СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - погружения на тему «Мужество» на основе произведения Л. Н. Толстого «Котёнок».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения на тему "Мужество" на основе произведения Л.Н.толстого "Котёнок" - это урок погружения. Цель урока:  сформировать у учащихся представления о мужестве, героическом поступке.

Просмотр содержимого документа
«Урок - погружения на тему «Мужество» на основе произведения Л. Н. Толстого «Котёнок».»

Урок - погружения на тему «Мужество» на основе произведения

Л. Н. Толстого «Котёнок»

Тип урока: открытие нового знания.

Цели: Познакомить учащихся с поучительным рассказом Л.Н.Толстого, сформировать представление о мужестве, о героическом поступке.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

-Я хотела бы начать наш урок следующим стихотворением:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

-Предположите, о чем мы с вами буем сегодня говорить? (О доброте, о хороших поступках, заботе..._

2.Актуализация знаний.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.

3.Постановка учебной задачи.

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого.

- А вот как называется произведение, отгадайте:

Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки? (Котёнок)



Слайд (изображение котёнка)

- Лев Николаевич Толстой много лет тому назад написал интересный рассказ, который так и назвал «Котёнок»

- Какова тема нашего урока? (Произведение Л.Н.Толстого «Котенок»)

Какую цель мы поставим перед собой? (Прочитать рассказ Льва Толстого, определить главных героев, понять содержание текста, определить идею произведения)

На доске открывается запись.

Задачи урока.

1. Прочитать рассказ Льва Толстого

2. Определить главных героев

3. Понять содержание текста

4. Определить идею произведения

4.Открытие новых знаний.

Сегодня мы познакомимся с рассказом - былью Л. Н. Толстого “Котёнок”

- Что такое быль? (Это то, что было в действительности)

5.Слушание текста (аудиозапись)

6. Беседа по первичному восприятию произведения.

- Кому понравилось это произведение?

- Что понравилось?

- Какой момент показался самым напряжённым?

- Назовите главных героев произведения (Главные герои: Вася, Катя, котёнок, собаки)

7. Словарная работа.

- Какие слова вам показались непонятными? (Дети называют)

 Амбар - это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле - около

Пустился что было духу - очень быстро

Щавель – травянистое растение с кислым вкусом

Солома  - полые стебли злаков, остающиеся после обмолота



6.Включение в систему знаний.

Анализ литературного текста (с опорой на выборочное чтение)

-Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?

- Когда у детей пропала кошка?

- Почему она пропала?

- Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?

( радостно)

- Сколько было котят?

-Что с ними стало потом?.....( отдали добрым людям на радость и утешение)

- Прочитайте, какого котёнка выбрали себе дети, найдите его описание. Как будем читать? (с любовью, ласково)

 - Как относились к нему ребята?

- Почему котёнок оказался один на дороге?

- Какая опасность ему угрожала? Прочитайте.

- Каким показан котёнок? (Слабый, беззащитный, беспомощный, глупый)

- Как поступил Вася? (Он сумел преодолеть свой страх, бросился спасать котёнка)

- Как вы думаете, боялся ли мальчик незнакомых охотничьих собак? (Боялся, но думал не о себе, а о маленьком, беззащитном котёнке)

Составление описания Васи.

Какие черты характера проявились в поступке мальчика? (Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

Работа в парах.

На карточках слова: тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый, решительный.

Выберите слова, которые характеризуют Васю.

- А как вела себя Катя? Можно ли осуждать девочку? (Нет, все мы можем чего-то бояться).Но в жизни, ребята, бывают такие ситуации, когда необходима ваша помощь беспомощным людям или животным. Не бойтесь им помочь. Добрые дела придают человеку смелости.

Выявление нравственной проблемы произведения

Слайд (Чтение пословицы, записанной на слайде)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

- Как понимаете смысл пословицы?

- Подходит ли она к нашему тексту? Почему? (Мальчик бросился спасать беззащитного котёнка, понимая, что собаки могут опередить его, что котёнок погибнет)

- Что проявил мальчик? (Храбрость, мужество)

- Почему же котёнок оказался в опасности? (Дети забыли про него, оказались безответственными)

Какой же вывод мы можем сделать? (Нужно быть внимательными и ответственными за тех, кто слабее нас )

Выявление авторского отношения к герою и его поступку

Как вы думаете, как сам автор относится к поступку своего героя? (….)

- Могла ли эта история произойти на самом деле или она выдумана автором? (Да. Это рассказ – быль)

- Что же такое быль? (Быль – это то, что было на самом деле, случай из жизни)

- Зачем Лев Николаевич Толстой рассказал нам эту историю? Какими мыслями он хотел поделиться с нами?

Выявление позиции учащихся к поступку героя

- А как бы вы поступили на месте Васи? Оцените его поступок

Вывод: Да, ребята, в трудную минуту мальчик не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения – Вася- настоящий герой. Вася проявил мужество.

А в ваше жизнь были такие моменты, когда необходимо было проявить мужество?

_Да. Мужество проявляется не только на поле боя, на войне, но и в обычной жизни, каждый день. И среди нас много героев, которые каждый день проявляют героизм, мужество.

О ком, мы можем рассказать… (Люди разных профессий, обычные люди и т.д.)

7. Работа в группах.

Я предлагаю вам составить синквейн к слову Мужество. (Ответы детей)

1) Мужество

 Врожденное, героическое

Спасти, отстоять, защитить

Беда дает повод к мужеству 

Героизм.



2) Мужество
Безрассудное, врожденное
Помогает, защищает, спасает
Мужество – важное качество человека.
Героизм

8. Домашнее задание (дифференцированное): 

На выбор- можете нарисовать свои иллюстрации к тексту, или написать мини-сочинение что такое мужество.

9. Рефлексия

- Какое произведение вы читали на уроке?

- Кто написал этот рассказ?

- Назовите главных героев рассказа

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности.

Д. Локк



Истинное мужество я бы определил, как совершенную способность оценить меру опасности и моральную готовность выстоять перед ней.

У. Шерман