СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Человека создаёт сопротивление окружающей среде». Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рассчитана для применения на уроке литературы в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Человека создаёт сопротивление окружающей среде». Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».»

Тема урока: «Человека создаёт сопротивление окружающей среде».

Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».

Слайд №1


Человека

создаёт сопротивление

окружающей среде.

А.М.Горький.

Ход урока


Актуализация полученных знаний. Эвристическая беседа.


Слайд №2


Современный критик И. Гурвич писал о Чехове: «Для Чехо­ва... засилие мелочей - синоним антигуманного жизнепорядка, принявшего облик социального, повсеместного явления».

- Как вы понимаете слова критика, согласны ли с ним?

- В ка­ких рассказах Чехова такое понимание жизни складывается осо­бенно наглядно? Обоснуйте свою точку зрения.


Слайд №3


  1. Побуждение - применение знаний, умений – вызов «Толстые вопросы».

Цель: поставить перед учащимися проблему, подвести их к решению этой проблемы.

На интерактивной доске помещается изображение человека, а рядом с человеком ставиться знак вопроса.


Слайд №4

Проводится беседа по вопросам:

- Что, значит, беречь в себе человека?

- Как вы это понимаете?

- Какие личностные качества должен беречь в себе человек?

- Какие чувства делают человека человеком?

?




Задание: назовите качества, без которых нельзя назвать человека человеком.

(Учащиеся поочерёдно называют качества,

а учитель записывает на интерактивной доске).


Слайд №5


Затем учитель обращается к творчеству Чехова. Учащиеся уже составили себе представление о личностных качествах, которые нужно беречь всю жизнь, а теперь нужно посмотреть на какие качества указывает писатель.

Учитель даёт характеристику периода написания рассказа.

Слайд №6


(Рассказ «Ионыч» был написан в 1898 году. Чехов обрабатывал формулу «среда заела человека». Это у него блестяще получилось в этом произведении. Вот почему это очень актуально в наши дни. Одна из читательниц написала Чехову по поводу «Ионыча»: «Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей губит пошлость, как она сильно затягивает, и потом уже не вырвешься». В этих словах выражена нестареющая сила рассказа).


Слайд №7


      1. Реализация – Осмысление – «Направленное чтение».

Далее следует анализ рассказа методом направленного чтения. Это стратегия чтения любого текста по частям, используя приём предсказания. Во время анализа текста заполняется таблица.

Часть

Название

Имя героя

Описание героя

Часть1



Часть 2



Часть 3



Часть 4



Часть 5




При анализе каждой части на доске составляется рисунок героя, его превращение. И после, в заключении, видно как этот герой меняется.

(Рисунок рисует один их учеников – можно карикатурно или схематически).


1.Текст раздаётся учащимся по частям.

После прочтения (или прослушивания аудиокниги) каждой части задаются вопросы, иногда на предсказание.

2.Предлагается также озаглавит каждую часть рассказа.


Слайд №8


Вопросы по 1 части:

1)В чём таланты семьи Туркиных?

2)Действительно ли они талантливы?

3)Понравилась ли Старцеву семья Туркиных?

4)Почему Старцев тоже хвалил Катю, хотя понимал, что играть она не умеет?

5)Предположите, как будут развиваться отношения Старцева и Туркиных.

6)Каким вам представляется Старцев?


Слайд №9


Вопросы ко 2 части:

  1. Что произошло со Старцевым?

  2. Действительно ли он влюбился в Катю?

  3. Предположите, как будут развиваться их отношения.

  4. Почему он пошёл на кладбище?

  5. Почему Чехов выбирает для описания развития отношений осень, а не весну?

  6. Как изменилось материальное положение Старцева?


Слайд №10


Вопросы к 3 части:

  1. О чём начал думать Старцев, когда собирался делать предложение?

  2. Почему Катя ему отказала?

  3. Почему Старцев приехал в клуб в чужом фраке?

  4. Как долго он мучался после отказа?

  5. Предположите судьбу героя дальше.


Слайд №11


Вопросы к 4 части рассказа:

1)Как изменилось положение Старцева через несколько лет?

2) Какое удовольствие ему приносила работа врача?

3)Становиться ли он похожим на других жителей города?

4)Что поняла Катя?

5)Было ли мгновение, когда можно было всё снова изменить и вернуть любовь?


Слайд №12


Вопросы к 5 части:

  1. Можно ли назвать Ионыча гуманным врачом?

  2. В чём он видит единственное наслаждение в жизни?

  3. На кого он стал похож?

  4. Каким вам представляется Старцев теперь?

  5. С каким героем чеховского рассказа его можно сравнить? (из ранее изученных рассказов)





Слайд №13


Примерный результат заполнения таблицы.

Часть

Имя героя

Описание героя

Часть1

Социальное положение, портрет героев.

Старцев Дмитрий Ионыч

Молодой, подающий надежды врач, всем интересуется, со всеми знакомиться, ходит пешком, денег нет.

Часть 2

Екатерина Ивановна и Ионыч.

Старцев Дмитрий Ионыч

Молодой врач через год. Влюблён, но уже думает о деньгах, имеет пару лошадей.

Часть 3

Старцев едет делать предложение.


Старцев Дмитрий Ионыч

Делает предложение, думает о приданом, но получает отказ, разочаровывается, перестаёт верить в любовь.

Часть 4

Через 4 года.

Старцев Дмитрий Ионыч

Врач через 4 года.

Сильно пополнел, большая практика, тройка лошадей с бубенчиками, копит деньги, играет в карты. Снова встречает Котика, но чувств уже нет.

Часть 5

Прошло ещё несколько лет.

Ионыч, поляк надутый

Ожирел, страдает одышкой, кричит на пациентов, пухлый, как языческий бог, очень алчный и корыстный, все мечты забыты и забыты светлые чувства.

Слайд №14


Обобщающие вопросы по всему рассказу:

  1. Старцев становиться «Ионычем» постепенно или он уже был таким вначале рассказа?

  2. Превратился бы Старцев в Ионыча, если бы женился на Кате?

  3. Почему при последнем свидании Катю можно назвать «повзрослевшей», а Старцева «постаревшим»?

  4. Почему доктор Старцев становиться Ионычем?

  5. Что он теряет и не сохраняет в своей жизни?


III.Рефлексия- Обобщение и систематизация – «Опорная схема».


Цель: обобщить полученные знания в виде схемы, подвести итоги урока, выставить оценки, связать тему рассказа с сегодняшним днём.

Каждая группа подводит итог, затем всё систематизируется, выделяются качества, которые герой не сумел сохранить и поддался среде.

Предлагается в группах нарисовать график жизни Старцева, где график «материального благополучия» будет идти вверх, а график «морального облика» - вниз.


Слайд №15


Итоги урока.

1.Вывод: Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном, и в личном плане: утрачивает идеалы, любовь и даже человеческий облик всего за несколько лет.


2.Выставление оценок, отмечаются наиболее отличившиеся учащиеся за урок.


Слайд №16


Домашнее задание:

  • Написать эссе - прозаический этюд по вопросу «Почему Старцев стал Ионычем?»;

  • Прочитать рассказ «Дама с собачкой».


Тестирование


1. Героем какого произведения Чехова был врач?

а) «Попрыгунья»;

б) «Крыжовник»;

в) «Человек в футляре»;

г) «Хамелеон».

2. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?

а) Червяков;

б) Беликов;

в) Старцев;

г) Очумелов.

3. Проблема деградации и нравственной смерти человека стала основной темой рассказа:

а) «Человек в футляре»;

б) «Смерть чиновника»;

в) «Ионыч»;

г) «Крыжовник».

4. В каком рассказе Чехова есть персонаж с фамилией Туркин?

а) «Крыжовник»;

б) «Палата № 6»;

в) «Ионыч»;

г) «Смерть чиновника».

5. Любимая фраза «Как бы чего не вышло…» принадлежит какому герою Чехова:

а) Старцеву;

б) Беликову;

в) Алёхину;

г) Туркину.





6