Урок- путешествие по сказкам
Обобщающий урок по теме «Имя существительное»
Цель урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, для отработки практических навыков в написании и определении существительных.
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Оборудование: карточки для групповой и парной работы; карточки-слова на доску, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки.
Ход урока
1.Сообщение темы и задач урока
Уч-ль:
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным –полно,
А безымянных нету.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома,
А я зову вас в тёмный лес.
Он полон сказок и чудес.
- Вы готовы к путешествию? (-Да!)
Тогда давайте вместе скажем наш любимый девиз:
«Мы в лес за наукой сегодня пойдём
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы нам лес поскорее достичь
Должны мы по тропке красиво пройтись!
2.Актуализация опорных знаний
Минутка чистописания
Следите внимательно за указкой и постарайтесь не свернуть с тропинки.
- Выполнили задание и положили ручки
3. Работа по теме урока
В путешествие по сказкам
Мы отправимся сейчас
Существительных немало
Встретят на дороге нас.
-Чтобы преодолеть этот нелёгкий путь, я предлагаю вам поиграть с волшебным кубиком и вспомнить сё, что вы знаете об имени существительном.
Упражнение «Кубование»
Имя существительное- это часть речи…
Одушевлённые-…
Неодушевлённые -…
Собственные -…
Нарицательные -…
Единственное число-…
Множественное число-…
- Вот и взяли мы с собой в дорогу все необходимые знания. Но идти одним туда скучно. Кто же поможет нам найти дорогу в тёмном сказочном лесу.
Отгадайте загадку:
На сметане мешен,
На окошке студён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…(Колобок)
4.Работа над темой урока
Уч-ль:
Покатился Колобок по дорожке
А впереди указатель на ножке.
Кто? ДаЧто? А почему?
Ничего я не пойму.
Задание 1
- Вы, наверное, догадались, что вам необходимо прочитать имена существительные, определить к какой сказке они относятся и разделить их на две группы.
Кто? Что?
-Работать мы будем в парах.
1. ведро, прорубь, щука, печь («По щучьему велению»)
2. болото, лягушка, сыновья, царь. («Царевна-лягушка»)
Проверка чтением.
Кто? Щука, лягушка, сыновья, царь.
Что? Ведро, прорубь, печь, болото.
Уч-ль:
-С первым заданием вы справились.
Снова Колобок в пути
Ну, а нам за ним идти
Глядь, стоит избушка
В ней живёт старушка
От неё нам не уйти
Ждут загадки впереди.
Задание 2
Сейчас вам предстоит работа в группах. Правила работы вам известны. У нас есть лидеры в группах. Они получают задание – это вопрос-загадка на который вам необходимо дать ответ.
Вопросы-загадки:
- В какой деревне живут кот Матроскин и Шарик? (Простоквашино)
-Какое отчество было у Добрыни, одолевшего Змея Горыныча? (Никитич)
-Куда отправился Айболит лечить зверей? (в Африку)
- Как зовут бабушку от которой убежала вся посуда? (Федора)
Проверка записи ответов лидерами групп.
- Каким правилом вы пользовались при написании слов-отгадок?
(Имена собственные пишутся с большой буквы)
Уч-ль:
- Баба –Яга осталась довольна вашими ответами и отпустила Колобка дальше.
А над нами в чистом небе
Гуси-лебеди летят
Поиграть они хотят
Колобок остановился
Над заданием склонился.
Задание 3
Упражнение «Ледокол»
Попробуйте отыскать сказочных героев в слове «сказка»
С негурочка
К олобок
А ртемон
З олушка
К арабас
А йболит
-Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. Что-то наш Колобок приустал и решил сделать привал.
На привале у дубка
Кот увидел Колобка.
Кот учёный просит вас помочь ему разобраться со словами.
Задание 4
Распределите слова в 3 столбика
баба сыновья сутки
дед яблоки сани
лиса кони рожь
воротник слуги тесто
1 столбик имена существительные в ед.ч.
2 столбик имена существительные во мн.ч.
3 столбик имена существительные только в ед. или во мн.ч.
Задание выполняется письменно.
Уч-ль:
И Коту-учёному мы помогли
С Колобком весь лес прошли.
В заключении Колобок преподносит всем урок.
Задание 5
«Собери поговорку»
Ложь, да, сказка, в, намёк, ней-
Урок, молодцам, добрым.
«Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок»
Уч-ль:
- Думаю, что этот урок не прошёл для вас зря.
-Что мы повторили об имени существительном?
А оценить свою работу на уроке я предлагаю каждому.
Рефлексия: дорисуй личико Колобку.
Весёлое среднее грустное
Всё знал, легко работал Не всё было легко Было трудно