СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по современной зарубежной литературе. Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  помочь учащимся представить современную литературную  ситуацию;  формировать  умение пользоваться  литературоведческими  и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура; совершенствовать навыки анализа произведений современной литературы; совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения; способствовать развитию эстетического вкуса.

Просмотр содержимого документа
«Урок по современной зарубежной литературе. Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе»

Урок № ___

Тема : Зарубежная литература

подтема. Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе (П. Зюс-кинд «Парфюмер», П. Коэльо «алхимик»)

Цель: помочь учащимся представить современную литературную ситуацию; формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура; совершенствовать навыки анализа произведений современной литературы; совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения; способствовать развитию эстетического вкуса.

оборудование: выставка произведений современных авторов, тексты романов П. Зюскинда «Парфюмер» и П. Коэльо «алхимик»,мини-дискуссии.

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление о современной литературной ситуации; оперируют литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура; анализируют произведения современной литературы.

тип урока: комбинированный (урок-диалог).

Ход урока

І. организационный этап

ІІ. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока, п. 1)

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Современная литература неизменно занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей, и прежде всего — молодёжи. Это не случайно: читатель ищет ответы на вол-нующие его вопросы в произведениях, современных ему, рождён-ных той самой духовной атмосферой, которой дышит сам. литературное развитие в ХХ в. ускоряется, общепризнанной единицей членения литературного процесса становится уже не отрезок вре-мени длиной в столетие, как это было раньше, а десятилетие. Под этой бурной поверхностью, за самой интенсивностью поисков не всегда легко разглядеть внутренний смысл и закономерности смены литературных направлений. Современная литература во многом неоднородна и неоднозначна, многогранна и противоречива.

Поле художественной литературы, с одной стороны, заполнилось дешёвыми детективами и любовными романами — так называемой бульварной, развлекательной литературой. Она не требует вдумчивого чтения, как правило, характеризуется предельно простым языком и незамысловатым, но увлекательным сюжетом. Современный темп жизни человека, всё ускоряющийся научно-технический процесс неминуемо ведут к тому, что духовная сфера человека оказывается зажатой между быстротечностью времени и новейшей технической мыслью.

При этом нельзя не учитывать специфических трудностей, возникающих при восприятии современной литературы. Прежде всего — это трудности отбора. читатель, особенно молодой, не име-ющий высоко развитого вкуса, буквально теряется в потоке лите-ратурной продукции. Поэтому, вне всякого сомнения, совершенно точно утверждение: к полноценному освоению современной литературы читателя надо готовить. И поможет вам в этом сегодняшний урок.

ІV. работа над темой урока

1. лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Центральными, наиболее плодотворными направлениями в литературе ХХ в. стали модернизм, расцветший в первой половине века, и пришедший ему на смену после 1945 г. постмодернизм.

термин «постмодернизм» всё ещё вызывает споры. Вошедший в оборот в шестидесятые годы, в чисто историческом значении он относится к культуре Запада после Второй мировой войны, к пост-индустриальному обществу, к эпохе потребительского капитализма, новых технологий, электронных коммуникаций.

Постмодернисты заявляют, что пришла пора отказаться от традиционных категорий прекрасного и подлинного, потому что мы живём в мире однодневных подделок, фальшивых данностей, в мире имитаций. Шок человечества от новых исторических обстоятельств, которые не поддаются осмыслению одним сознанием (холокост — истребление евреев в годы Второй мировой войны; применение ядерного оружия; загрязнение окружающей среды; предельная нивелировка личности в современных западных демо-кратиях), приводит к утрате изначальных ориентиров и тоталь-ному пересмотру системы ценностей, самих способов мышления.

Утра чивается представление о едином миропорядке, а следовательно, о едином центре любой системы, любой концепции.

Все крупнейшие писатели конца ХХ в. в той или иной мере за-тронуты постмодернизмом, который равно проявляется и в старых национальных литературах Запада (французы «новые романи-сты» — Натали Саррот, анри роб-Грийе, Клод Симон; немцы — Гюнтер Грасс и Патрик Зюскинд; американцы — Джон Барт итомас Пинчон; англичане — Джулиан Барнс и Грэм Свифт; италь янцы — Итало Кальвино и Умберто Эко), и в расцвете латиноамериканского романа (Габриэль Гарсия маркес, Хулио Кортасар), и в творчестве восточноевропейских писателей (милан Кундера, агота Кристоф, Виктор Пелевин).

Постмодернизм — комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины ХХ в., характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как «хаоса», а текста — как интертекста, представляющего собой «новую ткань, сотканную из старых цитат» (Р. Барт).

2. разрушение эстетических и этических устоев в литературе постмодернизма

1) Слушание сообщения учащихся «Жизнь и творчество Патрика Зюскинда и его роман “Парфюмер”»

— Патрик Зюскинд — немецкий драматург и прозаик, прижиз-ненно отнесённый к числу самых популярных писателей XX в. Он родился в 1949 году в Баварии, в городе амбахе. Получил музы-кальное образование; c 1968 г. изучал средневековую и новую исто-рию в мюнхенском университете. Будущий писатель переменил много профессий — работал в патентном отделе фирмы «Сименс», тапёром в танцевальном зале, тренером по теннису, писал рассказы и сценарии для телевидения. Он автор повестей «История господина Зоммера» и «Голубка». В 1980 г. Зюскинд написал блестящую пьесу (одноактный монолог) — «Контрабас». После премьеры в мюнхенском театре пьеса стала одной из самых популярных в Европе.

Но всемирную известность принёс Зюскинду его первый роман «Парфюмер. История одного убийцы» (1985), который стал одним из самых популярных немец-коязычных романов XX в. Он переведён на десятки языков и в течение многих лет занимает прочное место в первой де-сятке бестселлеров на западном, да и на российском книжном рынке. роман даёт богатую почву для интерпретаций. На-писанное в эстетике постмодернизма, это произведение очевидно имитирует различные литературные жанры, так что допускает прочтение романа как кри-минального, исторического или романа о художнике.

Название романа «Das Parfum» — духи, аромат, но переводчица Э. Венгерова поступила верно, переведя его как «Парфюмер», ибо содержание романа — таинственная судьба гениального пар-фюмера Гренуя, якобы жившего в первой половине XVIII в.

В сюжете всё будет повторяться: каждый, кто соприкоснётся с парфюмером, обречён. За роковым злодеем Гренуем тянется шлейф не предумышленных и тщательно спланированных преступ-лений. Основная идея романа в том, что гениальная личность несёт человечеству неизбежное зло, неслучайно неведомый искусный парфюмер поставлен в один ряд с такими знаменитыми исчадиями ада, как маркиз де Сад, Сен-Жюст, Фуше и Бонапарт, жившими с ним в одно время. Гений в трактовке Зюскинда — натура демоническая, обладающая исключительным надличностным даром, порабощающим каждого отдельного человека и человечество в целом.

При всей демонстративной отстранённости Патрик Зюскинд рассказал весьма актуальную притчу о том, что зло соблазняет и одурманивает, что красота уступило место уродству, ибо прекрасное в обществе, провоцирующем инстинкты потребления, превратилось в нечто искусственное, фальшивое, создаваемое не приро-дой, а конструируемое на компьютерах. Самый главный достаточно прозрачный тезис заключается в том, что злой гений превращает

своих поклонников в скопище марионеток, рабов и пленников гения: «Этот человек-ангел притягивал их. Притягивал как водово-рот, против которого не мог устоять никто, тем более что никто не желал устоять, ибо то, что вздымало этот водоворот, что увлекало их, гнало их к нему, было волей, волей в чистом виде».Патрик Зюскинд

Однако страшный парадокс П. Зюскинд припас к самому финалу повествования: толпа поклоняется кумиру, толпа же и несёт гибель гению. Невольно, неосознанно, инстинктивно защищая собственную посредственность от избранников природы, человеческая масса своей мощью уничтожает парфюмера.

роман П. Зюскинда обладает целым набором признаков пост-модернистской прозы. текст представляет собой комбинацию мно-жества цитат, слегка закамуфлированных автором. Сюжет невероятен и в то же время узнаваем, ибо похожие истории уже были представлены в литературе.

2) Аналитическая беседа

Вспомните жанровые разновидности романа, попытайтесь определить, какие жанры включает в себя роман Зюскинда? Докажите примерами из текста.

При каких обстоятельствах Гренуй появляется на свет? Опишите сиротское существование Жан-Батиста (монастырь Сен-мер-ри, патер террье, пансион мадам Гайар).

Первое убийство. чем привлёк Гренуя аромат юной девушки? Š

можно ли оправдать юношу за совершённое убийство? Обоснуйте свою точку зрения.

Последней жертвой становится лаура риш. Определите истоки образа, его значение в романе. Почему именно лаура становится последней жертвой Жан-Батиста?

Каков итог исканий Жан-Батиста? Почему толпа разорвала Гренуя?

3) Мини-дискуссия

Почему мир отверг героя? Вспомните слова а. С. Пушкина в трагедии «моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Подтверждает или опровергает автор эту формулу? Обоснуйте свою точку зрения.

От чего предостерегает П. Зюскинд современного читателя? Š

3. Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе

1) Заслушивание сообщения учащихся «Жизнь и творчество П. Коэльо и его роман “Алхимик”»

— Одним из самых незаурядных современных писателей можно назвать бразильца Пауло Коэльо. С детства мечтал писать кни-ги, но в 1960-е гг. в Бразилии правила военная диктатура, не при-ветствовавшая занятия искусством. чтобы защитить своего сына от преследования властей, родители отправили семнадцатилетнего Пауло в психиатрическую клинику.

Выйдя из больницы, Коэльо работал журналистом, пытался реализоваться в театральной режиссуре и драматургии, писал стихи. В поэзии молодого автора власть усмотрела критику, и его, обви-нив в подрывной антиправительственной деятельности, трижды арестовывали.

Выйдя из тюрьмы и не найдя работы, Коэльо отправился в путешествие. Слу-чай привёл писателя в католический ор-ден, где он научился понимать язык зна-ков и предзнаменований, встреча ющихся на пути каждого человека. Путешествие по легендарной тропе паломников он описал в своей первой книге «Паломни-чество» (1987). В это же время зарождается любовь писателя к по-вествованию в форме притчи. Уже вторая книга-притча Пауло Коэ-льо «алхимик» (1988) стала столь популярной, что попала в Книгу рекордов Гиннесса.

Социально активный человек, Пауло Коэльо и в жизни придер-живается принципов, изложенных в романах-притчах. В 1996 г. писатель основал институт Пауло Коэльо, предоставляющий по-мощь и возможность социальной адаптации беднякам, в первую очередь детям и пожилым людям. Бразильская литературная ака-демия в 2002 г. избрала его своим членом, оценив вклад писателя в развитие национальной литературы.

«алхимик» — это философская сказка о странствиях молодо-го пастуха — земными путями в поисках опыта и путями духа в поисках совершенства. Это философская сказка о поисках своего пути в жизни: «… кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если че-го-нибудь сильно хочешь, то непременно получишь, ибо желание родилось в душе Вселенной. Это твоё предназначение на Земле».

Очарование книги П. Коэльо заключается в том, что на примере истории странствий молодого пастуха из средневековой Испании мы понимаем всё самое важное и главное о наших желаниях и спо-собах их воплощения. Художественность текста позволяет соблю-дать гармоничный баланс между рационализмом и фатализмом в обращении с собственной судьбой. С одной стороны, мистическое видение «знаков судьбы». С другой стороны, совершенно прагма-тичные решения тех задач, преодоления тех трудностей, что возни-кают на пути к заветной цели. Если вам необходимо вдохновиться Пауло Коэльона подвиги по воплощению своей Судьбы (а это всегда подвиги, ка-кими бы обыденными они не казались в свете современности), про-читайте «алхимика» Пауло Коэльо!..

2) Аналитическая беседа

Как вы относитесь к автору как личности и как к писателю? Š

Какой вывод вы для себя сделали, прочитав роман «алхимик»? Š

Какие уроки жизни вы извлекли из романа? Š

3) Мини-дискуссия

Согласитесь с жизненными тезисами Пауло Коэльо или опровергните их (РМ один на парту).

Жизненные тезисы Пауло Коэльо Все люди разные, и должны делать всё, чтобы таковыми оставаться.

Каждому человеку предлагается два пути действия: один — через поступки, а другой — через размышления. Оба приводят к одному и тому же.

Каждому даётся два дара: способности и талант. Способности ведут человека к встрече со своей судьбой, а талант обязывает делиться им с другими. человек должен знать, когда использо-вать способности, а когда талант.

Каждый благословляется идти по правильному пути и по ошибочному. Ведь даже на этом тупиковом пути всегда есть тропин-ка, ведущая к истинному.

V. рефлексия. Подведение итогов урока

обобщающее слово учителя

— Ныне литература, пройдя путь от наскальной письменности через открытость избранным до всеобщей доступности, без соци-ального разделения, вместе с тем несколько потеряла свою значи-мость. литература перестала влиять на государственные процессы, как информационный и развлекательный жанр отошла на второй и третий план, уступив место потоку СмИ, Интернету и компью-терным технологиям. а потому героями новых поколений сегодня всё чаще выступают телеведущие и музыкальные звёзды, в то время как ромео иайвенго остаются в безвестности. тем не менее, пока мы имеем возможность смотреть экранизации Гомера, слышать песни, положенные на стихи О. де Бёрнса и отличать изречения Бальзака от изречений ромена роллана, литературе ничто не угро-жает. В общем и целом, литература XX в. стала свидетельницей многочисленных революций и войн, смен режимов и достижений научно-технического прогресса, и ныне продолжает открывать но-вых выдающихся авторов.

VI. Домашнее задание

1. творческое задание. Написать сочинение-эссе (миниатю-ру) «Какие жизненные уроки можно извлечь нам, живущим в XXI в., читая произведения П. Зюскинда и П. Коэльо?».

2. опережающее задание. Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве Джона рональда руэла толкиена, роберта Говарда (по вариантам, 5–6 учащихся каждого варианта), дать обзорную характеристику их творчества.

3. Ознакомиться со статьёй по теме «”Фэнтези” как современное литературное направление».





































Урок №

Зарубежная литература

подтема. «Фэнтези» как современное литературное направление и мифологизм ХХІ в. как новое осмысление противоборства добра и зла

Цель: дать определение литературному жанру «фэнтези»; проследить историю формирования фэнтези как литературного жанра на примере самых выдаю-щихся авторов; познакомить с жизнью и творче-ством Дж.р.р.толкиена, р. Говарда; показать, за счёт каких особенностей их произведения обрели массовый интерес людей по всему миру; показать позитивное воздействие фэнтези на формирование личности.

оборудование: портреты Дж. р. р. толкиена, р. Говарда; выставка

их произведений; иллюстрации к произведениям Дж. р. р. толкиена, р. Говарда.

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление о фэнтези как литературном направлении; дают определение этому жанру; рассказывают о жизни и творчестве Дж.р.р. толкиена, р. Говарда, как основоположниках жанра фэнтези; участвуют в обсуждении, готовят выступление (сообщение) по обсуждаемой проблеме.

тип урока: урок-конференция.

Ход урока

І. организационный этап

ІІ. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. массовая литературя — это литература, создаваемая в расчёте на массового читателя по чётким рецептам, непритязательная в художественном смысле, идеологически направленная на поддержание существующего миропорядка.

Это литературный товар, подчиняющийся всем законам рынка, ориентированный на разные категории потребителей. так, раз-ные серии любовных романов могут предназначаться для юных девушек, молодых карьеристок, женщин старшей возрастной группы и т. п. Жанры массовой литературы — детектив, сенти-ментальный роман, триллер, фэнтэзи, научная фантастика — ко-личественно преобладают в литературе ХХ в., но в силу своего откровенно коммерческого характера, развлекательной функции и высокой степени предсказуемости, они попадают в поле зрения критиков скорее как явления из области социологии литературы. О художественности этих произведений-однодневок никто не говорит всерьёз, их чтение не требует работы ума и сердца, но даёт отдых после монотонного рабочего дня, становится формой релаксации. так или иначе, массовая литература играет всё воз-растающую роль в культуре ХХ в.

По данным социологических исследований, каждая пятая прочитанная сегодня подростками книга написана в жанре «фэнтези».

Почему именно сегодня так популярен этот жанр? Последние годы, действительно, одно из ведущих позиций в современной фантасти-ческой литературе заняло это направление. Следует признать, что по объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оста вило далеко позади все прочие направления фантастики. Оно уступает по количеству названий и объёмам продаж лишь дамско-му роману и детективу. Среди всех литературных течений именно этот жанр наиболее быстро развивается, осваивая новые террито-рии и привлекая всё больше читателей. Основоположниками «ли-тературы меча и колдовства» принято считать р. Говарда, создав-шего образ Конана Варвара из Киммерии, и Дж.р.р.толкиена, создателя «Властелина колец». С начала 1960-х гг. и в наше время разные люди из различных слоев общества по всему миру увле-каются творчеством этих писателей. За счёт чего же они смогли увековечить свои произведения в памяти потомков? что повлияло на массовый интерес не только молодежи, но и зрелых людей к их книгам и рассказам? Ответом на эти вопросы по служит сегодняшний урок.

ІV. работа над темой урока

1. лекция учителя

— Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. В отечественном литературоведении этот жанр современной культуры находится на стадии осмысления.

термин «фэнтези» пришёл к нам из английского языка и не имеет аналога в русском. «Fantasy» («фантазия») — этим терми-ном ещё в XVII в. характеризовали экстравагантно-феерические произведения, в которых фантазия автора ничем не ограничива-лась. Но использовать его применительно к книгам определённой тематики стали лишь в начале XX в. литература этого жанра — это дитя XX в., даже его второй половины. В настоящее время сложи-лось три основных направления литературы фэнтези: классичес-кое, исто рическое и научное. Внутри этих направлений выделяются поджанры: мистическое, героическое, авантюрно-приклю-ченческое, философско-притчевое, пародийное, юмористическое фэнтези, фэнтези параллельных миров, фэнтези о современности, детективное и любовное фэнтези.

расцвет фэнтези (неомифа) приходится на эпоху постмодерна, эпоху эксперимента и поиска новых форм. В связи с этим выработался ряд признаков, среди которых на первый план выходят: фантастическая картина мира, сказочно-мифологическая основа и жанровый синтез. Исследователи находят здесь и элементы геро-ического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказ-ки, романтической повести, готического романа, и др. (вероятно, для каждого конкретного произведения свои). Все перечисленные жанры и направления так или иначе связаны с мифом.

Жанр фэнтези в настоящее время вызывает множество споров, которые касаются истории жанра, жанрово-видовой и функциональной природы, жанровых модификаций (классификация), поэтики и др. В современном литературоведении на данный момент не существует даже общепринятого определения жанра фэнтези.

такая ситуация объясняется сравнительной молодостью жанра:

он существует чуть более 100 лет, термин появился в 1970-е годы за рубежом,

в 1980-е — в россии. чаще всего этот жанр определяют как особое направле-ние фантастики.

2. выступление учащихся с «литературной визиткой» о жизни и творчестве роберта ирвина

Говарда (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисы по ходу слушания.)

— роберт Ирвин Говард, американский писатель, поэт и литератор, напи-савший сотни поэм и более трёхсот работ беллетристики в широком диапазоне литературных жанров, вклю-чая исторические и современные приключения, рассказы ужасов, фэнтези, спортивные комментарии, мистику, вестерны, эротичес-кие рассказы и пародии. Его произведения в жанре фэнтази стали основоположными в стиле «меч и Колдовство». Наиболее известен цикл рассказов о варваре Конане из Киммерии, впервые опубли-кованный в 1932 г. (рассказ «Феникс на мече»). По его произведе-ниям издавались комиксы, снимались фильмы — «Конан-варвар» (1982) и «Конан-разрушитель» (1984), вознёсшие исполнителя главной роли, арнольда Шварценеггера, на вершину славы. Бла-годаря этой славе он на ближайшие 20 лет стал одним из самых высокооплачиваемых актёров. армия последователей Говарда на-считывает сотни известных и доморощенных писателей, а поклон-ники исчисляются миллионами. Жизнь этого бесспорно великого писателя недостаточно освещена, ведь практически все данные его биографии сводятся к короткой анкетной сводке. Вот некоторые из них.

1906 г., 22 января. Втехасе, в семье айзека и Эстер Джейн Го-вардов родился мальчик, названный робертом Ирвином. Отец ро-берта — практикующий врач, мать — вероятно, как многие женщины в то время,— домохозяйка. Его семья часто меняла место жительства.

1921 г. роберт Говард впервые попытался реализоваться как писатель в пятнадцатилетнем возрасте, отправив рассказ в журнал «Adventure».роберт ирвин Говард

1924 г.В журнале «Сверхъестественные истории» (Weird Tales) были опубликованы рассказы «Копьё и клык», «Гиена» и «Поте-рянная раса». Это был первый успех роберта как писателя.

1926 г.Ощущая финансовые затруднения от неприбыльности пи-сательской деятельности, оканчивает курсы машинописи и стено-графии при колледже Ховарда Пэйна в Браунвуде. работает сте-нографистом, но продолжает писать. Пишет, в основном, юморис-тические рассказы для газеты колледжа, заметки для газет техаса и Оклахомы, некоторые рассказов посылает в журналы.

1928 г.Для роберта Ирвина начинается полоса удачи — публи-куется серия рассказов о Соломоне Кейне, затем стартует сериал о Кулле.

1930 г. Говард становится постоянным автором журналов «Weird Tales», «Oriental Stories»и «Flight Stories». Завязывается переписка славкрафтом.

1932 г. Журнал «Сверхъестественные истории» публикует первые рассказы о Конане. там же печатаются рассказы о Бране мак морне. Этот год можно назвать пиком писательской карьеры р. И. Говарда.

1935 г.Удача оставила роберта Ирвина. В стране царит Великая Депрессия, а судьба подставляет подножку: случается трагедия, перечеркнувшая жизнь писателя,— мать Говарда, перенеся тяжё-лую операцию, впадает в кому. На его плечи ложится груз ухода за больной матерью, что связано ещё и с непосильными финансовыми расходами.

1936 г. 11 июня. роберта Ирвина Говарда находят застрелив-шимся в собственном автомобиле. Не выдержав огромного груза моральной и материальной безысходности (надежды на выздоров-ление матери нет, Великая Депрессия и непосильная финансовая нагрузка), он сводит счёты с жизнью

3. Слово учителя

— так закончилась жизнь человека, перепробовавшего профессии секретаря, чернорабочего, репортёра и стенографа но остав-шегося в памяти человечества как один из величайших писателей ХХ в. Жаль, что мы так мало знаем о писателе, которому многие приписывают основание не только стиля «меч и Колдов ство» но и фэнтези как жанра современной литературы в целом. Хотя пос-леднее утверждение весьма спорно, особенно если принять во вни-мание биографию другого великого автора — Джона рональда ру-эла толкиена. Официально «Конан» (положивший начало стилю «меч и Колдовство») р. И. Говарда начал публиковаться в 1932 г., а «Хоббит» толкиена — в 1937 г., отсюда и утверждение, что имен-но Говард, а не толкиен, основатель жанра фэнтези в современной литературе. Его серия книг о Конане подарила читателям героя-победителя, уведя в тревожный мир, где, в отличие от мира ре-ального, с помощью чести и стального клинка герой с характером джентльмена середины прошлого века побеждает типичных злоде-ев самого разного уровня, а заодно искореняет злых волшебников. И пока есть читатели, желающие перенестись в мир, где победу всегда одерживает справедливость, которой порой так не достаёт в реальной жизни, книги в жанре фэнтези будут с огромной скоро-стью разбираться с прилавков. роберт Говард создал Конана, а Ко-нан породил фэнтези.

Жанр фэнтези не мог оставаться в том виде, в каком он был со-здан в начале ХХ в. Слишком много читателей любили его, слиш-ком многие писатели пробовали себя именно в этом жанре, он не мог не развиваться.

В наше время, пожалуй, только человек, полностью отрешён-ный от мира, не слышал о Джоне толкиене. многие знают его про-изведения только понаслышке и читать не собираются, но это вов-се не значит то, что «Властелин Колец» или «Хоббит» стали менее интересными. Кем же был создатель этой уникальной книги в жизни? «Изучение биографии автора — самый пустой и ложный путь к по знанию его работ,— писал толкиен и добавлял,— только ан-гел-хранитель или Сам Господь могли бы показать нам истинную связь между фактами личной жизни и произведениями писателя».

И всё же такая связь есть, пусть её и не постичь простому смертному.

Этот человек создал жанр фэнтези в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Ему мы обязаны общепринятыми представлениями об эльфах, гномах, магах, и многом другом. а поэтому о главных событиях жизни толкиена упомянуть стоит.

4. выступление учащихся с «литературной визиткой» о жизни и творчестве Джона рональда руэла толкиена (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Джон рональд руэл толкиен родился в 3 января 1892 г. в городе Блумфонтейне, столице южноафриканской Оранжевой республики. там он прожил три года и затем, после смерти отца, переселился с матерью в англию, в Стрэдфорд-на-Эйвоне. мать писателя считала, что дети должны расти у реки или озера, среди деревьев и зелени. Это одна из причин, почему природа занимает огромное место в работах толкиена, она является для него главным жизнетворным началом. Природа всегда связана с гармонией.

мать автора, мейбл толкиен, вскоре после их приезда в англию обратилась в католичество и воспитывала Джона и его брата в религиозном ключе. трудно переоценить воздействие религии на твор-чество толкиена. Все его произведения просто пронизаны христианскими иде-ями. После смерти мейбл в 1904 г. воспи-танием Джона занялся её духовник, отец Френсис морган, который тоже оказал значительное влияние на формирование личности писателя. Закончив обучение в Оксфорде, толкиен стал преподавате-лем в этом же университете и всю жизнь занимался филологией.

Эпопею «Властелин колец» толкиен писал в 1940-х гг. На её сю-жете, героях, содержании сказались первая и вторая мировые вой-ны, многие события из жизни автора. Эту книгу по праву считают главным произведением толкиена. Она явилась кульминацией его литературного таланта. Одной из центральных идей эпопеи явля-ется идея всепрощения. Будучи гуманистом до глубины души, тол-киен отвергает всякую мысль о мщении или даже о справедливой, но жестокой каре.

Другой важной идеей произведения является идея решающей роли личности в истории. «маленькие камешки вызывают боль-шой обвал»,— говорит толкиен устами своих персонажей. Каждое действие любого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. И автору неважно, силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы он оставался честным и преданным, и тогда ему это непременно зачтётся. Избрать тернистый путь добра — сделать правильный выбор. Награда обязательно придёт. Это может случиться в этой жизни, как во «Властелине колец», а может и после смерти, как случается с героями «Сильмариллиона»

(книге, написанной чуть раньше «Властелина колец»). «Сильма-риллион» — книга в каком-то смысле уникальная. Почему? Пото-му ли, что именно с неё началась «толкиниада», достигшая своего пика уже на эпопее «Властелин Колец»? Потому ли, что в «Сильма-риллионе» — впервые в истории мировой литературы — сформиро-вались принципы канонической «литературной легенды», причём сформировались так, что это произведение и по сей день считается своеобразным «эталоном жанра»? Или — почему-то ещё? Каждый читатель решит это для себя сам.

Итак, в произведениях толкиена заключены глубочайшие философские мысли и идеи, гуманистические и религиозные взгляды.

Однако писатель изложил их в такой форме, чтобы они были легки для понимания и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести свои мысли до молодых людей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому другому писателю.

Долгая жизнь автора закончилась в 1973 г. В то время он был уже известен, но, тем не менее, эта известность была только проло-гом к его посмертной славе.

5. Эвристическая беседа

Почему современное молодое поколение выбирает фэнтези? Почему именно сегодня так популярен этот жанр?

Стоит ли уделять внимание на уроках литературы этому жанру? Š

В книгах, написанных в жанре фэнтези, в первую очередь подростков привлекает герой. Каков он, герой фэнтези?

Какие черты характера героев фэнтези привлекают сегодня юного читателя?

можно ли с этих героев брать пример? может ли поведение героев фэнтези служить образцом для подражания?

V. рефлексия. Подведение итогов урока

обобщающее слово учителя

— Итак, фэнтези выросла из сказки, мифа и рыцарского романа.

Назидательность и гуманность от сказки, эпичность и трагичность от мифа и благородство рыцарского романа в лучшем виде соединились в фэнтези. Этот литературный жанр зародился изначально как мечта о мире личной свободы. Свободы, прежде всего, от закона, экономики и каких-либо нравственных рамок общества, от ограничений.

Фэнтези окончательно сформировалась как самостоятельный литературный жанр в начале XX в. после того, как роберт Ирвин Говард написал цикл произведений «Конан». тогда ещё молодой жанр фэнтези нёс в себе то, чего так недостаёт в реальном мире: сво-боду как высшую необходимость человека; гармонию с природой как то, к чему нужно стремиться каждому; честь и справедливость как самые достойные качества личности и, наконец, предательство и подлость как самое отвратительное в жизни.

После выхода в свет «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других творений великого мастера пера Джона рональда руэ-ла толкиена литература в жанре фэнтези стала рассматриваться и как носитель важных философских и религиозных идей. Именно

Дж.р. р. толкиену мы обязаны общепринятыми представлени ями об эльфах, гномах и прочих фэнтезийных существах. Он создал жанр фэнтези в том виде, в котором мы знаем его сейчас.

На сегодняшний день произведения фэнтези стоят на одной сту-пени популярности с детективом и женским романом. таким обра-зом, фэнтези является классическим литературным жанром, попу-лярным в наши дни и признанным во всём мире.

VI. Домашнее задание

творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «что такое фэнтези? развлекательное путешествие в неведомое или один из способов бегства от действительности?».































массовая литературя — это литература, создаваемая в расчёте на массового читателя по чётким рецептам, непритязательная в художественном смысле, идеологически направленная на поддержание существующего миропорядка.

Это литературный товар, подчиняющийся всем законам рынка, ориентированный на разные категории потребителей. так, раз-ные серии любовных романов могут предназначаться для юных девушек, молодых карьеристок, женщин старшей возрастной группы и т. п. Жанры массовой литературы — детектив, сенти-ментальный роман, триллер, фэнтэзи, научная фантастика — ко-личественно преобладают в литературе ХХ в., но в силу своего откровенно коммерческого характера, развлекательной функции и высокой степени предсказуемости, они попадают в поле зрения критиков скорее как явления из области социологии литературы. О художественности этих произведений-однодневок никто не говорит всерьёз, их чтение не требует работы ума и сердца, но даёт отдых после монотонного рабочего дня, становится формой релаксации. так или иначе, массовая литература играет всё воз-растающую роль в культуре ХХ в.

По данным социологических исследований, каждая пятая прочитанная сегодня подростками книга написана в жанре «фэнтези».

Почему именно сегодня так популярен этот жанр? Последние годы, действительно, одно из ведущих позиций в современной фантастической литературе заняло это направление. Следует признать, что по объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оста вило далеко позади все прочие направления фантастики. Оно уступает по количеству названий и объёмам продаж лишь дамскому роману и детективу. Среди всех литературных течений именно этот жанр наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей. Основоположниками «ли-тературы меча и колдовства» принято считать р. Говарда, создав-шего образ Конана Варвара из Киммерии, и Дж.р.р.толкиена, создателя «Властелина колец». С начала 1960-х гг. и в наше время разные люди из различных слоев общества по всему миру увлекаются творчеством этих писателей. За счёт чего же они смогли увековечить свои произведения в памяти потомков?

— Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. В отечественном литературоведении этот жанр современной культуры находится на стадии осмысления.

термин «фэнтези» пришёл к нам из английского языка и не имеет аналога в русском. «Fantasy» («фантазия») — этим термином ещё в XVII в. характеризовали экстравагантно-феерические произведения, в которых фантазия автора ничем не ограничивалась. Но использовать его применительно к книгам определённой тематики стали лишь в начале XX в. литература этого жанра — это дитя XX в., даже его второй половины. В настоящее время сложи-лось три основных направления литературы фэнтези: классичес-кое, историческое и научное. Внутри этих направлений выделяются поджанры: мистическое, героическое, авантюрно-приклю-ченческое, философско-притчевое, пародийное, юмористическое фэнтези, фэнтези параллельных миров, фэнтези о современности, детективное и любовное фэнтези.

расцвет фэнтези (неомифа) приходится на эпоху постмодерна, эпоху эксперимента и поиска новых форм. В связи с этим выработался ряд признаков, среди которых на первый план выходят: фантастическая картина мира, сказочно-мифологическая основа и жанровый синтез. Исследователи находят здесь и элементы геро-ического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказ-ки, романтической повести, готического романа, и др. (вероятно, для каждого конкретного произведения свои). Все перечисленные жанры и направления так или иначе связаны с мифом.

Жанр фэнтези в настоящее время вызывает множество споров, которые касаются истории жанра, жанрово-видовой и функциональной природы, жанровых модификаций (классификация), поэтики и др. В современном литературоведении на данный момент не существует даже общепринятого определения жанра фэнтези.

такая ситуация объясняется сравнительной молодостью жанра:

он существует чуть более 100 лет, термин появился в 1970-е годы за рубежом,

в 1980-е — в россии. чаще всего этот жанр определяют как особое направле-ние фантастики.

Жанр фэнтези не мог оставаться в том виде, в каком он был создан в начале ХХ в. Слишком много читателей любили его, слишком многие писатели пробовали себя именно в этом жанре, он не мог не развиваться.

В наше время, пожалуй, только человек, полностью отрешённый от мира, не слышал о Джоне толкиене. многие знают его произведения только понаслышке и читать не собираются, но это вовсе не значит то, что «Властелин Колец» или «Хоббит» стали менее интересными. Кем же был создатель этой уникальной книги в жизни? «Изучение биографии автора — самый пустой и ложный путь к по знанию его работ,— писал толкиен и добавлял,— только ангел-хранитель или Сам Господь могли бы показать нам истинную связь между фактами личной жизни и произведениями писателя».

И всё же такая связь есть, пусть её и не постичь простому смертному.

Этот человек создал жанр фэнтези в том виде, в котором мы знаем его сегодня. Ему мы обязаны общепринятыми представлениями об эльфах, гномах, магах, и многом другом. а поэтому о главных событиях жизни толкиена упомянуть стоит.

Итак, в произведениях толкиена заключены глубочайшие философские мысли и идеи, гуманистические и религиозные взгляды.

Однако писатель изложил их в такой форме, чтобы они были легки для понимания и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести свои мысли до молодых людей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому другому писателю.

— Итак, фэнтези выросла из сказки, мифа и рыцарского романа.

Назидательность и гуманность от сказки, эпичность и трагичность от мифа и благородство рыцарского романа в лучшем виде соединились в фэнтези. Этот литературный жанр зародился изначально как мечта о мире личной свободы. Свободы, прежде всего, от закона, экономики и каких-либо нравственных рамок общества, от ограничений.

Фэнтези окончательно сформировалась как самостоятельный литературный жанр в начале XX в. тогда ещё молодой жанр фэнтези нёс в себе то, чего так недостаёт в реальном мире: свободу как высшую необходимость человека; гармонию с природой как то, к чему нужно стремиться каждому; честь и справедливость как самые достойные качества личности и, наконец, предательство и подлость как самое отвратительное в жизни.

На сегодняшний день произведения фэнтези стоят на одной ступени популярности с детективом и женским романом. таким обра-зом, фэнтези является классическим литературным жанром, попу-лярным в наши дни и признанным во всём мире.