УРОК ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ.
ТЕМА: РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ. НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ЕЁ НАРУШЕНИЯ.
ЦЕЛИ:
ОБУЧАЮЩИЕ: - показать роль гормонов в обменных процессах организма
человека;
- познакомить учащихся с нарушениями эндокринного
аппарата и гуморальной регуляции, с мерами
предупреждения заболеваний и поддержания нормальной
жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения;
РАЗВИВАЮЩИЕ: - способствовать развитию представлений о важности
гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека;
- способствовать развитию умений ставить перед собой цели
и добиваться их решения;
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: - способствовать развитию у учащихся заботливого
отношения к своему здоровью.
ЗАДАЧИ:
повторить пройденный на прошлом уроке материал;
создать условия для постановки проблемной ситуации;
способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица с изображением схемы строения кожи человека, желёз внутренней секреции, пищеварительной системы, вегетативной нервной системы; модель почки с надпочечниками.
Учебник: Н.И. Сонин, М.Р.Сапин Биология. Человек. 8 класс, Москва «Дрофа» 2010
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.
Заслушивание сообщений учащихся.
Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
ОРГ. МОМЕНТ.
Приветствие.
- Напомните тему прошлого урока. (особенности строения эндокринного аппарата. Эндо – внутри, крио - выделять).
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Работа со словариком.
Железы внутренней секреции - это железы, которые выделяют свои секреты (гормоны) в кровь.
Железы смешанной секреции – это железы, которые выполняют двойную функцию, то есть действуют как железы внутренней и внешней секреции.
Гормоны - это биологически активные вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции.
Устный опрос.
Что из себя представляет эндокринный аппарат? (Совокупность желез внешней, внутренней и смешанной секреции)
Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат? (гуморальную регуляцию. Гумор – жидкость)
В чем особенность желез внешней секреции? Приведите пример таких желез. (выделяют ферменты в полости тела или на поверхность кожи. Слюнные, потовые, молочные…)
В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на рельефной модели человека. (выделяют гормоны в кровь или лимфу. Гипофиз, гипоталамус, щитовидная железа, надпочечники)
В чем особенность желез смешанной секреции? Покажите их на рельефной модели человека. (выделяют и ферменты и гормоны. Поджелудочная железа, половые железы).
Какое действие на организм оказывают гормоны? (влияют на рост волос, тканей, сердечный ритм, сужение кровеносных сосудов…, т.е. участвует в обменных процессах)
Сформулируйте тему урока. (На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»). ( запись в тетради)
Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.
А. Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма? (нервной системой и железами эндокринного аппарата).
Б. С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция? ( Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию). (Записать в тетрадь)
В. Как осуществляется гуморальная регуляция? ( Гуморальной называется регуляция, осуществляемая с помощью гормонов, которые вырабатываются железами эндокринного аппарата и поступают непосредственно в тканевую жидкость и в кровь. Кровь разносит гормоны по организму).
Г. Какими свойствами наделены гормоны? ( Гормоны обладают специфичностью, то есть влияют на строго определённые клетки, ткани или органы. Гормоны очень активны, действуют даже в ничтожно малых количествах. Гормоны быстро разрушаются, поэтому они должны поступать в кровь или тканевую жидкость постоянно).
Д. Почему довольно часто употребляют понятие нервно-гуморальная регуляция? ( Нервный и гуморальный способы регуляции функций нашего организма тесно взаимосвязаны: нервная система управляет работой желёз внутренней секреции, а те, в свою очередь, с помощью выделяемых гормонов влияют на воспринимающие нервные окончания и нервные центры). ( Запись в тетрадь)
4. Заслушивание сообщений учащихся.
Учитель. Сегодня разговор пойдёт о нарушениях нервно-гуморальной регуляции, их признаках и профилактике. Ваши одноклассники подготовили ряд сообщений по данному вопросу.
Сообщение 1. Гормон роста
Сообщение 2. Сахарное равновесие в крови
Сообщение 3. Гормон активных действий
Сообщение 4. Щитовидная железа и ее гормоны
По ходу заслушивания сообщений, учащиеся под руководством учителя заполняют в тетради таблицу.
РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССАХ.
№ | Название железы, ее расположение. | Название гормона | Действие гормона на организм |
| | | |
5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Поиграем в ролевую игру «На приеме у эндокринолога». Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Я – врач, а вы – студенты медицинского института. Вы присутствуете в кабинете врача во время приема больных. Врач советуется с вами о выставлении диагноза и назначении лечения. Вы записываете свое решение в таблицу, а затем сверяем с назначениями врача.
ИГРА.
- Вчера листала книгу репродукций картин художников времен Рубенса. Поразило то, что в его времена было пиком красоты женщины с признаками Базедовой болезни: худощавость, бледность, выпуклые глаза. (ПОКАЗЫВАЕТ РЕПРОДУКЦИИ)
ДОКТОР: - Да, здоровая она была бы красивее. Как определить признаки заболеваний щитовидной железы? В чем их причина? Как от них излечиться? (по внешнему виду. Большое поступление гормона тироксина. Назначить препарат, подавляющий выработку гормона)
ПАЦИЕНТ 1. – Доктор, посмотрите анализы мои и моего друга.
ДОКТОР: - Сахар в крови у Вас 8, у друга – 16, при норме 5,5. Какие рекомендации? (недостаточное выделение поджелудочной железой инсулина. Вводить инсулин)
ПАЦИЕНТ 2. – Сын отстает в росте от одноклассников, хотя родители нормального роста. Что делать?
ДОКТОР: - Что посоветуете? (гипофиз не выделяет достаточного гормона роста. Назначить препараты стимулирующие выработку гормона)
ПАЦИЕНТ 3. – Я – музыкант ночного клуба. Для шумного успеха мне необходимо много адреналина. Что мне принимать для постоянного выделения адреналина в большом количестве? (адреналин – гормон надпочечников. Для его выработки принимают допинг. Большое выделение адреналина чревато психическими расстройствами и истощением организма. Свежий воздух, ЗОЖ, режим)
ДОКТОР: - Что такое допинг? (англ – давать наркотики; вещества, временно усиливающие физическую и психическую деятельность организма. Принимаются в основном для улучшения спортивного результата. В 1967 году Международный олимпийский комитет запретил его употребление спортсменами- допинг-контроль. Энергетические напитки оказывают отрицательное влияние, вызывают привыкание)
ПАЦИЕНТ 4. – У девочки начали расти волосы на лице, плечи стали широкими, голос грубым. Что делать? (усилена выработка мужского гормона или недостаточная выработка женского гормона. Анализы, Препараты, усиливающие выработку женского гормона или угнетающие выработку мужского)
«На приеме у эндокринолога».
Таблица для студентов.
Диагноз | Рекомендации | Совпадение мнения с врачом. «+» - совпадает «-» - не совпадает |
| | |
ВТОРИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
ФАМИЛИЯ ________________________________________________
Закончите предложения.
Железы внутренней секреции выделяют _____________________.
Железы внутренней секреции выделяют вещества в ___________.
Гуморальная регуляция ________________ нервной. (древнее, моложе).
Гормоны – это __________________________________ вещества, выделяются железами _____________________________________.
Гормоны ____________________________ работой организма.
Гормон роста выделяет _____________________________.
Если в организме мало йода, то нарушается работа _________________________________________________.
При избытке гормона щитовидной железы возникает _______________________________________.
Надпочечники выделяют гормон __________________________.
Гормон инсулин выделяется ____________________________ железой.
(ВЗАИМОПРОВЕРКА)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
С. 48 – 53; подготовиться к обобщающе-зачётному уроку по темам: « Общий обзор организма человека», « Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат».