Конспект открытого урока урока по географии
7 класс
Тема: «Австралия-самый маленький материк на планете»
Цель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающего мира;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
познавательные: сформировать знания о характерных растениях и животных Австралии, климате и природных особенностях.
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе; уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
Предполагаемый результат: к концу урока дети должны осознать характерные особенности материка Австралия
Оборудование: учебник, видео, фото растения и животные Австралии, карточки с заданиями
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не обычный урок географии. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. А теперь проверьте все ли у вас готово к уроку. Отлично! Я хочу вам пожелать удачи. Давайте улыбнёмся друг другу. Сегодняшний урок я начну со слов французского философа Жан Жака Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь, вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Сегодня вас ждут новые «открытия». | |
II. Проверка домашнего задания. | Выявление цели урока через домашнее задание (в качестве домашнего задания каждому дана распечатка стихотворения Г. Усовой “Австралия”). Австралия – страна наоборот, Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето. Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи. Рождаются зверята из яиц. И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводнение. Спасает юг от северной жары. Столица не имеет населенья. Австралия – страна наоборот. Ее исток на лондонском причале Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. Австралия – страна наоборот. | Нужно было доказать на конкретных примерах все, о чем говорится в стихотворении. Для этого ребята поработали самостоятельно с разными источниками информации, в том числе с дополнительной литературой. Результаты работы записали в форме кратких ответов в тетради. Ответили устно, таким образом, вывели цель урока: обобщение знаний о материке, выявление интересной информации об удивительной природе Австралии. |
III. Мотивация к учебной деятельности. | - Сегодня мы будем работать туристическом агентстве Задача турагентства организовывать заочные туры по материкам. - Как вы думаете, чем вообще занимаются туристические агентства? - Правильно организуют путешествия. | Организуют путешествия. |
| - Нам поступил необычный заказ. Заказчики прислали видео о необычном материке, но сомневаются, стоит ли туда ехать, что можно там увидеть интересного и чем может запомниться путешествие? Давайте посмотрим видео. ( просмотр видео) - Куда хотят отправиться в путешествие наши клиенты? - Мы должны сделать такую рекламу данному материку, чтобы заказчики захотели непременно посетить его. - Предположите, о чём мы должны рассказать? - Правильно, мы должны так рассказать о растениях, животных, климате, чтобы привлечь в Австралию путешественников. | Смотрят видеофрагмент фильма - В Австралию -О растениях, о животных, о климате и природных особенностях. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | - Для этого вы будете работать в группах. Первая группа будет собирать информацию о том, когда и кто открыл Австралию, каков климат и природные особенности, вторая – о растениях, третья – о животных. В помощь вы возьмёте учебник, дополнительный материал и задания в карточках. Первая группа: Кто открыл Австралию, в каком веке это произошло? Какие океаны омывают Австралию? Рассказать о материке. Почему материк называют самым, самым? Каков климат Австралии? Используя учебник ,определи в каких тепловых поясах лежит Австралия? Вторая группа: Сколько видов растений встречаются только в Австралии?. 900 видов В чем особенность эвкалиптовых деревьев? (Не дают тени). Какие группы растений встречаются в Австралии? Приведите примеры растений Австралии. Как они приспособились к природным условиям? Третья группа: Назовите группы животных, которые обитают в Австралии? Как они приспособились к природным условиям? Назовите растительноядных животных и хищников. | Работа в группах (10 минут) |
V. Физминутка | - Как вы думаете, на чём можно добраться до Австралии? Показать движениями виды транспорта под музыку.(самолёте, корабле). (включить фон) | - На самолёте, на корабле. (показ) |
VI. Реализация построенного проекта. | - Итак, вы поработали в группах. А теперь совместными усилиями мы расскажем о материке - Австралия. - Но прежде давайте покажем на карте Австралию. - Слово предоставляю первой группе. Рассказать о материке. Почему материк называют одиноким? -А теперь слово предоставляю второй группе. -Приведите примеры растений Австралии. Чем примечательны растения? Какие растения на ваш взгляд могут привлечь путешественников? Расскажите о них. - Теперь очередь третьей группы -Перечислите группы животных обитающих в Австралии. Назовите зверей, птиц. Какие животные привлекут внимание путешественников? Расскажите о них. - Взаимосвязаны ли климат и растения, растения и животные. Давайте покажем эту взаимосвязь. - Что интересного можем предложить нашим туристам в путешествии по этому материку. Дорогие сотрудники кто из вас может сделать рекламу Австралии? Пожалуйста, подойдите к рекламному щиту и заинтересуйте нас данным материком. | (15 минут) Рассказ о Джеймсе Куке и особенностях страны Рассказ о эвкалипте. Рассказ о рыжем кенгуру коале черношейном аисте Австралия – особый континент на нашей планете. Вот уже многие миллионы лет он удален от других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир. Вдоль побережий в горах раскинулись леса из эвкалиптов, пальм и древовидных папоротников. Среди животных почти каждый вид необычен. Около половины австралийских зверей – сумчатые. В сумке – самки носят детенышей. Символами Австралии стали утконос и симпатичный коала, кенгуру и ехидна. |
VII.Рефлексия | Составление синквейна.- стихотворение , состоящее из 5 строк ( информация , влаконичной форме ) - А теперь мы с вами напишем «Синквейн» на тему «Австралия» 1-я строка-название стихотворения, тема (существительное); 2-я строка-описание темы (2 прилагательных); 3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме); 4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное). - Давайте спросим у наших гостей, захотели ли они посетить Австралию. - Кому было интересно на уроке, возьмите на память визитку. | Австралия маленькая, необычная привлекает, удивляет, завораживает Меня заинтересовала удивительная Австралия. материк (государство, часть света) |
VIII. Оценивание работы учащихся. | У каждой группы на столе лежат листы оценивания. Запишите свои инициалы и оцените свою работу на уроке. | |
IX. Домашнее задание. | Обобщив знания по теме, начиная с истории открытий и до населения материка, я думаю, что вы еще лучше узнали об Австралии и вам захотелось узнать, прочитать еще и еще о ней и даже совершить путешествие на этот удивительный материк. Предлагаю творческое задание по желанию “Памятка, отправляющемуся в Австралию”. ( Что надеть, что с собой взять, на чем лучше путешествовать, какие достопримечательности посетить, что обязательно посмотреть и т.д.). | |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Кук Джеймс (родился 27 ноября 1728 г., в Англии – умер 14 февраля 1779 г. на острове Гавайи), английский мореплаватель, трижды обогнувший Землю, первый антарктический мореход, первооткрыватель восточного побережья Австралии, Новой Зеландии; капитан высшего ранга. Родившись в семье батрака-поденщика, с 7 лет стал работать вместе с отцом, в 13 лет начал посещать школу, где научился читать и писать, в 17 лет нанялся в ученики приказчика к торговцу в рыбацком поселке и впервые увидел море. Во время последнего путешествия открыл Гавайи, поплыл дальше, но, натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайские острова, где в очередной ожесточенной схватке с жителями был убит. Кук обладал выдающимися способностями и сам «сделал себя» благодаря огромному трудолюбию, несгибаемой воле и целеустремленности. «Стремиться и достигать» – вот девиз его жизни; он шел к намеченной цели мужественно, не страшась трудностей и неудач, не теряя присутствия духа.. Его именем названо более 20 географических объектов, в том числе три залива, две группы островов и два пролива.
Особенности страны. Австралия – самый маленький материк и самый большой остров, состоящий из материковой части, южного острова – Тасмания и множества небольших островов, разбросанных вдоль побережья. Страна омывается водами двух великих океанов (Тихим – с востока и юга и Индийским – с запада) и 4 морями (Арафурским, Коралловым, Тасмановым и Тиморским). Это один из самых древних материков.
Эвкалипт. Самые высокие растения на земле: царственный эвкалипт достигает 152 м. Они невероятно быстро растут, отмечен случай, когда за 9 лет эвкалипт вырос до 20 метров. Диаметр ствола 1 метр. Древесина эвкалипта очень плотная, тяжёлая (тонет в воде), не гниёт. Поглощает в сутки 320 литров воды, поэтому эти деревья высаживают в заболоченных местах. Листья эвкалипта обращены к солнцу не лицевой стороной, а ребром, поэтому это дерево не даёт тени. В листьях эвкалипта много эфирных масел, которые убивают бактерии, даже малярийные комары не выносят их запаха. Широко применяются листья в медицине при простуде, воспалении лёгких. Австралийцы зовут эти деревья «деревьями чудес», «алмазами лесов».
Коала, или сумчатый медведь, – один из самых известных и популярных зверей на нашей планете. Животные эти ведут древесный образ жизни и питаются исключительно листьями эвкалиптов, причем из более чем 500 видов эвкалиптов, растущих в Австралии, они кормятся только на 10–20.
Рыжий кенгуру. Рыжий (красный) кенгуру, наряду с гигантским серым кенгуру – самый крупный из кенгуру и сумчатых млекопитающих вообще. Длина тела взрослых самцов достигает 140 см, длина хвоста – 100 см, а весить они могут более 80 кг. Спасаясь от опасности, эти животные могут преодолевать одним прыжком 12 и более метров, подпрыгивая в высоту более чем на 3 метра! Распространены рыжие кенгуру почти по всей Австралии, в том числе в ее центральных, пустынных районах.
Черношейный аист, или азиатский ябиру, – крупная птица семейства аистовых. Распространен довольно широко; помимо Северной Австралии встречается также на Новой Гвинее и во многих районах Юго-Восточной Азии вплоть до Индии. Подобно другим аистам, питается всевозможными мелкими животными, которых собирает главным образом на сырых участках, по берегам водоемов и на мелководье.
Самый "низкий". Лишь 2% территории Австралии находится выше тысячеметровой отметки, а самая высокая вершина – гора Косцюшко в Южном Уэльсе - поднимается всего на 2228 метров. Самая низкая точка – соленое озеро Эйр – на шестнадцать метров ниже уровня моря.
Самый жаркий. Две трети континента занимают пустыни и полупустыни. Летом в пустыне Симпсон температура достигает шестидесяти градусов в тени. Пышная тропическая растительность встречается только в узкой прибрежной полосе или долинах немногочисленных рек.
Самый засушливый. В среднем в Австралии выпадает четыреста двадцать миллиметров осадков в год, в восемь раз меньше, чем в Южной Америке, и в пять раз меньше, чем на африканском континенте. На половине территории материка выпадает менее трехсот миллиметров осадков.
Самый пустынный из обитаемых материков. Плотность населения – 2,3 человека на квадратный километр, то есть в семь раз меньше, чем в Африке. В некоторых глубинных районах не живет никто.
Самый заповедный. Из 25 тысяч видов растений более 8 тысяч не встречается больше нигде. То же относится к девяти десятым видов животных.
Самый урбанизированный. Почти 90% населения Австралии живет в городах, более трети сконцентрировано в двух крупнейших: Сиднее и Мельбурне.
Самый бедный реками. Годовой сток всех рек Австралии – 350 кубических километров.Это вдвое меньше, чем годовой сток Енисея. Зато Австралия очень богата подземными водами. Артезианские бассейны занимают два с половиной миллиона квадратных километров - почти треть территории континента.
В Австралии насчитывается 140 миллионов овец (главным образом мериносы), которые производят более 70% от всемирного объема шерсти.
(900) видов (Не дают тени). (Сумчатые млекопитающие).
Бутылочное дерево
Кроме эвкалиптов широко распространены бутылочные деревья. Они имеют оригинальный бутылкообразный ствол, толстый у основания и резко суживающийся кверху. В дождливое время года в стволе деревьев скапливаются большие запасы влаги, которые расходуются в засушливый период. В подросте этих лесов много кустарников и трав, пестрящих яркими цветами
Австралия – особый континент на нашей планете. Вот уже многие миллионы лет он удален от других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир. Вдоль побережий в горах раскинулись леса из эвкалиптов, пальм и древовидных папоротников. Среди животных почти каждый вид необычен. Около половины австралийских зверей – сумчатые. В сумке – самки носят детенышей. Символами Австралии стали утконос и симпатичный коала, кенгуру и ехидна.
( реклама )
Первая группа:
Кто открыл Австралию, в каком веке это произошло?
Какие океаны омывают Австралию?
Рассказать о материке. Почему материк называют самым, самым?
Каков климат Австралии?
Используя учебник ,определи в каких тепловых поясах лежит Австралия?
Вторая группа:
Сколько видов растений встречаются только в Австралии?
В чем особенность эвкалиптовых деревьев?
Какие группы растений встречаются в Австралии?
Приведите примеры растений Австралии.
Третья группа:
Сделать рекламу
Австралия – особый континент на нашей планете. Вот уже многие миллионы лет он удален от других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир. Вдоль побережий в горах раскинулись леса из эвкалиптов, пальм и древовидных папоротников. Среди животных почти каждый вид необычен. Около половины австралийских зверей – сумчатые. В сумке – самки носят детенышей. Символами Австралии стали утконос и симпатичный коала, кенгуру и ехидна.
4