СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 11 классе. Подготовка сочинению-рассуждению (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится информация, необходимая учащися 11 класса для успешного написания сочинения в рамках ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 11 классе. Подготовка сочинению-рассуждению (в рамках подготовки к ЕГЭ)»

Р\р Итоговое контрольное сочинение-рассуждение

Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания по теме урока.

Цель деятельности учителя: обучение комплексному анализу текста, привитие навыков написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Определение темы, цели и задач урока.

– Работать мы будем с отрывком из рассказа В.Солоухина, входящего в книгу «Закон набата». Просмотрев раздаточный материал, вы можете определить тему урока.

III. Работа по теме урока.

1. Сообщение о В.Солоухине.

– Что вы знаете о В.Солоухине? (русский советский писатель и поэт, общественный деятель).
– Послушайте сообщение о Владимире Алексеевиче Солоухине.

За годы жизни Владимир Алексеевич Солоухин успел многое сделать и пережить. Однако во всех жизненных обстоятельствах он всегда являл пример принципиальности, честности и верности своему призванию. Он прошел долгий, насыщенный многими событиями и испытаниями творческий путь. Сегодня В.А.Солоухина знают как выдающегося писателя современности, внесшего свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Создание высокохудожественных литературных произведений, многочисленные выступления в российской и зарубежной печати, участие во многих общественно значимых акциях, труды по воссозданию Храма Христа Спасителя - эти и другие дела Владимир Алексеевич с успехом осуществлял на протяжении всей своей жизни. И, видимо, было вполне естественно, что его отпевание было совершено в воссозданной всероссийской святыне. Своим подвижническим служением искусству, мудрым словом и добрым делом он, посредством данного от Бога таланта, убедительно свидетельствовал о любви к России, приверженности высоким христианским идеалам и вере в великую духовную силу нашего народа. Поэтому Владимир Алексеевич снискал заслуженный авторитет и признание, а его вдохновенное творчество неизменно привлекало и привлекает к себе внимание культурной общественности.

2. Чтение отрывка из текста В.Солоухина.

3. Лингвистическая картина текста. (Самостоятельная работа: тестирование с раздаточным материалом).

Задание тестирования: найдите в тексте или группе предложений:

– риторическое восклицание (№10)

– метафора (№22)

– сравнение (№26, 28).

- гипербола (№57).

– среди предложений 43-46 найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным (№45).
– среди предложений 20-24 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (№23).

– среди предложений 47-50 найдите бессоюзное предложение (№49).

– какое из предложений 25-27 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения? (№27)

Взаимопроверка.

4. Смысловой анализ текста.

1) Беседа:

– Попробуем определить тему этого текста. (Текст о любви к Родине, к природе родного края).

– С чего начинается любовь к родному краю?

– Во что со временем перерастает эта любовь? (В любовь ко всему человечеству.)

– От чьего лица ведётся повествование в тексте? (Повествование ведётся от первого лица, то есть от лица самого героя.)

–Что мы можем сказать о герое текста, его мыслях и чувствах? (Точка зрения главного героя взаимодействует в тексте с точкой зрения героини, он по многим признакам любит свою родину, место, где родился и вырос.Для героя неброская русская природа средней полосы прекрасней и милей экзотических заокеанских красот.)

– Что можно сказать о синтаксической структуре текста? (Для синтаксиса рассказа характерно особое абзацное построение: абзац включает несколько сложных синтаксических единиц или строится как последовательность многочленных сложных предложений, каждое из которых насыщено тропами, заключают в себе определённую микротему.)

– Давайте вспомним, какова композиция сочинения.

  1. Вступление.

  2. Сформулировать основную проблему.

  3. Прокомментировать проблему.

  4. Изложить авторскую позицию по проблеме.

  5. Изложить свое мнение по заявленной проблеме.

  6. Два аргумента.

  7. Заключение-вывод.

2) Формулирование проблемы текста.

– Сформулируем проблему текста. Вспомним, что такое проблема? (Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения.)

– Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы.

Способы выражения проблемы текста тоже бывают разнообразны:

  • проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса,

  • проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,

  • проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).

Основная проблема – это та,

  • которая стала объектом раздумий автора;

  • над которой он в основном размышляет;

  • к которой он неоднократно возвращается.

– Постарайтесь сформулировать и записать проблему либо в форме вопроса, либо в форме утвердительного предложения. (Речевые клише.)

  • Как человек воспринимает окружающую его природу? Что производит на него впечатление? Над этим вопросом размышляет В.Солоухин в своем тексте.

  • В своем тексте В.Солоухин рассматривает проблему восприятия природы.

  • В чём проявляется любовь человека к Отечеству? Об этом вопросе рассуждает В. Солоухин в своём тексте.

  • В своём тексте Солоухин поднимает проблему взаимопонимания людей.

  • Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек? Об этом размышляет в своём тексте В.Солоухин.

– Текст В.Солоухина художественный, поэтому проблема не обозначена открыто. Она обозначена через отношение автора к природе родного края, его желание рассказать людям, как прекрасен мир и как человек много теряет, если не находит возможности для общения с родной природой.

Примерный круг проблем

1. Проблема восприятия природы родного края.

2. Проблема любви к Родине.

3. Проблема взаимопонимания людей. (Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек?)

3) Комментарий проблемы текста.

– Нужно обратить внимание на то, что комментируется именно сформулированная выпускником проблема и никакая другая. Комментарии берутся из рассматриваемого текста, при этом демонстрируется понимание замысла текста, логики мысли автора. В качестве комментариев не может быть дан простой пересказ текста, не может быть процитирован большой фрагмент исходного текста. Автор текста, как правило, пытается акцентировать внимание читателя на проблеме, обозначить её ярко, выпукло, чтобы она так же возмутила читателя, как возмущает и его самого.

Также автор может рассказать об истории существования проблемы, о путях её решения в другие времена и в других странах, об актуальности проблемы сегодня и т.д.

Это важно найти в тексте, чтобы продемонстрировать не только понимание проблемы, но и актуальность её постановки. Не случайно за комментарии к сформулированной проблеме выпускник получает 2 балла. Все комментарии должны быть связаны со сформулированной выпускником проблемой.

– Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему. 
– Какие вопросы можно осветить в комментарии?

  • Почему автор предпочел именно эту проблему?

  • Актуальна ли она? Часто ли мы встречаемся с этой проблемой в наши дни?

  • К какой категории относится избранная автором проблема?

  • Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?

  • Как характеризует автора выбор данной проблемы?

– Давайте вернемся к тексту В.Солоухина.

  • К какой категории можно отнести проблему? (Нравственная).

  • Дадим определение проблемы. (Важная, волнующая, острая, актуальная, серьезная, сложная)

  • Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема … является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как …; это важная проблема,

потому что ….

4) Работа в группах: составить варианты комментария к сочинению-рассуждению. .

5) Изложение авторской позиции.

– Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

– Если проблему текста рассматривать как вопрос автора, то позиция автора - это ответ на вопрос, как нужно поступить, чтобы решить эту проблему. Чтобы найти в тексте позицию автора, нужно применить те же способы, что и при поиске поставленной проблемы.

Итак, в небольшом рассказе Владимир Солоухин попытался выразить, как больно и горько любящему человеку представить, что его восхищение и единение с природой не найдёт ответа в сердце приехавшей девушки может быть, произойдёт «отъединение» их друг от друга.

6) Аргументация собственного мнения по проблеме.

– Выразите собственное мнение по данной проблеме.(Конечно, мы согласны с мнением Владимира Солоухина в том, что могущество природы может превратить человека из несчастного в счастливого. От нее зависит жизнь человека, его эстетическое развитие, его понимание красоты, его понимание любви к Родине. Любовь к Родине – в стремлении любоваться каждой травинкой и цветком, растущими в родной сторонке.)

– Аргументируйте собственное мнение по проблеме.

– Вспомним, что такое аргумент? (Доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения).
– Сколько аргументов вы должны привести? (Два)

Литературные аргументы.

Примеры влияния природы на духовное развитие человека можно найти в следующих произведениях:

1) А.П. Чехов «Степь». Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.

2) Л.Н. Толстой «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.

3) А. Никитин «Хождение за три моря» Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.

4) стихи Ф.Тютчева, С.Есенина, Н.Рубцова (Учащиеся приводят пример.)

Аргументы из жизненного опыта. (Учащиеся приводят пример.)

7) Работа в парах. – А теперь придумайте вступление, заключение. (По группам.) Помните, что вступление и заключение должны перекликаться.

V. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

VI. Оценивание. Рефлексия

VII. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту.