Тема: Разнообразие растений.
Тип урока: Урок-исследование
Технологии обучения: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.
Продолжительность: 45 минут
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- умение различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- умение составлять план работы;
- умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать с информацией в малых группах;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Методы обучения на уроке: методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку: учебник, таблицы, схема отчёта; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Описание урока
- Обоснование выбора формы проведения урока
Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо «добыть ». Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.
2.Форма организации деятельности учащихся.
На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 4 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.
- Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.
На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:
· Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
- Стимулирование учащихся к высказываниям;
- Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
- Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения
Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
- своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
- чёткая организация учебного труда;
- групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
5.Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.
Использование ИКТ на данном уроке способствует:
- решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
- повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
- увеличению объёма выполненной работы.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения
Ход урока
1 Самоопределение к деятельности
-Дети! У нас сегодня на уроке много гостей. У них хорошее настроение. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Выберите подходящую для вас карточку и покажите мне. (Дети показывают карточки: красную - весёлое настроение, синюю - равнодушное, чёрную - грустное.)
- Я обращаюсь к детям, которые показали красную карточку: постарайтесь сохранить хорошее настроение до конца урока. Тем детям, у кого равнодушное и грустное настроение, я желаю получить от урока положительные эмоции, чтобы настроение у вас изменилось.
-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(интересным, веселым, творческим и плодотворным)
- Что поможет нам сделать труд на уроке результативным и плодотворным?
/отвечают дети/
Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основанная на дружбе и выручке, приносит результат.
Пусть интерес, радость, дружба, знание помогут нам выполнить все задания!
2Актуализация знаний. Мотивация
-Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Представьте , что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды вниз падает мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются мышцы лба, рта, шеи
Белый свет течёт по вашим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются. Вы без всякого усилия можете глубже вдыхать и выдыхать, с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами.
Теперь мысленно поблагодарите водопад, за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза
-Мы оказались у дверей царства
-Как вы думаете , как называется это царство? (Царство растений)
-Почему так решили? (Мы увидели растения и услышали запах)
-Вы хотите войти в царство?(Да)
-Прежде, чем войти в это царство мы должны вспомнить правила охраны растений.
-Найдите в нетбуках задание №40, выполните задание за установленное время.
-Кто выполнит правильно, тот получит грамоту и повторит правила охраны растений. Пожалуйста, приступайте к выполнению задания.
Закрыли программу.
-Какие правила охраны растений запомнили?
Хорошо, я думаю, что теперь мы можем войти в царство растений
-Какие растения увидели? ( разные растения)
Как вы думаете, как будет называться тема урока?
3.Постановка учебной задачи
(целеполагание)
(1 слайд)
Итак, тема нашего урока:
Разнообразие растений.
На урок я принесла коробку.
– Представьте, что вы исследователи.
– Какой вопрос интересовал бы больше всего? ( Что в ней находится? )
(Как называются эти растения?)
-Сможем ли мы сейчас дать название растениям?
-Почему? ( Недостаточно знаний)
-Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
(Найти сведения о незнакомых растениях, узнать их отличительные признаки)
-Чем воспользуемся? (Учебником, справочными таблицами,)
4. Исследование в малых группах Решение учебной задачи.
Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.
- На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые- исследователи, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?
План (Составляют дети)
1.Прочитать текст (с 85-86)
2.Рассмотреть гербарий, фотографии
3.Заполнить таблицы, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.
4. Рассказать о растении (использовать схему отчёта)
Вы должны сами распределить роли в группе
Дети работают в группах
Физминутка
Хотя наступила зима, но я думаю, что вы помните о красивых осенних листочках (Танец с осенними листочками)
5 Обмен информацией
Рассказ детей о растениях по схеме
Учитель в это время показывает слайды презентации
(-Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица (см Приложение), где отмечено, имеет растение орган или не имеет.)
-Какой вывод сделаем? ( чтобы узнать к какой группе относится растение , надо знать отличительные признаки)
-Как вы думаете, достигли ли мы целей, которые ставили перед началом работы? ( Мы узнали какие бывают растения, отличительные признаки)
Оцените работу своей группы
Учёным сейчас известно около 350 тысяч растений.
Из них: почти 250 тысяч – цветковые
около 27 тысяч - мхов
более 10 тысяч - папоротников
около 600 видов - хвойных
Сведения в таблице
Многие из них занесены в Красную книгу России. К сожалению этот список так велик, поэтому на страницах этой книги рассказано только о 240 видах растений. В Красной книге Ростовской области 279 видов растений
Откройте свои Красные книги , которые вы сделали на уроках технологии в 1 классе и скажите, какие растения вы увидели? (Дети называют растения)
К какой группе они относятся? ( цветковые)
Минутка для релаксации глаз.
* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.
* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.
* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.
6 Закрепление.
Игра интерактивная.
Давайте отдохнём поиграем, проверим наши знания
7 Итог урока Рефлексия
Вот и подошло к концу наше путешествие в царство растений. Изменилось ли ваше настроение? Покажите карточку.
- Кому работать в группе было легко?
- Кто испытывал трудности?
- Кто остался доволен своей работой на уроке?
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились на уроке?
Спасибо за урок
Домашнее задание: прочитать статью на с85-86, привести примеры растений по группам, которые растут в Ростовской области (найти в Интернете, спросить у родителей )