СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме:"Метод исследования-эксперимент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок исследовательский час

  Тема: «Метод исследования  – эксперимент»

 

Цель: Формировать понятие «мысленный  и реальный эксперимент».

Развивать умение выдвигать гипотезы, экспериментировать с целью проверки предположений, проводить опыты.

Ход  занятия:

I.   Психологический настрой:    Прозвенел звонок веселый,

                                                          Мы начать урок готовы.

                                                          Будем слушать, рассуждать

                                                          И друг другу помогать.

II. Вступительная беседа: Выполняя свои исследовательские проекты, вы  выдвигали гипотезы. Что вы предпринимали для ее подтверждения?

-Какими методами пользовались

-Какие методы называются теоретическими?

- Какие практическими?

III. Постановка проблемы:

 -Что это за шум? Кто это там спорит?

Ученики старшеклассники входят в класс и просят разрешить их спор.

Перед детьми сосуд с узким горлом и сваренное вкрутую яйцо. Вопрос:

-Можно ли яйцо  целиком поместить в сосуд?

-Ребята, выскажите свои предположения.

-А как можно доказать правильность утверждения? (Провести эксперимент)

Старшеклассники под руководством учителя показывают опыт.

-Ребята, а кто может объяснить, как удалось яйцо поместить в сосуд?

VI .Введение в тему:  Скажите, каким методом мы пользовались для     

 доказательства гипотезы? Кто догадался, как звучит тема нашего урока?

 (1 слайд)   - Сегодня на уроке мы научимся  экспериментировать, проводить опыты, подтверждающие, либо отрицающие выдвинутую гипотезу.

(2 слайд)   

V. Работа в тетрадях: -Запишите сегодняшнее число и тему урока.

  -Что же такое эксперимент?

 (3 слайд)   Эксперимент -  это важнейший из методов исследования.

 Проводятся эксперименты с целью проверки предположений.     Эксперименты бывают: мысленные  и реальные.

Реальный эксперимент - это проведение опыта, с  какими – либо веществами. Мысленный эксперимент – прослеживание событий по представлению, то есть в уме.

(4 слайд)

VI.Мысленный эксперимент:  Давайте мы с вами представим ситуацию. Вместо того, чтобы пойти утром в школу, вы пошли в гости к другу.

-Как отреагирует ваш друг на визит?

-Что скажет его мама?

-Как поступит учитель, не обнаружив вас в классе?

 -Каковы будут действия ваших родителей?

- К какому выводу вы пришли?

-Стоит ли в реальной жизни повторять этот эксперимент?

 -Как вы считаете, нужны ли в жизни мысленные эксперименты?

-Реальные эксперименты куда интереснее мысленных, ведь проводя их, мы воочию может убедиться, что происходит с объектом исследования, узнать о его свойствах, о составе. Поэтому мы сейчас с вами   будем учиться проводить эксперименты, но прежде давайте повторим правила техники безопасности

V. Повторение правил ТБ:

                                 1. Нельзя пить из лабораторной посуды.

                                 2. Нельзя нюхать и пробовать на вкус содержимое .

                                 3. Нельзя брать в рот лабораторные принадлежности .

                                 4.Опыт проводить под контролем учителя, родителей.

VII. Практическая работа.

-Перед вами план проведения опыта, внимательно изучи его, выдвини свою гипотезу, запиши ее в тетрадь.

-Приступайте к выполнению работы.

-Каков результат? Какой кусочек растворился быстрее?

-Целый, или половинка?

-Подтвердилась ли выдвинутая тобой гипотеза?

-Запиши результат в тетрадь.

(5 слайд)  -  Почему так произошло, объясни.

Опыт № 2

-А теперь давайте выдвинем новую гипотезу.

-Как вы считаете, два одинаковых кусочка сахара, помещенные   одновременно в холодную и горячую воду, растворятся тоже  одновременно? Запишите предположение в тетрадь.

-Приступайте к проведению опыта.

-Что произошло? Подтвердилась ли гипотеза?

-Почему так произошло? Запиши результат в тетрадь.

(6слайд)

VIII. Работа в группах:

-Рассмотрите внимательно закрепленные на соломинке и прикрепленные к штативу воздушные шарики. Обратите внимание на то, что шарики находятся в равновесии. Сейчас консультанты (ученики старших классов) «уколют» иголкой один из шаров. Что произойдет? Выскажи свои предположения

-А   теперь внимательно пронаблюдай эксперимент.

 -Подтвердилась ли твоя гипотеза?

 Каждая группа озвучивает свою гипотезу и  рассказывает о том, подтвердилась ли она, или нет.  Объясняя, почему  нарушилось  равновесие, какой вывод можно сделать  (7 слайд)

IХ. Физминутка.    - Вы  устали?

                                   -Вы устали!

                                   -Ну, тогда все дружно встали.

(8 слайд)                    - Вы видели танцующую ватку?

                                   -Тогда  смотрите.

С   помощью электрофорной машины ватка с одного шарика перемещается на другой.

                                   -А может, мы тоже  потанцуем?

                                    (Танец маленьких утят)

Х. Показ опытов старшеклассниками.

 -Не одна серьезная наука не обходится без экспериментов. Скоро вы перейдете в пятый класс и начнете изучать химию, физику, биологию. Ваши старшие  товарищи уже многому научились и хотят показать вам      что – то интересное.

 Опыт № 1

-Как вы думаете, ребята, есть ли электричество в овощах и фруктах? Перед вами прибор гальванометр, он улавливает даже самые маленькие колебания электрического тока. Давайте проверим, есть ли  электрический ток в картофеле, яблоке, лимоне? 

-Подтвердилось ваше предположение?

 Опыт № 2

-Перед вами емкость с водой на дне этой емкости монетка. Как можно с помощью стакана и свечи вынуть из емкости монетку, не замочив рук? (Как правило, у детей ничего не выходит, старшеклассники    демонстрируют опыт)

Опыт № 3

-Ребята, а кто у нас самый сильный? Двум ученикам предлагается  растянуть две полусферы, из которых откачан воздух. До тех пор, пока воздух не попадет внутрь сфер, растянуть их невозможно.

Вывод: Не всегда важна сила, знания и смекалка творят чудеса. Сила - в знаниях.(9 слайд)

ХI. Конкурс сказок.

-Ребята, а вы любите сказки?    

-Какие сказки вы знаете?  

-А какие волшебные предметы  встречаются в сказках?

- Послушайте отрывки из сказок и скажите, на какой современный  прибор  это похоже?   Учитель читает отрывки из сказок: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о коньке-горбунке», «Сказка о царе  Салтане»  и  т. д.  

-На что похоже  перо жар-птицы? (фонарик)

-Петушок? (радар) 

-Яблочко на блюдечке?  (сотовый телефон)

-Ковер–самолет?  (самолет)

-Сапоги–скороходы? (коньки, ролики)

XII. Рефлексия  - С   каким методом исследования познакомились?

                              - Какие бывают эксперименты?

                             -  Какой из них наиболее точный?

                              - А сейчас возьмите у себя на столе маленькие сердечки 

                                и закрепите  их на доске, если сегодняшний  урок вас

                                чему-то научил  и понравился вам.