виды рыб мечут икру. 
    Река Иле 2
    Река протекает на юге Казахстана(покажи на карте). Берёт начало в горах Тянь-Шань. Впадает в озеро Балхаш. ГЭС снабжает электроэнергией город Алматы.  

  • 3 группа

Река Сырдарья 
Сырдарья находится на юге Казахстана (покажи на карте) Берёт начало в горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское море. Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная. 
На Сырдарье построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река часто не достигает моря. 
Река Ишим (Есиль) 4
Река Ишим течёт на севере Казахстана ( покажи на карте). Начинается в низких горах Сары-Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. На реке расположены крупные города Петропавловск, Астана. Снабжает водой север Казахстана. 

После выступления команд, подводится итог о том, что нового узнали они о реках.(Слайд 8- )



Физминутка.

6.Вступительное слово учителя. Озера. Слайд 21.


Озёра.

Озёра - это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях

земной поверхности — озёрных котлованах.

Озёра - различной величины и очертаний, голубыми пятнами расцвечивают

карту, и встречаются практически везде.

В мире свыше миллиона озёр.


Встречаются озёра - моря, просто озёра, озёра- лужи. Слайд 22.

Глубина их колеблется от нескольких десятков сантиметров до полутора

километров и больше. Озёра имеют различную температуру воды. Вода в

них может быть прозрачной, мутной, коричневой, беловатой, желтой,

красной.

Изучением озёр занимается наука - Лимнология - озёроведение. (Записать в тетрадь)

(Словарная работа).

- В Казахстане более 40 тысяч озёр.

Реки, впадая в озёра, восполняют объём воды, который испаряется с поверхности озера.

Озёра различаются по типу: бывают сточные и бессточные. Слайд 23.

Если из озёра вытекает хотя бы одна река - оно называется сточным.

Если из озера не вытекает вода - оно называется бессточным. (Каспийское, Балхаш)

В Казахстане есть ряд крупных озёр: это о.Балхаш, о.Зайсан, о.Алаколь,

о.Тенгиз, Каспийское море- озеро, Аральское море- озеро.

Работа по физической карте Казахстана.

  • 6.1 Задания в группах изучить самостоятельно материал. Наиболее интересные факты о реках, один из участников группы рассказывает другим группам.

  • Характеристика озера. (слайд 20) 
    1) Как называется озеро?  5) Какие реки впадают в озеро? 
    2) Где оно находится?  6) Какие реки вытекают из озера? 
    3) Величина озера.  7) Как используются его воды? 
    4) Пресное или солёное. 


Арал. Слайд 24-25.

Самое значительное из всех озёр Казахстана. За это его называют морем. Аральское море бессточное, солёное озеро. Глубина Арала когда-то достигала 67 метров. В наши дни оно резко уменьшилось в размерах - более чем на треть сократилась его площадь, возросла солёность воды. В него впадают реки Сырдарья и Амударья. На берегу озера построен город Аральск.

Резкое понижение уровня воды — отступление от берегов, привело к исчезновению 80 га лесов. Эта местность превратилась в солончаковую безжизненную пустыню.
По данным учёных ежегодно со дна высохшего моря в атмосферу поднимается до 200 млн.тонн ядовитой солёной пыли.

В 60-70- ые годы - Арал был судоходным. По нему ходили промысловые суда рыбаков.

Жизнь Аральского моря находится в критическом состоянии!

Приаралье - объявлено зоной экологического бедствия!

Балхаш. Слайд 26-27.

Второе по величине озеро Казахстана.

Это озеро бессточное. В него впадают реки: Или, Каратал, Лепсы, Аксу, Аягуз.

Озеро богато рыбой - в нём водятся 20 видов рыб. Здесь обитают птицы- чайки, гуси, утки, лебеди и др. Это озеро уникальное. В западной части озера- вода пресная, в восточной части озера- вода солёная.

Это объясняется тем, что в западную часть впадают реки.

В последнее время уровень воды в озере понизился на 2 метра. Использование воды на орошение земель приводит к потере объёма воды в озере. На берегу о. Балхаш построены заводы, которые используют воду озера на промышленные нужды и сливают в озеро использованную воду. Это тоже сигнал бедствия - Наше озеро Балхаш под угрозой!

Каспийское море. Слайд 28-29.

Самое большое на земле озеро. Вода соленая. Животные, обитающие в озере: вобла, сазан, судак, килька, лосось, щука, каспийский тюлень. Основное растение: водоросли. Добывают полезные ископаемые: нефть и газ. Развито судоходство. В прибрежной зоне с минеральными водами и лечебными грязями расположены курорты отдыха и лечения. Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи нефти.

Озеро Алаколь. Слайд 30-31.

Название с казахского языка на русский переводится как «пёстрое озеро». Ведётся промысел маринки (черная рыба), губача (пёстрый губач - рыба), окуня, судака, леща и сазана. В течение 10 лет на озере Алаколь развивается туризм, сейчас это цивилизованный и доступный отдых, как для жителей Казахстана, так и для иностранцев. Люди стремятся на озеро Алаколь не просто отдохнуть, но и подлечиться, ведь озеро издревле ценилось своими лечебными свойствами.

7. Охрана воды. Слайд 32, 33, 34, 35, 36.

- Ребята, вы услышали тревожные нотки в выступлениях наших корреспондентов? Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. Нет ничего более драгоценного, чем самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство.

7.1 Решение экологических задач. (Резерв)

1. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает, чтобы почистить и прополоскать рот.

Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?

Ответ: 3*1000/300=10 раз.

-Что нужно было сделать Вове. Дайте ему совет?

2. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?

Ответ: 3*1*10=30 л

- Как можно было сэкономить воду при мытье посуды?

3. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

100*5=500 литров

7.2. Вывод. Слайд 32.

-Что нужно делать, чтобы сохранить бесценный природный дар - воду?

  • Экономить воду.

  • Не бросать мусор в водоемы.

  • Строить очистные сооружения.

9Домашнее задание:

1) Найти дополнительную информацию о реках и озёрах Казахстана.

2) Составить пятистишие

1вариант – Озеро.

2вариант – Река.

- Вот и закончился наш полет. Каждый путешественник – ученый пишет отчет о проделанной работе. А наш отчет будет в виде тестирования по изученной теме « Вода». За тест вы получите оценки.

7.4. Итог урока. .