Технологическая карта урока по теме «Сравнение чисел» 6 класс
ФИО : | Аксенова Елена Викторовна | | |
Место работы: | | | МБОУ «Краснолипьевская школа» |
Должность: | | | Учитель математики |
Предмет: | | | Математика |
Класс : 6
Цель: Развивать представление о числах, изучить правила сравнения положительных и отрицательных чисел; учить сравнивать числа.
Задачи урока:
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные: развивать понятие изображения чисел на координатной прямой; выведение правил сравнения положительных и отрицательных чисел; формировать умение сравнивать числа, приводить примеры.
Основные понятия: координатная прямая, модуль числа, положительные и отрицательные числа, противоположные числа.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Сравнение чисел», карточки для работы в группах, карточки с практическими заданиями по новой теме, смайлики для рефлексии.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Литература: Н. Я. Виленкин и др. Математика 6кл. М : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Этапы урока.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности .3 мин.
Цель: обеспечить благоприятный климат для работы на уроке, создание психологического комфорта, психологическая готовность учащихся к общению
Актуализация знаний. 10 мин
Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; Актуализировать мыслительные операции, сравнение, анализ, обобщение; мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление
Зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обосновании 3.Формирование новых знаний и способов действий.10мин
Цель: организовать деятельность, в ходе, которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; Согласовать цель и тему урока
Построение проекта выхода из ситуации затруднения
Реализация построенного проекта
Цель: организация самостоятельной исследовательской деятельности устраняющего причину выявленного затруднения
Физкультминутка. 3.мин
Формирование умений и навыков. 10 мин
Цель: Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи 6.Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. 5 мин
Цель: Проверить свое умение применять правило сравнения чисел на основе сопоставления с эталоном для проверки, выявить качество усвоения и способы действия
7. Рефлексия учебной деятельности. 4 мин.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; правило сравнения рациональных чисел; оценить собственную деятельность на урок; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.
Технологическая карта урока
Этапы урока. Цель этапа. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы обучения |
1. Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте ребята, мы начинаем очередной урок математики. Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука Очень точная наука, - Эта математика. Поэтому, работая сегодня на уроке, мы будем придерживаться с вами строгости в рассуждениях и точности в изложении своих выводов. Все готовы начать урок? Желаю быть внимательными, активными! | Настраиваются на работу | Личностные: самоопределение, регулятивные: волевая саморегуляция | Словесный |
2.Актуализация знаний | -Какую тему изучали на предыдущих уроках? | Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, | Познавательные: -умение | Словесный Практическ |
| –Приведите примеры положительных чисел. -Приведите примеры отрицательных чисел. – Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа? -Что можно сказать про число 0? (слайд №3) -Письменно на листах самооценки (слайд № 4). 13; -7.2; 0; 46; -46 1. Из чисел выпишите: а) положительные числа; б) отрицательные числа; в) число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным. Ответы (Слайд5) Повторим про координатную прямую (слайд № 6). - Дайте определение координатной прямой. -Что называется координатой точки на прямой? Письменно на листочках: 2. а) Запишите координаты | модуль числа, противоположные числа. +2,+7,+10; -3,-10,-12. Положительные и отрицательные числа отличаются друг от друга знаками. 0 не является ни отрицательным, ни положительным числом, число 0 разделяет положительные и отрицательные числа. Прямую с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой. -Число, показывающее положение точки на прямой называют координатой точки на | структурировать знания -использование знаково- символических средств -смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: -достаточно точное и полное выражение своих мыслей, учет разных мнений учащихся Регулятивные: -фиксация индивидуального затруднения, | ий |
| отмеченных точек. б) Отметьте на координатной прямой точки М(4); N(-3,5); Р(2,5);К(-2). Проверить и подвести итог (слайд № 7, самооценка): 9 "+" отметка 5, 8-7 "+" отметка 4 , 5-6 "+" отметка 3. Повторим о противоположных числах, модуле числа (слайд № 8). Дайте определение противоположных чисел и приведите примеры. Что называется модулем числа а? Чему равен модуль положительного числа? Пример. Чему равен модуль отрицательного числа? Пример. Чему равен модуль 0? 3. Запишите(Слайд №9) А)Запишите точки, которые имеют противоположные координаты. б) Из данных чисел -2,5; 2,07; 2,4; - 2,23; 2,63 выберите то, которое имеет наибольший модуль. в) Вычисли: |-4| ∙ 1,5; 34 - |- 16|; |+23| + |-8|. Проверить и подвести итог (слайд № | прямой. -Два числа, отличающиеся только знаками, называют противоположными. -Модулем числа а называют расстояние (единичных отрезках) от начала координат до точки А(а). |+27|=27 |-61|=61 |0|=0 | волевая саморегуляция в ситуации затруднения | |
| 10): 5 "+" отметка 5, 4"+" отметка 4 , 3 "+" отметка 3. На листочках подведите итог своей работы. Оцените себя. Рефлексия: Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо? Кто считает, что надо ещё поработать над этим материалом? | | | |
3. Формирование новых знаний и способов действий 3.1 Выявление места и причины затруднения | Устно: сравнить числа (сл. №11) и ; Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел? Как называются эти числа? Все ли числа мы умеем сравнивать? Тогда сформулируйте цели и задачи урока. -Значит, тема нашего урока … | Т. к. -8 -отрицательное число, 6 положительное. Мы не знаем правило сравнения положительных и отрицательных чисел. -Сегодня на уроке мы должны научиться сравнивать положительные и отрицательные числа. Тема нашего урока «Сравнение чисел». | Познавательные: -анализ, сравнение, постановка и формулировка проблемы, построение речевого высказывания Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: | Проблемно- поисковый |
| | | выражение своих мыслей; аргументация; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | |
3.2.Построение проекта выхода из ситуации затруднения | Решить последний пример поможет нам координатная прямая (слайд № 12). В начале вспомнить о расположении больших положительных чисел и меньших положительных чисел на координатной прямой. Теперь исследуем, как располагаются числа с разными знаками | Замечаем, что по мере "продвижения" вправо от точки О положительные числа увеличиваются, а по мере "продвижения" влево к точке О числа уменьшаются до нуля. (На горизонтальной координатной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой). Значит, мы должны вывести правило сравнения чисел с разными знаками. | | Словесный Практическ ий |
3.3.Реализация построенного | Работа в группах по 4 человека Выполните задания, которые у вас на | (работа в группах).Из двух положительных чисел больше то, | Коммуникативные: Планирование | Проблемно- поисковый |
проекта | листочках, используя координатную прямую Сравните и сделайте вывод. 1)отметьте одно положительное число и одно отрицательное число. Сравните и сделайте вывод. Отрицательное число и нуль. Сравните и сделайте вывод. Положительное число и нуль Сравните и сделайте вывод. два отрицательных числа. Сравните и сделайте вывод. (Слайд 12)Общий вывод: Из двух чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее | которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее. Во всех случаях правее на координатной прямой расположено большее число, левее - меньшее. Следовательно, для отрицательных чисел на координатной прямой, сохраняется тот же порядок, что и для положительных. Из двух чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее | учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли Познавательные: построение логической цепи рассуждений, обоснование Регулятивные: -познавательная инициатива | |
4,Физкультмину тка | На обратной стороне доски задание сравнить числа. Рассмотрим пару чисел, я называю одно из пары чисел, если оно находиться правее на координатной прямой, то поднимаем правую руку, если левее, то левую. Раз- мы стали, распрямились | Выполняют упражнения | | |
| Два- согнулись, наклонились, выпрямились Три- руками три хлопка А четыре – на бока Пять руками помахать Шесть – на место сесть опять | | | |
5. Формирование умений и навыков | Продолжаем работать, и еще раз повторим правило сравнения чисел: Из двух чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее. Стр.164 № 976 (а,б,в,г,д,е) Ребят, но ведь на самом деле мы с вами каждый день сравниваем числа, Выходя с утра из дома, мы слушаем прогноз погоды или смотрим на термометр. И делаем вывод теплее или холоднее сегодня на улице, а значит сравниваем числа. Скажите когда теплее при -10 или при -15. Следовательно -10 больше, чем -15 №975 Назовите тем-ру 1 декабря в Ростове? 9,2 | Проговариваем правило сравнения чисел в парах Решают по алгоритму | Познавательный: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция | Словесный Практическ ий |
| В Воронеже? 6,4. Где было теплее? 9,26.4 и т.д. | | | |
6.Самостоятельн ая работа с взаимопроверко й | -А сейчас каждый проверит себя, насколько он понял правило сравнения чисел: Самостоятельная работа Поменяйтесь тетрадями, и сверьте ответы (Слайд 13) | | Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, -самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив Познавательные: -анализ, синтез, использование общих правил | Практическ ий |
7.Рефлексия учебной деятельности | Подведем итоги урока:(Слайд14) Я предлагаю вам закончить предложения: Сегодня на уроке: | Как сравнивать числа Правило сравнения отрицательных чисел, сравнение чисел с нулем. Сравнение | Познавательные -рефлексия способ и условий действия -контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Рефлексивн ой самооргани зации |
| Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что… Оцените свою работу и результаты. Домашнее задание. Творческое задание придумать сказку про положительные и отрицательные числа | отрицательных чисел с нулем, сравнение положительных чисел с нулем, сравнение чисел. Самооценка по критериям | Личностные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха, внутренняя позиция ученика Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества | |