Просмотр содержимого документа
«Урок - практикум. Подготовка и проведение»
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начать сначала». В.Беспалько.
Задачи, которые стоят перед школой:
- совершенствовать образовательный процесс, способствуя развитию у учащихся положительной мотивации к учению;
- создавать условия для повышения уровня самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- учет разнообразных познавательных потребностей разных групп учащихся и создание условия для самоопределения и самореализации каждого ребенка;
- обучение отдельных учащихся, имеющих интеллектуальные затруднения и др.
Урока – практикум, как организационной формы обучения учащихся с разными интересами и отношениями к обществознанию, как одну из педагогических технологий и возможности использования его при изучении обществознания.
Изучив литературу, в которой изложены аспекты урока – практикума, я отметила:
1) создано не мало вариантов практикума, от простых до экзотичных;
2) в зависимости от целей урока, предложены структуры, где
а) группы решают одно задание;
б) группы решают однотипные задания;
в) каждая группа решает свое задание;
г) не весь класс разбит на группы, т.е. сочетаются индивидуальная и групповая работы и др.
В литературе я не встретила: 1) разработок уроков – практикикумов на различные темы; 2) описания этапов подготовки урока практикума ; 3) анализа действий учителя при подготовке к каждому этапу; 4) какое место могут занимать уроки – практикумы в конкретной теме; 5) каково место тестовых заданий на уроках – практикумах.
Структура урока – практикума.
- сообщение темы, цели и задач практикума;
- актуализация опорных знаний и умений учащихся;
- мотивация учебной деятельности учащихся;
- ознакомление учеников с инструкцией;
- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
- выполнение работы учащимися под руководством учителя;
- составление отчета;
- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
Что дают уроки- практикумы учителю?
- Составляя практикум, учитель получает возможность неоднократно использовать его в будущем. В ходе урока учитель имеет возможность поддержать именно тех учащихся, которые испытывают трудности при решении какого – либо задания, выявить наиболее любознательных и пассивных. В процессе проведения практикума удается провести анализ знаний учащихся, увидеть пробелы и наметить пути их ликвидации.
- Составляя практикум, учитель получает возможность неоднократно использовать его в будущем.
- В ходе урока учитель имеет возможность поддержать именно тех учащихся, которые испытывают трудности при решении какого – либо задания, выявить наиболее любознательных и пассивных.
- В процессе проведения практикума удается провести анализ знаний учащихся, увидеть пробелы и наметить пути их ликвидации.
Что дают уроки - практикумы учащимся?
- Активизируют мыслительную деятельность учащихся, мобилизуют их на серьезную и кропотливую работу, развивают мышление.
- Снимают страх, создают положительный настрой на всю дальнейшую работу и уверенность в своих силах.
- Воспитывают чувства товарищества и коллективизма.
- Учитывают индивидуальные особенности, склонности и способности учащихся.
- Разноуровневые задания стимулируют работу учащихся с дополнительной литературой.
Дополнительные задачи:
- дополнить систему учебника заданиями, позволяющими учителю организовать дифференцированную и индивидуальную работу на всех этапах урока;
- закрепить методы решения с помощью большого числа упражнений, постепенно усложняя за счет количества элементарных шагов, приводящих к прямому применению метода;
- для учащихся, испытывающих затруднения в изучении , создать образцы решения с пошаговым разъяснением;
- создать банки заданий и тематические тесты разных уровней;
- создать практикум абитуриента для подготовки учащихся к выпускным и вступительным экзаменам , для подготовке к ГИА, т.е. задачи повышенного уровня сложности.
Чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать хозяевами этой деятельности .
.
Выводы:
- 1) умело организованная система практикумов является одним из путей активизации учебной деятельности учащихся и способствует совершенствованию процесса обучения ;
- 2) систематическое проведение практикума содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников, развивает их мышление, помогает добиться прочных умений и навыков по той или иной теме;
- 3) практикум является хорошим средством для развития интереса к предмету;
- 4) практикум помогает мобилизовать деятельность учащихся, реализовать личностно – ориентированный подход к обучению;
- 5) в процессе проведения практикума удается провести анализ знаний учащихся и наметить пути ликвидации пробелов в усвоении материала.
« Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, трудная, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа» - говорил замечательный педагог Анатолий Арсеньевич Окунев