СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи на тему: Использование глагольного времени в переносном значении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке  учащиеся получат понятие об использовании глагольного времени в переносном значении (о синонимике времён); научатся использовать настоящее время в повествовании о прошлом и при описании постоянных действий и свойств предмета; будущее время для оживления рассказа о прошлом и при описании мгновенных повторяющихся действий.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему: Использование глагольного времени в переносном значении.»

Тема: Использование глагольного времени в переносном значении.   

Тема: Использование глагольного времени в переносном значении.  

1.Речевая разминка Башмаки со скрипом Побывав в починке, Дядины ботинки Заскрипели, запищали. Вот уж не было печали!  Как он ни старался:  На носочках крался  И вставал на каблуки,  Не смолкали башмаки. Соседка стонет: - Боже, Потерян мой покой! Я вся в гусиной коже От музыки такой!  Сколько скрипа, столько писка!  Только Вовка восхищён.  - Дядя Вася, ну пройдись-ка! –  Постоянно просит он.  А. Барто  

1.Речевая разминка

Башмаки со скрипом

Побывав в починке,

Дядины ботинки

Заскрипели, запищали.

Вот уж не было печали!

Как он ни старался:

На носочках крался

И вставал на каблуки,

Не смолкали башмаки.

Соседка стонет: - Боже,

Потерян мой покой!

Я вся в гусиной коже

От музыки такой!

Сколько скрипа, столько писка!

Только Вовка восхищён.

- Дядя Вася, ну пройдись-ка! –

Постоянно просит он.

А. Барто

 

2. Сообщение темы урока -Сегодня мы продолжаем работать над временной соотнесённостью глаголов, будем учиться правильно выбирать форму глагольного времени в тексте, объяснять свой выбор.

2. Сообщение темы урока

-Сегодня мы продолжаем работать над временной соотнесённостью глаголов, будем учиться правильно выбирать форму глагольного времени в тексте, объяснять свой выбор.

3. Грамматическое редактирование текста Два товарища  Два товарища шли по лесу. На них выскочил медведь. Один спрятался на дереве. Другой падает на землю. Он притворился мёртвым. Медведь понюхал его и ушёл. Тогда первый слезает с дерева и засмеялся: «Ну что тебе медведь говорил?» Человек ответил: «Он сказал мне: плохие те люди, которые оставляют товарища в беде». -Прочитайте текст. Почему он так называется? Определите время глаголов. Где настоящее время употреблено ошибочно? Исправьте текст, поставив глаголы в нужную форму. Почему в последнем предложении глагол «оставлять» обязательно должен стоять в настоящем времени?

3. Грамматическое редактирование текста

Два товарища

Два товарища шли по лесу. На них выскочил медведь. Один спрятался на дереве. Другой падает на землю. Он притворился мёртвым. Медведь понюхал его и ушёл. Тогда первый слезает с дерева и засмеялся: «Ну что тебе медведь говорил?» Человек ответил: «Он сказал мне: плохие те люди, которые оставляют товарища в беде».

-Прочитайте текст. Почему он так называется? Определите время глаголов. Где настоящее время употреблено ошибочно? Исправьте текст, поставив глаголы в нужную форму. Почему в последнем предложении глагол «оставлять» обязательно должен стоять в настоящем времени?

Вывод  Настоящее время используется в повествовании о прошлом для обозначения постоянно совершающихся действиях, постоянных свойств предмета или лица.

Вывод

Настоящее время используется в повествовании о прошлом для обозначения постоянно совершающихся действиях, постоянных свойств предмета или лица.

4. Наблюдение использования будущего времени в повествовании о прошлом -Прочитайте отрывок из басни. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмёт, то их на хвост  нанижет, То их понюхает, то их полижет, Очки не действуют никак.  И. Крылов  - Из какой басни этот отрывок?  - Определите время глаголов. Объясните, почему в повествовании о прошлом употребляются глаголы в настоящем времени.

4. Наблюдение использования будущего времени в повествовании о прошлом

-Прочитайте отрывок из басни.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмёт, то их на хвост

нанижет,

То их понюхает, то их полижет,

Очки не действуют никак.

И. Крылов

- Из какой басни этот отрывок?

- Определите время глаголов. Объясните, почему в повествовании о прошлом употребляются глаголы в настоящем времени.

Вывод Будущее время можно использовать для обозначения мгновенных повторяющихся действий в настоящем и прошлом.

Вывод

Будущее время можно использовать для обозначения мгновенных повторяющихся действий в настоящем и прошлом.

4. Придумайте короткий рассказ, который начинался бы так: «Однажды кошка поймала мышь и захотела с ней поиграть». Используйте в рассказе глаголы: отпустить, поймать, потрогать, понаблюдать, подкрасться, послушать, схватить .  Используйте будущее время глаголов для описания мгновенных повторяющихся действий.

4. Придумайте короткий рассказ, который начинался бы так: «Однажды кошка поймала мышь и захотела с ней поиграть». Используйте в рассказе глаголы: отпустить, поймать, потрогать, понаблюдать, подкрасться, послушать, схватить . Используйте будущее время глаголов для описания мгновенных повторяющихся действий.

 Дедушка, бывало, выйдет из избы, сядет на завалинку, а мы, ребята, соберёмся вокруг и слушаем его рассказы. Бывало, бабушка вспомнит старые времена и заплачет. - Прочитайте. Когда происходят действия, описанные в тексте? Подчеркните глаголы в будущем времени. Ошибся ли автор, употребив их в тексте? Докажите.

Дедушка, бывало, выйдет из избы, сядет на завалинку, а мы, ребята, соберёмся вокруг и слушаем его рассказы. Бывало, бабушка вспомнит старые времена и заплачет.

- Прочитайте. Когда происходят действия, описанные в тексте? Подчеркните глаголы в будущем времени. Ошибся ли автор, употребив их в тексте? Докажите.

Вывод  Для живости рассказа о прошлом, особенно при словах «бывало» и «случалось», можно использовать будущее время вместо прошедшего.

Вывод

Для живости рассказа о прошлом, особенно при словах «бывало» и «случалось», можно использовать будущее время вместо прошедшего.

5.Итог урока - С какими случаями использования одного времени вместо другого вы познакомились сегодня на уроке?

5.Итог урока

- С какими случаями использования одного времени вместо другого вы познакомились сегодня на уроке?

Литература Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс (Пенза 1995г.)

Литература

Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Методические рекомендации к работе по программе «Речь» 3 класс

(Пенза 1995г.)