СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Международные отношения в первые послевоенные годы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каламов Ж.А.

Абайская средняя школа

с. Голубовка

Иртышский район

Павлодарская область

 

 

11 класс. Всемирная история

Тема: Международные отношения в первые послевоенные годы.

 

Цели и задачи урока:

 

  • Дать характеристику основным тенденциям развития международных отношений во второй половине XX века;
  • определить сущность понятия «холодная война»;
  • выяснить причины развязывания  «холодной войны»;
  • определить влияние внешних и внутренних факторов на политику СССР в 1945-1953гг.;
  • определить свою позицию к виновникам развязывания «холодной войны»;
  • развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;
  • развивать критическое мышление 
  • воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности.

Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: проблемный.

Формы работы: фронтальная, работа в малых группах.

Методы работы: словесные: краткая характеристика, беседа; интерактивные: стратегии

критического мышления, игра-диспут «АНАЛИТИКИ» (метод учебной дискуссии), «шляпы де

Боно»; моделирование учебного материала в концептуальную карту (КК).

  Модули воздействия: Новые подходы в обучении и преподовании (НП), обучение талантливых и одаренных (ТиО), развитие критичекого мышления (КМ), оценивание для обучения (ОдО).

 Оборудование: учебник Всемирная история Р. Каирбеков и др. Алматы. Мектеп 2011г.,  интерактивная доска, ватманы, маркеры, интернет источники (мобильные источники).

 

Опорные знания:

  

Даты и события:

1946 г. – выступление У.Черчилля в Фултоне

1947 г. – «план Маршалла»

1947 г. – создание Комиинформа

1949 г. – создание СЭВ

1949 г. – конфликт с Югославией

1949 г. – образование ГДР

1950 г. подписание договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и КНР

1950-1953гг. – война в Корее 

 

Личности: И.В.Сталин, В.М.Молотов, Мао Цзэдун, И.Б.Тито, Ким Ир Сен

Понятия: «холодная война», «план Маршала», колониальная система, локальные войны

 

Психологический настрой на урок: Прием «Я разведчик» (1 мин)

Учитель: Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»!

 

Краткая характеристика учителя (1 мин):

 

1. Послевоенный мир, две модели помощи странам Европы, пострадавшим от Второй мировой войны: а) «план Маршала» предусматривал оказание помощи странам Европы;

б) Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) создан для регулирования экономических  взаимоотношений в Восточной Европе.

2. Усиление военно-политического противостояния недавних союзников в Европе и на Ближнем Востоке: Западный Берлин, Югославия, разделы Германии и Кореи, возникновение государства Израиль, создание НАТО.

3. Политику укрепления позиций СССР  в странах Восточной Европы и на Дальнем Востоке (Китай, Северная Корея).

 

Далее урок строится на основе методики критического мышления в 3 стадии.

 

 

1 стадия – стадия вызова (общее время 5-6  мин)

Выход на новую тему и цели урока: просмотр на интерактивной доске видеоролика,  речь У.Черчиля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г. (толчок к «холодной войне») 1 мин http://www.youtube.com/watch?v=V2vGozdC8pw

 

  • Как вы думаете какая цель нашего урока? Какие вопросы нам предстоит решить?
  • Работа с ментальной картой «Холодная война». Какие ассоциации возникают с этим словом? Для экономии времени учащиеся назвают ассоциации учитель делает записи на доске (1 мин)

 

 
 

 

 

 

 

 

 

  • Как вы думаете в чем же причины обострения международных отношений в первые послевоенные годы? (ГИПОТЕЗА)

Составление индивидуальной и коллективной корзины идей (учащиеся объединяются в группы по данной проблеме).

Примерная корзина идей (3-4 мин):

- возможно причинами обострения международных отношений в первый послевоенные годы явилась демонстрация сил США которая проявилась в ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

- Запад боялся дальнейшего укрепления и расширения идей социализма, коммунизма.

- сорциализм, коммунизм  стал популярной идеей в народных массах стран Европы.

 

 

2 стадия – стадия осмысления (общее время 25-30 мин).    

Она включает:

  •  Краткий обзор учениками исторической ситуации после Второй мировой войны.

Вывод на столкновение 2-х основных тенденций мирового развития, которые дали начало «холодной войне».

Выводы: а) Победа во Второй мировой войне поставила американцев перед необходимостью править миром.

б) СССР – сильнейшее государство, не считаться с которым было невозможно.

  • Работу групп по моделированию материала в концептуальную карту (КК), формирование групп с использованием приема ПАЗЛ. Общее время (20 мин)

 

     Пример концептуальной карты

КК

«Холодная война»

(1946-1991)

это состояние экономической, идеологической и «полувоенной» конфронтации между двумя системами (социалистической и капиталистической)

 

Причины

1.СССР после победы стремился окружить себя поясом дружественных стран.

2.США стремились подчинить страны своему экономическому влиянию.

3.Беспокойство США и Англии о расширении сфер влияния СССР.

 
 

 

 

 

                  СССР и соц. страны        ОБРАЗ         США и кап. страны

                                                             ВРАГА

                 

                    5 марта 1946 г. – речь У. Черчилля в Фултоне – 

                         призыв к борьбе с экспансией коммунизма.

                               Март 1947 г. – «доктрина Трумэна»

                                         а) доктрина сдерживания

                                         б) доктрина отбрасывания    

Создание ОВД                                                                       Создание НАТО

   1955                                                                                               1949

 

Создание в СССР                                                                 План атомных

атомной бомбы                                                                  бомбардировок СССР

        1949

 

                                               Раскол Германии на

                                                    2 государства:

                                                       ФРГ и ГДР

                                                              1949

 

Взаимоценивание работ стикерами методом делегирования (учащиеся ходят по группам, спикеры групп разъясняют свою КК)

 

  • Существует несколько точек зрения историков на данную проблему.

Сейчас трудно представить современную историю без «холодной войны», одного из важнейших событий ушедшего ХХ века. Однако нельзя и забывать о том что «холодная война» это не только противостояние двух супердержав, но и война между историками.

Холодная война – это термин, обозначающий состояние военно-политической конфронтации государств, при которой ведётся гонка вооружений, применяются экономические меры давления, осуществляется организация военно-стратегических плацдармов и баз.

Для историков всегда была интересна история противостояния США и СССР. Сейчас я предлагаю вам на основе дополнительных источников  выяснить каковы были причины холодной войны в оценках американских  и советских историков

 

 

  • Далее интерактивная игра «АНАЛИТИКИ» (10 мин).

 

 

Класс делится на 2 группы (прием геометрические фигуры):

«советские историки» доказывают вину США в развязывании «холодной войны»

«американские историки» доказывают вину СССР.

 

Факты виновности США

Факты виновности СССР

1.26 апреля 1945 г. – Трумэн меняет курс в отношении СССР на более жестокий.

2. Требование о возвращении в Польшу, Чехословакию, Югославию довоенных правителей.

3. План «Немыслимое».

4. Речь Черчилля в Фултоне.

5. «Доктрина Трумэна».

6. Создание НАТО.

7. «План Маршалла».

1. Тезис Жданова о наличии в мире 2-х непримиримых лагерей.

2. Установление режимов «народной демократии».

3. 1947 г. – «План активной обороны территории СССР».

4. СЭВ – 1949 г.

5. Коминформбюро.

6. Создание атомной бомбы.

 

  • Рассуждения-споры (мини-дебаты) по разрешению проблемной ситуации: Кто виновен в развязывании «холодной войны»?

 

3 стадия – стадия рефлексии (общее время 6-7мин): выражение отношения учащихся к изучению проблемы.

     Интерактивный метод «Шляпы де Боно» (4-5 мин)

 

белый цвет – нейтральная информация;

красный – эмоции, чувства;

синий – размышление;

зелёный – изобретение,

жёлтый – прогноз (как бы развивался мир, если бы Черчилль не произнёс речь в Фултоне?)

 

Древо успеха ученика на уроке: ученик закрашивает фигурки человечков в зависимости от своего уровня усвоения материала (1 мин)

 

Главный вывод, который должны сделать учащиеся на уроке следующий: США и СССР внесли свой вклад в развязывание «холодной войны» и несут свою долю ответственности.

     

      Подведение итогов (1 мин):

 

      Д/з: Составить вопросы по теме используя «ромашку Блума».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Приложение 1

 

 

 

Ромашка Блума

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Простые вопросы – фактические Что? Где? Когда?

Уточняющие – ты так считаешь? То есть ты сказал?

Объясняющие – Почему?

Творческие – в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Оценочные – выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»

Практические – вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»