Тема урока: Строение вещества. Молекула.
Ход урока
Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое.
Все мы знаем, что вода может быть и жидкой (это её естественное состояние), и твердой – лёд (при температуре ниже 0°С), и газообразной – водяной пар. Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара? Может кто-то и затрудняется ответить. Поэтому, рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела, состоящие их углерода. Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко расслаивается – грифель карандаша тому подтверждение, алмаз – один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую разницу?
Чтобы ответить на этот вопрос, и на многие другие, необходимо знать внутреннее “устройство” тел.
Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о внутреннем строении вещества, ответить на вопросы
1. Как доказать, что все вещества состоят из частиц?
2. Какими размерами и массами определяются частицы вещества?
3. Почему не видны частицы, из которых состоит вещество?
4. Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?
Откройте свои рабочие тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока “Строение вещества. Молекулы и атомы”
Вопросами внутреннего “устройства” тел задавалось человечество ещё в древние времена. Легенда гласит, что в Древней Греции в IV-V веках до н.э. ученый Демокрит, держа в руке яблоко, задумался: сколько раз можно яблоко разрезать на части?
Правильно, деление яблока можно выполнять до какой-то малой части. Эту малую и неделимую часть Демокрит назвал атом, что в переводе с древнегреческого языка так и переводится “неделимый”. Продолжили изучать строение вещества уже ученые XVIII века. Но с древних времен и до наших дней утверждение о строении вещества является одним из самых верных и значимых для изучения тепловых, электрических и квантовых явлений. Знания, полученные о строении веществ объединили и назвали молекулярно-кинетической теорией. (кинезис – движение) Как же мы с вами можем сформулировать это утверждение?
Запишите в своих тетрадях:
Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества:
1. Все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.
Можно проделать следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку 2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.
Мы видим, что окрашивание происходит до тех пор, пока вода не окрашивается полностью. О чем это говорит?...
Запишите:
2. Между молекулами есть промежутки.
3. Размеры молекул очень малы.
4. Молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного вещества - одинаковы.
5. Молекулы движутся беспорядочно, хаотично.
При нагревании тела расстояние между молекулами увеличивается, скорость движения молекул увеличивается и увеличивается объем тела(у большинства тел)
Скорость движения молекул и температура тела связаны прямо пропорционально.
Молекула – мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. Молекула может состоять и одного и более атомов.
Атом - мельчайшая частица вещества химически не делимая.
Подведение итогов урока
“Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей”. Эти слова принадлежат русскому ученому М.В.Ломоносову.
Подведем итоги урока. Для этого выполним следующие задания:
Задание 1(письменно). Составьте кластер (схему) строения вещества и зарисуйте в тетради.: Подсказка. Звенья кластера: молекулы, тело, атомы, вещество. Распредели их в соответствующем порядке. Задание 2(устно): Найди ошибки в тексте: Надутый воздушный шарик внесли с мороза в теплое помещение и его объем при этом не изменился. При охлаждении медного шарика его объем увеличился, так как уменьшаются его частицы, из которых состоит шарик. Молекулы духов во флаконе отличаются от молекул духов в воздухе. В стакан чая опустили несколько кусочков сахара. После полного растворения сахара объем полученной смеси будет больше суммы объемов чая и сахара. |
Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям. На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему вода, водяной пар и лед (алмаз и графит) состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости. И многое другое.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание на дом:
– §7-8, выучить конспект. Посмотреть прикрепленный видеоматериал.
– Дополнительно(по желанию): Приготовить к следующему уроку сообщение по теме “Интересные факты о молекулах”.
Рефлексия
В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопросы(устно, для себя): Что понравилось на уроке?
Что нового для себя узнали?
Все было понятно?
Спасибо за совместную работу. До встречи!
Тест
Тест по физике для 7 класса «Строение вещества. Молекулы.»
1. Что можно сжать больше?
жидкости
б) газы
в) твёрдые тела
2. Каков вид траектории движения молекул газа?
а) прямая
б) кривая
в) ломаная
3. Одинаков ли состав молекул одного и того же вещества?
а) одинаков
б) разный
в) бывает и одинаковый, и разный
4. Одинаков ли объём молекул у разных веществ?
а) одинаков
б) разный
в) бывает и одинаковый, и разный
5. Как изменяются промежутки между частицами медной заклёпки при нагревании?
а) уменьшаются
б) не изменяются
в) увеличиваются
6. Как изменится длина рельса при его охлаждении?
а) не изменится
б) уменьшится
в) увеличится
7. Длина алюминиевого провода при нагревании
а) увеличивается
б) не изменяется
в) уменьшается
8. Как изменится взаимное расположение частиц, если увеличить объём тела?
а) частицы отодвинутся друг от друга
б) никак не изменится
в) частицы придвинутся друг к другу
9. Как изменятся промежутки между частицами воздуха в резиновом шаре, если сжать его руками?
а) не изменятся
б) увеличатся
в) уменьшатся
10. Одинаковы ли размеры молекул разных веществ?
а) да
б) нет
в) нет правильного ответа
11. Как изменятся молекулы вещества при его нагревании?
а) не изменятся
б) увеличатся
в) уменьшатся
5