СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум: "Нравственные заветы Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум: "Нравственные заветы Древней Руси".  Рассчитан на учеников 6-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум: "Нравственные заветы Древней Руси"»

Урок-практикум: "Нравственные заветы Древней Руси"

Уклонись от зла, сотвори добро,

найди мир и отгони зло, и живи во веки

веков.

Владимир Мономах

Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто. мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные.

И.С.Тургенев





Владимир Мономах ( 1053 -1125)

Великий князь Киевский, сын Всеволода Ярославовича и византийской принцессы из рода Мономахов, дочери византийского императора Константина, внук Ярослава Мудрого. На Руси заканчивался период относительной стабильности как внутри государства, так и в отношениях с соседями.

Еще будучи князем черниговским, Владимир окончательно усмирил вятичей – последний восточнославянский союз племенных княжеств, сохранивших своих князей, стремившийся не подчиняться Киеву.

После смерти Всеволода наступает период обострения усобиц и борьбы с половцами. В 1093 г. киевский князь , старший сын Всеволода - Святополк и Владимир Мономах с братом Ростиславом, князем Переяславским, выступают против половцев, начавших с Русью войну, но потерпели поражение. Южная Русь подверглась сильному разорению. После смерти Ростислава, другой брат Владимира в союзе с половцами пришел на Русь, вынудил Мономаха уйти из Чернигова в Переяславль. Братья Владимир и Святополк вели одновременно борьбу и против половцев и против своего брата Олега В 1096 г. половцы были разбиты, Олег изгнан из Чернигова, но перенес усобицы на Северо - Восток Руси. Здесь, под Муромом в бою с Олегом погиб сын Мономаха Изяслав. Олег после нанесенного ему поражения вынужден был начать переговоры с братьями Святополком и Владимиром.

В 1097 г. на съезде князей в г. Любече, земельном владении Мономаха, было заключено соглашение, по которому князья должны были владеть отчинами( вотчинами) – территориями , которые по завещанию Ярослава Мудрого принадлежали их отцам( " каждый держит отчину свою"). Договорились князья и о совместных действиях по защите Руси.( " блюдем землю русскую"). Но сразу же после съезда разгорелась новая кровопролитная усобица, продолжавшаяся три года.. В 1113 в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков, киевское боярство после смерти Святополка пригласило княжить Владимира Мономаха, который издал закон, учитывающий требования восставших, по его повелению был издан новый юридический свод ( законы) – "Пространная Правда" ( новая редакция русской Правды Ярослава Мудрого).

Владимир совершил успешные походы в Половецкую Степь, ему на время удалось сохранить единство Древнерусского государства, погасить сепаратизм некоторых князей. В 1116-1118 гг. Владимир организовал масштабное военное и политическое наступление на Византию, ставя цель посадить на византийский престол своего зятя, а затем и внука. Но эта попытка ему не удалась, однако, усилилось влияние Руси на левом берегу реки Дунай. Всего совершил 83 военных похода.

В 1117 .г. он написал "Поучение Владимира Мономаха"- нравственное и политическое завещание князя потомкам.

(Поучение – это литературный жанр, который был неизвестен в византийской и древнеболгарской литературе, является исключительно, русским. Это было политической и нравственное завещание князя потомкам) Он также включил в "Поучение" свою автобиографию, хотя этот жанр появится на Руси только в 17 веке.



















































Из исторического источника.


«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и
подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека.
Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен
смерти, то не губите никакой христианской души... А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охоте с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску...

И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии ... и по пути к
Прилуку-городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восьмью тысячами, и
хотели было с ними справиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в
город...

И потом Олег на меня пошел со всею Половецкую землею к Чернигову, и билась
дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не давала им войти в острог; пожалел я
христианских душ, и сёл горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются
язычники». И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль...
А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая до вечери.

А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И
миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца...
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни
смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость за то, что он меня, грешного и
худого, столько лет оберегал от смертельных опасностей, и не ленивым меня создал, а на
всяческие дела человеческие годным».

1. К какому веку относится произведение, из которого взят данный отрывок? Как оно называется? Кто его автор?

2. Используя знания из курса истории, укажите, чем знаменит автор произведения.

Укажите не менее трёх положений.

3. Используя текст отрывка, назовите, не менее двух проблем которые волнуют автора. Какие черты характера он прославляет? Приведите не менее двух черт характера.
___________________________________________________



Из книги «Мир истории» академика Б.А. Рыбакова.

«Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких
воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в
крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе
грозного половецкого хана Тугоркана - «Тугарина Змеевича», и из-за одинаковости
имен двух Владимиров влил эти былины в старый цикл киевского эпоса Владимира I...

Неудивительно, что в конце XV века московским историкам заметнее всего в родном
прошлом была фигура Мономаха, с именем которого они связали легенду о царских
регалиях, будто бы полученных Владимиром от императора Византии...

Неудивительно, что в мрачные годы усобиц русские люди искали утешения в своем
величественном прошлом; их взгляды обращались к эпохе Владимира Мономаха. «Слово
о погибели Русской земли», написанное накануне татаро-монгольского нашествия,
идеализирует Киевскую Русь, воспевает Владимира Мономаха и его эпоху...
Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей
политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя».

1. Укажите хронологические рамки великого княжения Владимира Мономаха. Какие
царские регалии, будто бы им полученные, имел в виду историк?

2. Как вы понимаете утверждение, что великий князь в политической борьбе
использовал «не только меч рыцаря, но и перо писателя»? Приведите не менее
двух положений.

3. Почему «Слово о погибели Русской земли» воспевает Владимира Мономаха?
Назовите не менее трёх заслуг великого князя.

ОТВЕТЫ учащихся



Из исторического источника.


«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и
подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека.
Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен
смерти, то не губите никакой христианской души...
А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охоте
с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а
сам он пошел к Курску...

И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии ... и по пути к
Прилуку-городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восьмью тысячами, и
хотели было с ними справиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в
город...

И потом Олег на меня пошел со всею Половецкую землею к Чернигову, и билась
дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не давала им войти в острог; пожалел я
христианских душ, и сёл горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются
язычники». И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль...
А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая до вечери.

А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И
миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца...
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни
смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость за то, что он меня, грешного и
худого, столько лет оберегал от смертельных опасностей, и не ленивым меня создал, а на
всяческие дела человеческие годным».

Вопросы:

1. К какому веку относится произведение, из которого взят данный отрывок? Как оно называется? Кто его автор?

2. Используя знания из курса истории, укажите, чем знаменит автор произведения.

Укажите не менее трёх положений.

3. Используя текст отрывка, назовите, не менее двух проблем которые волнуют автора. Какие черты характера он прославляет? Приведите не менее двух черт характера.

Ответ:
1. Может быть указано, что

1) произведение было создано в XII в.;

2) название — «Поучение детям»;

3) автор — Владимир Мономах


2. Могут быть указаны следующие положения:

1) борьба с половцами (организация похода в степь против половцев в 1111 г.);

2) организация княжеского съезда в Любече в 1097 г.;

3) редактирование «Русской правды»;

4) восстановление единства Руси.



3. Могут быть приведены следующие проблемы, которые волнуют автора:
1) сохранение единства русских земель;
2) междоусобные войны;
3) ослабление обороноспособности и внешние угрозы Руси.
Могут быть указаны следующие черты характера:









































Из книги «Мир истории» академика Б.А. Рыбакова.

«Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких
воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в
крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе
грозного половецкого хана - «Тугарина Змеевича». Великий князь в политической борьбе
использовал «не только меч рыцаря, но и перо писателя».


Задание учащимся . Чем заслужил князь такую характеристику? Подтвердите аргументами.


Аргументы:

Характеристика Рыбакова справедлива, с ней нельзя не согласиться.

При князе Русь усмирила половцев (они на время перестали быть постоянной
угрозой;

Власть киевского князя простиралась на все земли, заселенные древнерусской
народностью;

Усобицы мелких князей решительно пресекались Владимиром Мономахом; Киев был столицей огромного, крупнейшего в Европе государства.

Он был храбр, милосерден, трудолюбив, скромен. У него был прекрасный литературный талант. Читать "Поучение" интересно и познавательно.
































Историки о "Поучении" В, Мономаха.

Задание. Сравнить мнения и высказать свою точку зрения по поводу высказывания историков.

Вопрос: чью точку зрения вы разделяете и почему?


Н.Костомаров в «Русской истории и жизнеописаниях её главнейших деятелях» пишет: рассуждая беспристрастно, нельзя не заметить, что Мономах в своих наставлениях и отрывках о нём летописцев является более безупречным и благодушным, чем в своих поступках, в которых проглядывают пороки времени, воспитания и среды, в которой он жил".

В «Истории государства Российского» Н.Карамзина писал: «никто из древних Князей Российских не имеет более права на любовь потомства; ибо он живейшем усердием служил отечеству и добродетели".

Примерный ответ учащихся Вторая точка зрения более справедлива. Мономах учит нас христианской морали – накормить просящего, убогих не забывать, старших чтить, ни правого, ни виновного не убивать , усердно трудиться.. Все эти заветы не утратили значения и сегодня, когда мир на Земле очень нестабилен, конфликты, войны, терроризм, а Мономах призывает следовать вечным человеческим ценностям. ОН гуманист.