ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ВЛАДИКАВКАЗ»
Урок по русскому языку
«Урок-путешествие. Повторение и обобщение правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корнях слов»

учитель начальных классов
Ортабаева О. Б.
Владикавказ
Тип урока:
Урок –путешествия по русскому языку.
Планируемые результаты:
- Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов.
- Предметные: учить школьников правильно писать слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными .
Цели:
развивать навык правильно писать слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными;
развивать орфографическую зоркость;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
карта путешествия;
карточки с заданиями;
предметные картинки;
сигнальные карточки;
музыкальное оформление «Шум моря».
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Проверяется готовность учащихся к уроку. Приветствие гостей.
2. Вступительное слово учителя.
(Под звуки мелодии «Морское побережье» учитель проводит беседу.)
- Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний. Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов.

Вода нужна всем. Без неё не могут жить люди, животные, растения. Но всему живому нужна чистая вода. А она во многих местах загрязняется.
- Отчего загрязняется вода?
- На что это влияет?
- Как остановить загрязнение воды? ( Выслушиваются ответы учащихся.)
Охрана воды – дело каждого человека. Наше путешествие будет экологически чистым.
Итак, в путь!
3. Минутка чистописания.
На доске: _______________________________
морской морж местность
- Выделите в словах корень, найдите орфограмму. И мы узнаем тему нашего урока.
( Дети сами делают вывод по работе слов и выводят тему урока «Повторение правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корнях слов». Затем тема открывается на доске.)
4. Постановка учителем цели урока и темы урока.
5. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.
- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овцами.
- Какие овощи мы возьмём с собой, попробуем отгадать. ( Учитель загадывает загадки, дети с помощью сигнальных карточек показывают, какие безударные гласные нужно вставить. Это слово появляется на экране.)
1) В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. ( п.м.дор)
2) Название этого овоща произошло от латинского слова «капут», что означает голова. ( к.пуста)
3) Огородное растение с крупными горошинами. ( г.рох)
4) Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в зале мы испекли,
Ели да хвалили. ( к.ртоф.ль)
5) Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали. ( м.рковь)
- Поставить ударение.
- Подчеркните безударные гласные.
- Почему написание этих слов нужно запомнить? ( Есть слова, где безударную гласную нельзя проверить ударением - это словарные слова.)
6. Путешествие по островам.
а) – Мы в Океане Орфографических знаний, приближаемся к острову «Безударные гласные».
ОСТРОВ «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ».
- Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен медузы.
- А освободить их нам поможет ударение.
- Почему?
( Безударные гласные можно проверить только ударением. Дети повторяют правило о написании безударных гласных в корне слова.)
- Давайте поможем жителям освободиться от медуз. Для этого нужно вставить правильно безударные гласные в корне слова.
Конкурс капитанов:
к.менистое дно к.лючий ёрш м.л.дая чайка | м.рской к.нёк с.лёные брызги к.товая акула | п.тнистый осьминог п.л.сатый краб ск.листый берег |
( Карточки вывешиваются на доске. Капитаны от каждого ряда выходят и вставляют пропущенные буквы.)
( Класс работает в тетрадях с сочетаниями слов, написанных на экране.)
в.лнуется море
з.л.неют водоросли
вд.леке от острова
уд.вительная рыба.
( С помощью сигнальных карточек проверяется работа учащихся. Капитаны называют слово и доказывают, почему именно эту гласную нужно записать.)
б) – Наше путешествие продолжается. Мы на острове «Парные согласные»:

ОСТРОВ «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ».
- Назовите, какие парные согласные звуки вы знаете?
(
Дети называют парные согласные звуки по мягкости и твёрдости.)
д - т , д - т
з - с , з - с
в - ф , в - ф
г - к , г - к
б - п , б - п
ж - ш
- Вспомните правило проверки парных согласных. ( Дети рассказывают правило проверки парных согласных.)
- Сейчас, вы должны доказать умение обозначать буквами парные согласные звуки на письме.
На доске: Ле.ко, как тень, ры.ки скользят у самого дна. Рыщет по морю селё.ка. Выле. из-под камня кра. .
- Выпишите слова с пропущенной орфограммой и запишите проверочное слово. ( Дети выполняют задание с комментированием.)
Например: легко – лёгок
рыбки- рыбы
Работа по карточкам \ разноуровневые задания\
Уровень 1
Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
1 вариант.
Про..ка, гри..ки, гря..ка. лё..кий, шу..ка.
2 вариант.
Сне..ки, перевя..ка, ро..ки, ма..ь, сли..ки.
Уровень 2
Спишите, вставив пропущенные буквы.
1 вариант.
Льдом нап..лняли л..дник. см..трю - а во льду чудо!. В серё..ке куска - ры..ка! Мален..кий кара..ь пёры..ки расправил, гла..ками смотрит, чешуёй бл..стит.
2 вариант.
Среди ре..ких Бере.. прячутся (в)тр..ве кре..кие боровики. Р..зовеют мокурые сырое..ки. В ел..нике растут сколь..кие грузди. На ни..ких пнях жмутся дру.. к дру..ке опята.
Уровень 3
Спишите, исправив ошибки.
1 вариант.
У васютки ужки чудки. Усы длинные, шупка шёлковая. Гласки огневые, кокти цебкие. Ласкоф васка да хитёр. Днём на солнышке лижыт и всё скаски гаварит.
2 вариант.
По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дорошка, где в снигу лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по глядывает, нет ли хоря.
7. Физическая минутка.
К нам на наш урок письма
Вдруг усталость заползла:
Чтобы нам её прогнать,
Нужно всем нам дружно встать.
Ногу левую поднимаем, ногу правую поднимаем,
П
отянулись, поскакали, головою покачали,
Руки сжали и разжали,
Пошагали, подышали,
Ну, кончаем заниматься,
Нужно нам за дело браться.
в) – А теперь наш корабль держит путь к острову «Непроизносимые согласные»
ОСТРОВ «НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ».
- Как проверить непроизносимые согласные?
( Дети проговаривают правило проверки непроизносимых согласных.)
-
Нужно ли на месте «?» вставить букву. Докажи.
На доске: Дуют ветры ярос?ные,
Гонят лодки парус?ные.
( После разбора, дети записывают предложение по памяти.)
г) – Наш корабль продолжает путь и приближается к острову «Остров пиратов».
«ОСТРОВ ПИРАТОВ».
-
Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают записать текст без ошибок.
- Докажем, что мы знаем правила орфографии и запишем текст.
М.рские ж.тели – извес.ные х.трецы. .ни всегда ло.ко прячутся от св.их вр.го. .
( После записи текста дети обмениваются тетрадями и проверяют. Самопроверка.)
8. Подведение итогов урока.
Наше путешествие заканчивается. Мы отправляемся домой через пролив. Огромные скалы задают нам вопрос:
- Какие три правила учат правильно писать буквы в корне слова? (Заслушиваются ответы детей.)
9. Домашнее задание.
Продолжи текст про морских жителей.
РЕФЛЕКСИЯ
10. Выставление оценок.
1
1. Организационное окончание урока.
Работа по карточкам \ разноуровневые задания\
Уровень 1
Вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
1 вариант.
Про..ка…………….., гри..ки……………, гря..ка………... лё..кий……….., шу..ка………………..
2 вариант.
Сне..ки……………., перевя..ка……………., ро..ки………………, ма..ь…………., сли..ки……………..
Уровень 2
Спишите, вставив пропущенные буквы.
1 вариант.
Льдом нап..лняли л..дник. см..трю - а во льду чудо! В серё..ке куска - ры..ка! Мален..кий кара..ь пёры..ки расправил, гла..ками смотрит, чешуёй бл..стит.
2 вариант.
Среди ре..ких Бере.. прячутся (в)тр..ве кре..кие боровики. Р..зовеют мокурые сырое..ки. В ел..нике растут сколь..кие грузди. На ни..ких пнях жмутся дру.. к дру..ке опята.
Уровень 3
Спишите, исправив ошибки.
1 вариант.
У васютки ужки чудки. Усы длинные, шупка шёлковая. Гласки огневые, кокти цебкие. Ласкоф васка да хитёр. Днём на солнышке лижыт и всё скаски гаварит.
2 вариант.
По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дорошка, где в снигу лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по глядывает, нет ли хоря.