СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Слушание музыки. С.Прокофьев "Золушка".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал включает в себя конспект, презентацию и аудиозаписи. Урок практически готов к проведению.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе»

Дедова Елена Петровна

ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат пгт. Ильского

Учитель музыки, общий стаж 22 года

Конспект урока по предмету музыка, пение в 6-м классе на тему: С.Прокофьев. Балет "Золушка".

Тема урока: С.Прокофьев. Балет «Золушка».

Цель урока: Формирование музыкально-слуховых представлений, расширение кругозора обучающихся.

Задачи урока:

Образовательные:

- Закрепить сформированные представления о правилах культурного слушания музыки.

- Формировать навыки музыкального вкуса, познавательную активность учащихся.

-Расширять кругозор детей.

Коррекционные:

- Развивать с помощью учителя умение обобщать свои знания.

- Совершенствовать регулятивные навыки (планирования, зрительного и слухового контроля, саморегуляции).

- Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД).

- Развивать навыки свободной ориентировки в пространстве (реагировать на музыку определённого характера при помощи движений).

Воспитательные:

-Формировать эмоциональный отклик на музыку, звучащую на уроке в процессе слушания.

– Уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

- Воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников, умение радоваться успехам товарищей.

Ресурсы: – авторская программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по «Музыке, пению» под ред. Бгажноковой, портреты композиторов: П.Чайковского, Д.Шостаковича, С.Прокофьева, иллюстрации для оформления презентации и музыкальный материал взят из интернета.

-Фортепиано, ноутбук, музыкальный материал в аудиозаписи, дидактические пособия и иллюстрации для полного усвоения материала («нотки», «карточки», «смайлики», «волшебная шкатулка»).

Подготовительная часть урока(5 мин):

Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к простому ритмическому приветствию.

Ритмическое приветствие: «Здравствуйте, ребята!» Дети с хлопками отвечают: «Здравствуйте!». А теперь сложный ответ. Итак, «Здравствуйте, ребята!» (нота с точкой). Дети: «Здравствуйте, учитель!»

Внимание! (Учитель показывает ритмические рисунки, чередуя их с движениями). Дети повторяют.

Спасибо. А теперь присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Ребята, а вы любите сказки? Какие? А как называется человек, который сочиняет сказки? (ответы детей). Правильно, сказочник, писатель, поэт. Посмотрите на этот портрет, на котором изображён замечательный сказочник Шарль Перро.

Слайд № 2

Давным-давно Шарль Перро написал сказку «Золушка», а она до сих пор радует читателей. А вот такая книга была почти у каждой девочки, во всяком случае, в моём детстве. Я сама перечитывала эту сказку много раз, представляя себя на месте нежной и очаровательной Золушки. Представьте себе, ведь ваши мамы тоже были маленькими и также читали эту сказку и тоже хотели быть Золушками. Девочки, признайтесь, ведь вы тоже? А кто из вас смотрел сказку по телевизору? Помните, как Золушка там танцевала с метлой? А какие персонажи в этой сказке вам запомнились и понравились больше всего? (беседа по сюжету сказки).

Основная часть урока:

А знаете ли вы, что композитор Сергей Прокофьев на основе этой сказки создал целый музыкальный спектакль, в котором нет ни одного слова, а персонажи играют свои роли и выражают свои чувства в танце? А как называется такой музыкальный спектакль, в котором только танцуют? (ответы детей). Совершенно верно, балет.

Слайд № 3

Как положено, по сюжету этой сказки был написан сценарий (либретто). Каждого персонажа балета С.Прокофьев наделил особой музыкальной характеристикой. Вы уже разбираетесь в жанрах и характере музыки. Послушайте внимательно этот музыкальный фрагмент и представьте, что может происходить в сказке?

Звучит «Вальс Золушка и Принца» из балета С.Прокофьева «Золушка» (в конце музыки изображается бой многочисленных часов)

Все были внимательны, молодцы. Что вы представили, слушая эту музыку?

(рассуждения детей).

Молодцы! Совершенно отчётливо вы услышали бой часов в конце музыки. И представили, как Золушка убегает из дворца. Почему она спешит? Конечно, она волнуется, что на глазах у всех её красивое платье превратится в старое. А ещё она может не успеть вернуться домой, если карета превратится в тыкву…

А теперь вернёмся к началу музыкального фрагмента.

Слушание основной темы «Вальса Золушки и Принца» С.Прокофьева.

К какому жанру можно его отнести? (ответы детей) Правильно, жанр - танец. А сам танец как называется, вы узнали?

Да, совершенно верно, вальс! Удивительно, но поначалу балетмейстеры отказывались ставить балет на музыку С.Прокофьева, считая её совсем не танцевальной. Говорили, что его музыка «бьёт по черепу», настолько она необычна. А ведь вы, впервые услышав это музыкальное произведение, сразу догадались, что это вальс, под который хочется кружиться и танцевать.

Какой характер у этого вальса, настроение? (беседа с детьми)

Конечно, вот потому вальс звучит тревожно с самого начала. Ведь Золушка, танцуя с Принцем, поглядывает на часы и волнуется. Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ответы детей). Верно, виолончели, скрипки, мелодия которых имеет большой размах, скачки. А ощущение тревоги создают литавры, барабаны. Исполняет всю музыку в балете уже известный вам симфонический оркестр, но располагается он не на сцене, а внизу, в оркестровой яме. Оркестром управляет дирижёр, благодаря которому инструменты вступают в свои партии вовремя, и исполняют музыку одновременно и выразительно.

Слайд № 4

А само действие, конечно же, происходит на сцене. Для того чтобы спектакль состоялся, работает много людей: декораторы, рабочие сцены, костюмеры, а самый главный – это режиссёр, который отвечает за весь спектакль, и работает с артистами. У каждого артиста своя роль (партия). Если происходит диалог между персонажами балета, значит, танцуют двое. Есть массовые сцены, - это когда показан, например, бал. При этом в балете артистов-мужчин называют танцорами, а женщин – балеринами.

Слайды № 5-6

Первой исполнительницей роли Золушки была прекрасная балерина Ольга Лепешинская.

Слайд № 7

Позже партию Золушки танцевали и до сих пор танцуют разные балерины не только из России, но и из других стран. Но больше всего всем запомнилась в этой роли Галина Уланова.

Впервые балет С.Прокофьева «Золушка» был показан 21 ноября 1945 года, на сцене Большого театра, представьте, через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны. Люди, уставшие и полуголодные, глядя на сцену, радовались со слезами на глазах, получали массу впечатлений и желание жить. Ведь искусство всегда помогало людям находить в себе жизненные силы.

Представьте себе, Сергей Прокофьев начал сочинять музыку в пять лет! И первой его учительницей была его мама. А в тринадцать лет он уже был готов к поступлению в консерваторию. На экзамен он вошёл, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали написанные им четыре оперы, две сонаты, симфония и много фортепьянных пьес. Увидев это, Н.Римский-Корсаков, который принимал экзамен, сказал: «Это мне нравится!» С.Прокофьеву повезло, ведь именно Н.Римский – Корсаков учил его сложному искусству оркестровки, а благодаря своим редким способностям учёба ему давалась довольно легко. Правда, ему было тесно держаться в рамках классических форм.

С юности он мечтал писать музыку для театра. И, несмотря на критику, он никогда не сдавался. Получив в восемнадцать лет диплом композитора, он продолжал учиться игре на фортепиано и дирижёрскому искусству.

А С.Прокофьев был не просто руководителем, а победителем по жизни. Он ломал привычные взгляды современников, придумывал новую музыку, новые формы музыкальных произведений. Брался за трудные задачи, и никогда не сдавался. Зато позже он прекрасно был встречен на Ленинградской сцене, и с тех пор этот балет стал известным и необходимым в разных театрах страны и мира.

Слайд № 8

Заключительная часть урока (10 мин):

Рефлексия: - Как вы думаете, мы сегодня хорошо работали? (рассуждения детей). Значит, мы имеем право немного поиграть, правда? И сегодня у нас новая игра «Музыкальное домино».

Молодцы, ребята! Наш урок закончен. Спасибо всем. А теперь спокойно и аккуратно спускаемся по лестнице все вместе.

(Специфика учреждения-учителя сами приводят детей на свой урок, а после урока отводят назад, в аудиторию).

Список литературы

1.Н.Колосова «Здравствуй, музыка!» Москва «Молодая гвардия» 1969

2.Г.Левашева «Музыка и музыканты» Ленинград «Детская литература» 1969

3.Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» Москва «Просвещение» 1989

Просмотр содержимого презентации
«Прокофьев Золушка»

ГБОУ специальная(коррекционная) школа-интернат  пгт.Ильского Краснодарского края Учитель музыки Дедова Елена Петровна

ГБОУ специальная(коррекционная) школа-интернат пгт.Ильского Краснодарского края

Учитель музыки Дедова Елена Петровна

Шарль Перро «Золушка»

Шарль Перро «Золушка»

Балет «Золушка». С.Прокофьев

Балет «Золушка». С.Прокофьев

Симфонический оркестр  На сцене  В оркестровой яме

Симфонический оркестр

На сцене

В оркестровой яме

Сцены в балете

Сцены в балете

Исполнители в балете    Дуэты, соло

Исполнители в балете

Дуэты, соло

Балерины  Ольга Лепешинская  Галина Уланова

Балерины

Ольга Лепешинская

Галина Уланова

Спасибо за внимание!  Пусть удивительный мир музыки радует вас и даёт силы для новых открытий и побед!  И помните -  мечты сбываются!

Спасибо за внимание!

Пусть удивительный мир музыки радует вас и даёт силы для новых открытий и побед!

И помните -

мечты сбываются!