Тема «Сложение и вычитание вида +1+1, –1–1 »
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 1.
Ход урока
Организационный момент
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа!
- Перед тем как мы начнем наш урок, покажите, пожалуйста, своё настроение.
(Дети показывают своё настроение.)
- Сегодня мы с вами поможем белочке собрать орешки на зиму. За каждое выполненное задание в корзинку к белочке будет добавляться орешек. Готовы! Слайд 3
II. Актуализация знаний
- Итак, первое задание.
Индивидуальная работа (2 ученика работают у доски)
Сосчитай 10 - 2 3 - 3
9 - 3 7 + 2
4 + 5 5 – 0
Сравните 2 + 2 … 3 9 – 0 … 6
7 – 1 … 5 3 + 4 … 7
Устный счет
Слайды 4 – 6
4 слайд – Найди ошибки в примерах
5 слайд – Составь задачу по картинке
6 слайд – Объясни цепочки (Дети выполняют задания)
III. Самоопределение к деятельности
Игра «Молчанка» Слайд 7
(Учитель показывает указкой на число, дети — карточку с ответом)
- Что значит «вычесть 1»? (Назвать предыдущее число)
- Что значит «прибавить 1»? (Назвать следующее число)
- Как узнать, сколько получится, если будем вычитать два раза по 1 или прибавлять два раза по 1?
- Посмотрите на слайд (слайд 8) и скажите, чему будем учиться на уроке?
На этот вопрос мы сегодня с вами и найдем ответ.
Работа по теме урока
1. Практическая работа.
(Один ученик на доске)
- Положите 5 синих кругов. Добавьте красный круг. Сколько стало? (6)
- Как получили число 6? (5+1=6)
- Положите рядом 1 желтый круг. Сколько теперь получилось кругов? (7)
- Как получили число 7? (6+1=7)
- Сколько всего кругов прибавили? (2)
- Как к 5 кругам прибавили 2 круга? ( Сначала прибавили 1 круг, стало 6, а потом еще 1 круг, стало 7 кругов).
Запись на доске: 5+1+1=7
- Положите 8 красных квадратов. Нужно из 8 вычесть 2. Как будем вычитать? (Убрать сначала 1 квадрат, а потом еще 1)
- Как получили число 7? (8-1=7)
- Уберите еще 1 квадрат. Сколько останется? (6)
- Как получили? (7-1=6)
- Как из 8 вычли 2? (Сначала убрали 1 квадрат, стало 7, а потом еще 1)
- Сколько всего вычли? (2)
Запись на доске: 8-1-1=6
- С этим заданием справились хорошо.
2. Работа по учебнику
Работа по сюжетной картинке (учебник, с. 82). (слайд 9 анимация)
– Рассмотрите внимательно картинку. Что увидели?
– Сколько воробышков сначала клевало зёрнышки? (Два.)
– Сколько воробышков прилетело потом? (Два.)
- Слева от рисунка вместо каждого воробья нарисовали треугольник. Почему 2 треугольника раскрасили одним цветом, а 2 других- разными цветами?
– Как прилетали воробышки? (Сначала один, потом ещё один.)
– Как узнать, сколько воробышков стало? (Сложить числа.)
Учитель под диктовку учащихся записывает на доске:
2 + 1 + 1 =
– Когда к двум воробышкам прилетел один, сколько птичек стало? (Три.) Как об этом записать числовым выражением? (2 + 1 = 3.)
– Когда прилетел ещё один воробышек, сколько птичек стало? (4.) Каким числовым выражением можно это записать? (3 + 1 = 4.)
– Сколько же воробышков стало? (Четыре.)
Учитель записывает значение первого выражения:
2 + 1 + 1 = 4.
- Рассмотрите рисунок справа. Сколько ягод было на ветке?
- Сначала птички унесли 1 ягодку, а потом еще 1. Когда унесли 1 ягодку, сколько ягод осталось на ветке? (6-1=5)
- А когда унесли еще 1 ягодку, сколько ягод осталось? (5-1=4)
- Сколько всего вычли из 6? (2)
- Сколько осталось? (4)
- Каждую ягоду обозначим кругом. Унесли 1 ягодку – зачеркнули 1 круг, унесли еще 1 ягодку- зачеркнули еще 1 круг. Рассмотрите рисунок с кругами, прочитайте подписи под рисунком. Сделайте вывод. Как можно вычесть 2?
- Как можно прибавить 2? (Сначала прибавить 1, потом еще 1)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
№1 с.82
- Прочитайте первый пример. Расскажите, как двигался зайчик?
- Сколько всего шагов сделал зайчик?
- Сколько всего вычли?
№3 с.82
– Рассмотрите задание 3 (с. 82 учебника). Что изображено на чертеже?
–Вспомните правила измерения отрезков.
– Какова длина розового отрезка? Какова длина зелёного отрезка?
–Сравните отрезки. Какие записи могут быть под рисунком?
№5 с.83
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Что означают синие квадраты?
- Что означают красные квадраты?
- Как ответить на вопрос?
2. Работа в паре.
.
Рефлексия
«Проверь себя» с 83. Самостоятельное выполнение. Проверка. Оценка своей работы с помощью «Светофора».
Подведение итогов
- Назовите тему нашего урока.
- Сколько всего мы вычитали? (2)
- Сколько всего мы прибавляли? (2)
- Оцените своё настроение с помощью смайликов.