СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Растения производители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Растения производители"»

Растения – производители

. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


- Что такое круговорот веществ? (цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом)

- Кто является  участниками круговорота веществ? (производители, потребители, разрушители)

- Урок мы посвятим одному живому участнику круговорота веществ. Его называют «Зелёная одежда Земли». О ком речь?

- «Растения-производители». Итак, вы определили тему урока.

- Как доказать, что растение является живым организмом? (дышит, питается, растёт, развивается, размножается, умирает).

- Мы с вами тоже живые организмы. Но мы отличаемся от растений. Чем?

(зелёным цветом, процессом фотосинтеза, нет движения, имеют другие (части) органы.)

- Что такое орган? (ответы детей)

- Обратимся к словарю учебника. (учебник стр.139) (Органы – части тела, которые выполняют свою работу.)

- Какие органы растений вы знаете? Откройте рабочую тетрадь стр. 42 задание 1 подпишите органы цветового растения

- Какие части растения мы видим? Как их можно назвать? (наземные части)

- Какой орган нам не виден? Почему? (корень – подземная часть)

- Какая же часть растения важнее?

Чтение стихотворения в лицах:

 

Верхушка говорила с похвальбою:

«Моя обитель – небо голубое.

А, ты, о корень, житель подземелья».

Но корень возмутился: «Пустомеля!

Как ты смешна мне со своею спесью:

Не я ль тебя вздымаю к поднебесью?»


- На уроке нам необходимо разобраться, за какую работу отвечает каждый орган растения.


– Сложные задачи приходится решать различным частям растений. Сейчас вы поработаете в группах и попробуете доказать, какую роль выполняет каждый орган.

1 группа – лист.
2 группа – стебель.
3 группа – корень
4 группа – цветок

5 группа - плод

(Учащиеся работают с учебником, выполняют задание по карточкам).

(даю задание на листах)

1 группа:

  1. - Прочитайте абзац о листьях (стр.78-79)

  2. - В чём заключается главная задача листьев? (кормят растения)

  3. - Какой процесс происходит в листьях? (фотосинтез) 

  4. - Узнайте в словаре (стр.142) что такое фотосинтез? (образование органических веществ и кислорода из воды и углекислого газа под действием солнечного света)

  5. - Выделите ключевые слова для 1 группы: кормят клетки, фотосинтез, защищены кожицей

 2 группа:

  1. - Прочитайте абзац о стебле (стр.79)

  2. - Определите главные задачи стебля? (преодолевает земное притяжение, даёт опору листьям, связывает части растения)

  3. – Какие качества стебля вы бы отметили? (прочная кора, проводит питательные вещества)

  4. - Выделите ключевые слова: опора, прочный, связывает все части растения,

3 группа:

  1. - Прочитайте абзац о корне (стр.79)

  2. - Какую работу выполняет корень? (удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества)

  3. – Какое качество корня вы бы отметили? (ветвление)

  4. - Выделите ключевые слова: служит якорем, всасывает воду и вещества, разветвлён

4 группа:

  1. - Прочитайте текст о цветке (стр. 79)

  2. – Какова роль цветка? (орган размножения, привлекает насекомых)

  3. - Выделите ключевые слова: орган размножения, привлекает насекомых.

- А сейчас послушайте историю о том, что может произойти с цветками-недотрогами

Распустился на ветке красивый и ароматный цветок. Со всех сторон на запах устремились пчелы, желая добыть сладкий нектар, питательную пыльцу. Но неприветливо их встретил цветок, закрыл свои лепестки, глядит сердито. Полетели пчелы к другим цветкам. Через некоторое время на них образовались плоды. А цветок-недотрога так и засох в одиночестве

– Почему не у всех цветков образовались плоды? (не было опыления)

- Что значит опылять? (перенос пыльцы с одного цветка на другой, в результате завязываются семена)

- Чем цветы привлекают насекомых? (ярким цветом, душистым запахом, сладким нектаром)

- Некоторые дети ловят красивых бабочек, тем самым губят их. Что бы вы сказали этим детям от имени насекомых?

-Какова главное предназначение цветов? (образование плодов и семян)

5 группа:

  1. - Прочитайте текст на стр. 80.

  2. – Какую роль играет плод? (плод - защита и распространение заключённые в нём семяна)

  3. - Какое качество плода вы бы отметили? (сочный вкусный)

  4. - Выделите ключевые слова: защита и распространение



– Кто помогает растениям распространять их семена?

    1. Вода

    2. Человек

    3. Ветер

    4. Животные

-Что содержит семя? семя=зародыш+питательные вещества

- Что развивается из семени? (новое растение)

– Итак, мы узнали какую роль выполняет каждый орган

– Как вы думаете, такие органы характерны всем наземным растениям?


слайд(цветковые, хвойные растения)

Растения – производители

Цветковые    Хвойные    Споровые   Водоросли

Деревья          Ель               Мхи            

Кустарники    Сосна          Хвощи

Злаки               Пихта           Папоротники

Цветы


-Какие органы имеет эта группа растений?

-Какой орган не имеет эта группа растений?

- Чем размножаются хвойные растения? (семенами)



Итог урока:

Кто в группе был более активным ? Кому надо внимательно работать на уроках?

Какую роль играет каждый орган цветкового растения?

- Какой орган выполняет основную работу растения?

- Какой орган работает как лифт?

- Что мы знали о растениях - А где вы можете использовать это?



Сегодня на уроке вы работали в группах. Как вы считаете, работать в группе легче и интересней, чем по одному?

Попробуйте оценить свою работу в группе: солнышко- активная работа, солнышко с тучкой – хорошая работа, тучка – неудовлетворенны своей работой.











— Всего на Земле более 350 тысяч видов растений. Это очень большое число. Если мы с вами будем каждую секунду называть по одному растению, то на перечисление всех видов растений нашей планеты понадобится почти 97 часов. Сколько суток без отдыха и сна мы будем перечислять все виды растений? (97:24=4 суток и 1 час)