I Организационный момент -Здравствуйте, ребята! Садитесь! Улыбнитесь друг другу, подарите мне свою улыбку. А я подарю вам урок развития речи. Давайте уточним, чем отличается урок русского языка от урока развития речи? -Ребята! На каких еще уроках, занятиях вы развиваете свою речь? -Молодцы! Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. -Ребята, какие виды письменных работ мы учимся создавать на уроках развития речи? - А как будет называться работа, представляющая собой создание собственного текста на основе впечатления от картины? -Верно. Давайте откроем рабочие тетради, запишем число: _______ февраля, Классная работа и тему сегодняшнего урока: «Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». II Целеполагание -Посмотрите ещё раз на тему урока и подумайте, какую цель мы перед собой поставим? -Молодцы. Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно уметь писать сочинение-описание? -Вы абсолютно правы. Сочинение позволяет подойти к заданию творчески, создавая свое собственное произведение на данную тему, что развивает творческое мышление, увеличивает словарный запас и помогает улучшить правописание. III Подготовка к написанию сжатого изложения 1. Словарная работа. -Сегодня мы будем работать с репродукцией картины «Сирень в корзине». - Рассмотрите репродукцию картины. Попробуйте определить, к какому жанру живописи относится эта картина. - Верно. Кто скажет, что означает слово «натюрморт»? - Молодцы! Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта. Художники изображали самые скромные, обычные вещи. Но своим мастерством они придавали им красоту и поэтичность. В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке. 2. Слово о художнике. Натюрморт «Сирень в корзине» принадлежит кисти известного русского художника Петра Петровича Кончаловского. Он родился в 1876 году в городе Славянске (ныне Донецкая область, Украина). Учился в Париже в Академии Жюльена и в Петербургской Академии художеств. Художник очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Он писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Любимые цветы П.П. Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные из них – «Сирень у окна», «Сирень», «Сирень в стеклянной банке». Перед нами одна из лучших картин Кончаловского, изображающая сирень «Сирень в корзине». Она находится в Москве, в Третьяковской галерее (презентация). 3. Беседа по картине. А сейчас давайте рассмотрим внимательно картину. - Что вы почувствовали, когда рассматривали картину? С каким временем года она у вас ассоциируется? - Как выстроил художник свою картину? Что поместил в центре? - Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? - На что похожи цветы? С чем их можно сравнить? - Какими вы видите грозди сирени? - Все ли листья освещены одинаково солнцем? Как от степени солнечного освещения меняется их цвет? - Мы с вами обратили внимание на цветы, веточки, листья. Тщательно ли их выписывает художник? - Почему? - Куда художник поместил букет? - Почему художник изобразил в корзине, а не в хрустальной вазе? - На каком фоне изображена сирень? - Как вы думаете, почему художник выбрал такой темный фон для картины? - Что хотел сказать нам художник этой картиной? Какие чувства пробудить? 4. Словарно- стилистическая работа. Чтобы избежать неоправданных повторов в сочинениях, подберем разные слова для обозначения некоторых понятий: художник – П.П. Кончаловский, живописец, он; сирень – цветы, букет; рисует, изображает, показывает. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) ‑ Давайте запишем слова и словосочетания, которые вы можете использовать в своих сочинениях: Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком. Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет. Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые. Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов. Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение. Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная. 5. Составление плана сочинения. - Теперь необходимо составить план вашего будущего сочинения. - О чем можно сказать в начале сочинения? Например: Мне понравилась картина П. Кончаловского...; Когда я смотрю на картину П. Кончаловского, я вспоминаю...; Нельзя остаться равнодушным, увидев такой замечательный букет... - Какими словами мы опишем букет? - Как закончим сочинение? На доске представлен примерный план сочинения, но у каждого из вас он может быть свой. Помните, что в вашем сочинении должно быть три части: вступление, основная часть и заключение. План: (на доске) 1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта. 2. Чудесный букет сирени. а) гроздья, листья, ветки, цвет; б) описание корзины; в) фон картины, его роль. 3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает? IV Написание сочинения А теперь вы можете приступать к написанию сочинения. Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее. V Задание на дом VI Подведение итогов Спасибо Вам, ребята, за активное участие на уроке. А результатом будут ваши творческие работы. Спасибо за внимание. Урок окончен. | - Изложения, сочинения… - Сочинение-описание по картине Ученики оформляют записи в тетради. Вспомнить, как писать сочинение. Подготовиться к написанию сочинения – описания. - С помощью сочинения мы можем научиться мыслить и грамотно излагать свои мысли. - Натюрморт - Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. предметов. Ученики слушают, делают краткие записи в тетрадях. - Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, теплых майских солнечных днях, о первых весенних цветах. - Сам букет, разноцветные грозди сирени. - На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: лиловую, темно-красную, белую, розоватую. - Звездочки, звоночки. - Мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые, тяжёлые, крупные, богатые кисти сирени - Внизу, вверху темно-зелёные, справа светло-зеленые с золотистым оттенком. - Нет - Для художника важна не какая-то отдельная деталь, а целостный образ. Он стремился передать свое впечатление от букета. - В корзину, которая сплетена из прутьев. Верхняя ее часть скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями. - Главное на этом полотне – цветы, и именно к их красоте, свежести, обилию оттенков, прежде всего, привлечено внимание зрителей. Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных цветов. Кроме того, в широкой корзине пышные грозди ничто не стесняет, они могут расположиться свободно и выглядят естественно. -Сирень изображена на желто-зеленом фоне, она стоит у окна, потому что с правой стороны на нее падает солнечный свет. - На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень. -Он словно приглашает нас полюбоваться роскошью букета, разделить его восторг, восхититься красотой, которую дарит нам природа. Ученики вместе с учителем заполняют таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) Можно начать с того, что художнику очень нравилась сирень, и он посвятил ей несколько картин. Он словно приглашает и нас разделить эти чувства. Можно сразу выразить свое отношение к картине. А можно вспомнить, как сами любовались этими цветами, где и когда это было. См. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Можно сказать о богатстве природы, о том, что она радует нас своими красками. Или же выразить свое отношение к картине, если это не было сделано в начале сочинения. Ученики составляют план своего сочинения. Ученики пишут сочинение сначала на черновик, потом в чистовик, задают вопросы. |