СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по развитию речи на тему: Параллельное построение описательного текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся  познакомятся со средствами связи в описательных текстах с параллельным построением.

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи на тему: Параллельное построение описательного текста.»

Тема: Параллельное построение описательного текста.

Тема: Параллельное построение описательного текста.

1. Речевая гимнастика -Прочитайте отрывок из сказки. … Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит. А. Пушкин - Как называется эта сказка? О ком в ней говорится? Что хотел передать автор, описывая царевну? Каким тоном нужно прочитать эти строки? Прочитайте выразительно.

1. Речевая гимнастика

-Прочитайте отрывок из сказки.

… Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит. А. Пушкин

- Как называется эта сказка? О ком в ней говорится? Что хотел передать автор, описывая царевну? Каким тоном нужно прочитать эти строки? Прочитайте выразительно.

2 . Наблюдение связей между предложениями в описательном тексте - Прочитайте текст. Определите тип, тему, главную мысль текста. Озаглавьте его. Есть ли между предложениями цепная связь?  Стоял яркий солнечный день. Свежий снег сверкал разноцветными искорками. День был морозный, но без ветра. Идти на лыжах было легко. В хвое елей попискивали маленькие лесные синицы, стучал дятел.  - Какое предложение текста является самым важным с точки зрения смысла? Почему вы так решили? С какими предложениями оно связано в тексте и как?

2 . Наблюдение связей между предложениями в описательном тексте

- Прочитайте текст. Определите тип, тему, главную мысль текста. Озаглавьте его. Есть ли между предложениями цепная связь?

Стоял яркий солнечный день. Свежий снег сверкал разноцветными искорками. День был морозный, но без ветра. Идти на лыжах было легко. В хвое елей попискивали маленькие лесные синицы, стучал дятел.

- Какое предложение текста является самым важным с точки зрения смысла? Почему вы так решили? С какими предложениями оно связано в тексте и как?

3. Сообщение темы урока - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым типом связи предложений в тексте. Запишите тему урока: Параллельное построение описательного текста. - Итак, предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов. А какие же средства связи используются в таком случае?

3. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым типом связи предложений в тексте. Запишите тему урока: Параллельное построение описательного текста.

- Итак, предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов. А какие же средства связи используются в таком случае?

 Стоял яркий солнечный день. Свежий снег сверкал разноцветными искорками. День был морозный, но без ветра. Идти на лыжах было легко. В хвое елей попискивали маленькие лесные синицы, стучал дятел.  -Какое предложение текста является самым важным с точки зрения смысла? Почему вы так решили? С какими предложениями оно связано в тексте и как?

Стоял яркий солнечный день. Свежий снег сверкал разноцветными искорками. День был морозный, но без ветра. Идти на лыжах было легко. В хвое елей попискивали маленькие лесные синицы, стучал дятел.

-Какое предложение текста является самым важным с точки зрения смысла? Почему вы так решили? С какими предложениями оно связано в тексте и как?

Вывод.  В нашем тексте все предложения, начиная со второго, по смыслу связаны с первым. Они как бы раскрывают его смысл. Такая связь предложений в тексте называется параллельной .

Вывод.

В нашем тексте все предложения, начиная со второго, по смыслу связаны с первым. Они как бы раскрывают его смысл. Такая связь предложений в тексте называется параллельной .

Первый признак параллельной связи: Все предложения текста по смыслу связаны с первым, раскрывают его содержание.

Первый признак параллельной связи:

Все предложения текста по смыслу связаны с первым, раскрывают его содержание.

4. Наблюдение структурной связи предложений в тексте с параллельным построением  Дети шли к роднику по узкой тропинке. Над ними сияло холодное голубое небо. Как сказочные замки, поднимались к небу утёсы. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. Между кедровых ветвей прыгали серые юркие белки. -Определите тип текста. Какая связь между его предложениями? Выделите главные члены во всех предложениях. Что интересного вы заметили?

4. Наблюдение структурной связи предложений в тексте с параллельным построением

Дети шли к роднику по узкой тропинке. Над ними сияло холодное голубое небо. Как сказочные замки, поднимались к небу утёсы. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. Между кедровых ветвей прыгали серые юркие белки.

-Определите тип текста. Какая связь между его предложениями? Выделите главные члены во всех предложениях. Что интересного вы заметили?

Второй признак параллельной связи: Порядок главных членов в предложениях текста с параллельным построением обычно одинаковый (исключение составляет только первое предложение).

Второй признак параллельной связи:

Порядок главных членов в предложениях текста с параллельным построением обычно одинаковый (исключение составляет только первое предложение).

5. Наблюдение тематического единства опорных слов в текстах с параллельным построением  Горный король сидел на троне из каменных скал и свысока посматривал на своих подданных. На голове у него была шапка из снежного облака. Глаза у него были, как две полные луны. Нос его был похож на горную вершину. Борода его была, как застывший водопад. Рот его был, как расселина в скале. Руки его были длинные и толстые, как стволы горных сосен. Пальцы его были цепки, как еловые ветки. Ноги его были, как утёсы. Шуба его была, как снежная гора. Вот какой был горный король Хийси!  С. Топейлиус - Прочитайте отрывок из сказки С. Топейлиуса «Сампо-Лопарёнок» . Найдите в отрывке признаки параллельной связи. Почему автор в каждой строчке повторяет слово «были». Назовите опорные слова. Чем они похожи? Какую тематическую группу они образуют?

5. Наблюдение тематического единства опорных слов в текстах с параллельным построением

Горный король сидел на троне из каменных скал и свысока посматривал на своих подданных.

На голове у него была шапка из снежного облака.

Глаза у него были, как две полные луны.

Нос его был похож на горную вершину.

Борода его была, как застывший водопад.

Рот его был, как расселина в скале.

Руки его были длинные и толстые, как стволы горных сосен.

Пальцы его были цепки, как еловые ветки.

Ноги его были, как утёсы.

Шуба его была, как снежная гора.

Вот какой был горный король Хийси!

С. Топейлиус

- Прочитайте отрывок из сказки С. Топейлиуса «Сампо-Лопарёнок» . Найдите в отрывке признаки параллельной связи. Почему автор в каждой строчке повторяет слово «были». Назовите опорные слова. Чем они похожи? Какую тематическую группу они образуют?

Третий признак параллельной связи: Опорные слова в текстах с параллельной связью объединяются одной темой.

Третий признак параллельной связи:

Опорные слова в текстах с параллельной связью объединяются одной темой.

6. Наблюдение связей в тексте с цепным и параллельным построением  Я еду по лесу на лыжах. Тихо стоят деревья. Снежком покрыты вековые сосны и ели. Поляну пересекли заячьи следы. Это беляки пробежали к реке. Там они лакомятся веточками ив. Быстро взлетает глухарь. Он поднял крыльями столб снежной пыли. - Определите тип текста. Какова связь между его предложениями? Между какими предложениями используется цепная связь? Докажите. Назовите звенья цепочек связей. Каковы признаки параллельной связи в тексте? Вывод. Параллельная связь может сочетаться с цепной в одном тексте.

6. Наблюдение связей в тексте с цепным и параллельным построением

Я еду по лесу на лыжах. Тихо стоят деревья. Снежком покрыты вековые сосны и ели. Поляну пересекли заячьи следы. Это беляки пробежали к реке. Там они лакомятся веточками ив. Быстро взлетает глухарь. Он поднял крыльями столб снежной пыли.

- Определите тип текста. Какова связь между его предложениями? Между какими предложениями используется цепная связь? Докажите. Назовите звенья цепочек связей. Каковы признаки параллельной связи в тексте?

Вывод.

Параллельная связь может сочетаться с цепной в одном тексте.

7. Итог урока -Что узнали на уроке о параллельной связи?

7. Итог урока

-Что узнали на уроке о параллельной связи?

Литература Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)

Литература

Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)