СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- разработка на тему :"Класс насекомые"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок- разработка на тему :"Класс насекомые"»




Тема урока: Класс насекомые. Общая характеристика, их строение.


Цель урока:


-сформировать понятие о классе  насекомых как представителях типа Членистоногие

Задачи урока:

Образовательные: дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Познакомить с представителями этого класса. Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

Развивающие: работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные: Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.

Основные термины и понятия: насекомые, сегменты, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки – трахеи, дыхальца, хитин.


Оборудование: учебник, таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»


Тип урока:  комбинированный


Ход урока




1. Организационный момент. 

Подготовка рабочего места. Приветствие. Положительный настрой: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». 

Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

2. Проверка домашнего задания

а. Биологический диктант (по изученной теме. Класса  Паукообразные)

зад. вставьте пропущенные слова в предложении

1. Число ходильных ног у паукообразных………………

2. 1-ю пару ног называют…………………………

3. Органы зрения у паукообразных представлены …………………

4. Органы дыхания представлены…………………..……………..

5. Тело  паукообразных разделено на…………………. . .…


3. Актуализация  опорных знаний ( 2 мин)

Расположите последовательно систематические единицы (от наибольшего к наименьшему)

Животные - беспозвоночные – членистоногие – паукообразные – скорпионы.


4. Сообщение темы 

Хотелось бы знакомство начать с новым классом с такого отрывка стихотворения .

Ты посмотри вокруг себя-

Везде живые существа

Они жужжат, таскают мёд

Ведь пчёлы «трудовой народ».

Другие вечно нас кусают-

Их комарами называют.

И тут, куда не посмотри

Кружатся стаями они.

А есть назойливые мухи,

Они всегда шумят под ухом, Мешают, вечно лезут в рот

И кстати тоже любят мёд.

Они и ты из особого теста

И в мире занимают каждый своё место.


Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.


Так какая же тема нашего урока?


Тема. Класс Насекомые.


Сформулируйте цель урока  в соответствии с темой урока.

Рассказ учителя.  Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 1,5 млн видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев.


План урока:

Общая характеристика                        Внешнее строение насекомых.

Среда обитания насекомых.               Способ питания насекомых.

Внутреннее строение                           Развитие насекомых

Значение насекомых в природе и жизни человека. (на домашнее изучение)



5.  Изучение нового материала

 Давайте познакомимся с ними поближе. Насекомые – это бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы.

Общая характеристика

Внешнее строение  

Отделы тела –голова, грудь, брюшко

Глаза, пара усиков.

Ротовые органы – видоизменённые конечности.

Типы ротового аппарата

1 .грызущий – у таракана

2. грызуще-лижущий- у пчелы

3. колюще-сосущий – у комара

4. лижущий - у мухи

5 сосущий – у бабочки

Конечности

3 пары ног – для ходьбы и бега

2 пары крыльев

Брюшко – из 10 члеников.

Задание: заполните таблицу: «Внутреннее строение насекомых»

Система органов

Строение органов

Функция

Нервная система

Узловой тип, выделен головной мозг( надглоточный нервный узел)

Связь с внешним миром, более сложное поведение.

Пищеварительная система

Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок с зубами-кишка (средняя и задняя) – анальное отверстие

Питание, переваривание, удаление не переварившихся остатков.

Дыхательная система

Трахеи с дыхальцами

Доставка кислорода и удаление углекислого газа.

Выделительная система

Мальпигиевые сосуды, жировое тело (не выводится)

Выделение жидкостей продуктов обмена.

Кровеносная система

Сердце-сосуды-органы-сердце, гемолимфа

Транспорт БЖУ

Репродуктивная система

Раздельнополые: у самок яичники, у самцов семенники; оплодотворение внутреннее.

Продолжение рода.


7. Первичное закрепление пройденного материала.


Задание. Определите по типу питания насекомых тип ротового аппарата

Бабочки питаются нектаром цветов, жуки – листьями растений, корой деревьев, шерсть, кожу, а некоторые употребляют в пищу других насекомых, кровью других животных – комары, остатками пищи – мухи, тараканы.

Физкультминутка:


Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно  так прогнулась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.



Домашнее задание: параграф 26, сообщение