Конспект открытого урока
по русскому языку
в 6 классе
по теме:
«Удивительный мир фразеологизмов»
подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Калмыкова Елена Ивановна
с. Демский
2016
Цель деятельности учителя: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы», закрепить умение находить фразеологизмы в текстах, объяснять их значения, использовать в речи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать определение фразеологизма, уметь находить фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи; работать с фразеологическим словарем;
метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала; умение вести самостоятельный поиск информации;
личностные: понимание, что русский язык – одна из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознавать эстетическую ценность русского языка, проявлять уважительное отношение к родному языку, иметь достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке в процессе наблюдения за собственной речью.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; фронтальная, групповая работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, словари.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(Создание благоприятного психологического настроя).
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
2. Актуализация знаний. Повторение.
На сегодняшнем уроке мы будем обобщать и систематизировать полученные ранее знания. И чтобы не сесть в галошу перед нашими гостями, мы должны будем работать засучив рукава, чтобы зарубить на носу материал сегодняшней темы урока. У нас это получится, если не будем считать ворон.
(Слайд 1) Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:
Топорная работа – что-то сделанное грубо, наспех.
Хоть трава не расти – о безразличном человеке.
Посадить в калошу – поставить кого-либо в неловкое положение.
Задирать нос – зазнаваться.
(Это фразеологизмы)
Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (слайд 2) «Этот удивительный мир фразеологизмов». Допишите название темы урока в ваши тетради.
− А сейчас проверим, кто у нас самый внимательный. Какие фразеологизмы вы заметили в моем вступительном слове? (Сесть в галошу, засучив рукава, зарубить на носу, считать ворон).
− Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы? (Это несвободные, устойчивые сочетания слов).
3. Целеполагание.
− Как вы думаете, какие цели мы должны сегодня поставить перед собой? (Ответы учащихся).
4. Разминка. «Угадай-ка». (Слайд 3-11).
− Ребята, посмотрите внимательно на рисунки презентации. Какие фразеологизмы на них изображены? Назовите фразеологизмы и дайте им толкование.
Спустя рукава – плохо.
Как курица лапой – неразборчиво.
Как две капли воды – очень похожи.
Кот наплакал – мало.
Лить как из ведра – сильно.
Перемывать косточки – сплетничать
Плевать в потолок – бездельничать.
Уносить ноги – убегать.
5. Самостоятельная работа с текстом (по группам).
В начале урока, ставя перед собой цели, мы назвали такую цель: закрепить умение находить фразеологизмы в тексте. У вас на парте лежат листочки со стишками из книги Елены Владимировны Лаврентьевой «Веселый фразеологический словарь». Ваша задача прочитать тексты стихотворений, найти в них фразеологизмы, записать их в тетрадь и устно дать им толкование. (Проверка у доски, три чел.)
1 ряд.
2 ряд.
3 ряд.
6. Игра «Фразеологический зоопарк».
Слайд 12
−Ребята, вы были когда-нибудь в зоопарке? Сейчас у вас есть возможность побывать в зоопарке прямо на уроке. Посмотрите на слайд и на тех животных, которые на нем изображены. Кого вы здесь видите? (Волка, зайца, быка, медведя, барана, свинью, ежа). А теперь вспомните фразеологизмы, связанные с этими животными.
-- Голоден, как волк, волчий аппетит, волком выть, волк в овечьей шкуре
-- Труслив, как заяц, заячья душа, убить двух зайцев, гоняться за двумя зайцами.
-- Здоров как бык, брать быка за рога, упрям как бык
-- Медведь на ухо наступил, медвежья услуга.
-- Смотрит, как баран на новые ворота
-- Грязный, как свинья, разбираться как свинья в апельсинах.
-- Колючий, как еж, ежу понятно, держать в ежовых рукавицах.
− Вот в каком зоопарке мы с вами побывали. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с названиями других животных. (Болтливый, как сорока, сорока на хвосте принесла; нем, как рыба, как рыба в воде, стреляный воробей, как курица лапой, куры денег не клюют, козел отпущения, когда рак на горе свистнет, с петухами вставать, комар носа не подточит, на сердце кошки скребут, топает, как слон и т.д.)
7. Физминутка.
Наша экскурсия по стране фразеологизмов интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять.
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Побьем челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь руки в боки.
-- Покачаем головой
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.
8. Наблюдение за языковым материалом.
Слайд 13, 14.
− Прочитайте группы фразеологизмов:
След простыл, поминай как звали (скрыться).
В двух шагах, рукой подать (близко)
Валиться с ног, выбиваться из сил (уставать)
− Какое значение имеет каждая группа фразеологизмов?
− Как бы вы назвали фразеологизмы одной группы по отношению друг к другу? (Синонимами)
− Что представляют собой следующие пары фразеологизмов? (Антонимы)
За тридевять земель – рукой подать.
Одержать победу – потерпеть поражение.
С гулькин нос – куры не клюют.
− Сформулируй те вывод исходя из ваших наблюдений. (Фразеологизмы могут быть по отношению друг к другу синонимами и антонимами)
9. Самостоятельная групповая работа с самопроверкой. «Найди пару».
Сейчас вы будете работать в парах по вариантам. 1 вариант ищет синонимичные пары фразеологизмов, а 2 вариант – антонимичные. Для того, чтобы справиться с этим заданием, попробуйте заменить фразеологизм словом.
1 вариант
Куры не клюют | Ни ответа ни привета |
Водить за нос | Язык проглотишь |
Глядеть в оба | Хоть пруд пруди |
Тьма кромешная | Морочить голову |
Ни слуху ни духу | Держать ухо востро |
Пальчики оближешь | Ни зги не видно |
2 вариант
Жить душа в душу | Спустя рукава |
Чуть свет | От горшка два вершка |
Дать волю языку | Воспрянуть духом |
Засучив рукава | Как кошка с собакой |
Повесить нос | На ночь глядя |
Коломенская верста | Держать язык за зубами |
− Оцените свою работу и своё участие в выполнении этого задания.
10. Работа с учебником.
Упр. 128.
− Каков смысл условного обозначения, сопровождающего упр. 128? Правильно, русский язык в мире других языков. Давайте узнаем, выполняя это упражнение, только ли русскому языку присущи устойчивые сочетания слов.
Задание 4 из рубрики «Проверяем себя».
Похожи как две капли воды.
Как свои пять пальцев.
Трудится как пчелка, вол, лошадь.
11. Творческая работа.
Слайд 15
В следующих фразеологизмах пропущены слова. Ваша задача: закончить фразеологизм, вставив нужное слово, и записать их.
Положить зубы…, медвежья…, косая сажень в…, семи пядей во…, делать из мухи…, показать, где раки…, прикусить…, как об стенку…
Положить зубы на полку – испытывать острую нужду, голодать.
Медвежья услуга - неумелая помощь в чем-то, принесшая вместо пользы вред.
косая сажень в плечах – богатырь.
Семи пядей во лбу – умный.
Делать из мухи слона – преувеличивать значение чего-либо.
Показать, где раки зимуют – наказать.
Прикусить язык – замолчать.
Как об стенку горох – бесполезное занятие.
12. Подведение итогов.
- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
- Для чего нужны фразеологизмы ? (Они придают точность и выразительность нашей речи, обогащают её, делают остроумной, помогают выразить отношение к событию, человеку, предмету)
13. Рефлексия.
Выберите фразеологизм, который наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:
Зарубить на носу
Краем уха
Каша в голове
14. Дифференцированное домашнее задание.
1) Задание 1, 2, 3 из рубрики «Проверяем себя» на стр. 120-121.
2) Проиллюстрировать любой фразеологизм фразеологизмы.
3) Словарный диктант на стр. 120
15. Выставление оценок. Заключительное слово учителя.
Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!
Молодцы!
Положить зубы…
медвежья…
косая сажень в…
семи пядей во…
делать из мухи…
показать, где раки…
прикусить…
как об стенку…
«Ловушка».
- Послушайте внимательно фразеологизмы и их толкования. Поставьте знак +, если фразеологизм растолкован верно, и знак -, если значение фразеологизма определено неверно.
Сломя голову – быстро.
Спустя рукава - хорошо.
Клевать носом – дремать.
У черта на куличках – далеко.
Обвести вокруг пальца – помочь найти выход в трудной ситуации.
Косая сажень в плечах – некрасивый
Считать ворон – быть внимательным.
Бросать слова на ветер – не выполнять обещанного.
Держать язык за зубами – громко разговаривать.
В час по чайной ложке – много.
Когда рак на горе свистнет – никогда.