СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Средства связи предложений в тексте.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи в 5 классе. Средства связи предложений в тексте.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Средства связи предложений в тексте.»

Ур 133

Тема урока: «Связь предложений в тексте»

Урок развития речи

Цели урока:

- повторение отличительных особенностей текста;

- ознакомление с видами связи предложений в тексте;

- формирование умений определять характер связи между предложениями в тексте,

анализировать текст с позиции речеведения;

- развитие речевой культуры и словарного запаса обучающихся;

- воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: усвоение новых знаний, умений, навыков.

Оборудование: карточки

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети и гости!

Ребята, на сегодняшнем уроке присутствуют гости из других школ, и я надеюсь, что мы с вами оставим у них приятное впечатление от нашего урока.

Откройте тетради и запишите: «25 ноября. Классная работа. Тема урока:»Развитие речи. Связь предложений в тексте».

В начале урока мы повторим отличительные признаки текста, поупражняемся в построении текстов, определении их темы, основной мысли, средств выразительности; познакомимся с грамматической связью предложений в тексте, поучимся определять характер связи между предложениями и анализировать текст.

2. Орфографическая разминка.

Задание: орфографический практикум

3.Проверка домашнего задания.

4. Определяем тему урока

Красив и печален русская леса в ранние осенних день. Медленно кружатся в воздух, падать и падать с берёзой лёгкого, невесомые желтые лист. От дерева к деревом протянулись тонкая серебристые нитью легкой паутине. Ещё цветёт поздние осенних цветок.

прочитай второй отрывок.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

- Какой из данных отрывков является текстом? Обоснуйте свой ответ.

- Какой темой связаны предложения?

(Тема – осенний лес).

- Почему первый отрывок не является текстом?

- Вспомним определение текста. Что означает слово «текст»?

( Текст – от лат. Textum, что означает ткань, связь, соединение).

- Что же такое текст как произведение литературы?

( Это группа предложений, объединенных в целое одной темой, то есть по смыслу).

- С какой целью создается текст?

( Текст создается для выражения мыслей).

  1. Изучение новой темы.

- Сегодня мы будем говорить о том, как предложения в тексте связаны грамматически. Рассмотрим текст.

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.

Сосны все время тихонько шумели.

- Установите связь между первым и вторым предложениями. При помощи каких слов они связываются?

( Повторением слов лес, в лесах).

- Как связаны второе и третье предложения?

( Повтором слова сосны).

- Какой частью речи выражены сцепляющие слова?

( Они выражены именами существительными).

- Сцепляются ли предложения друг с другом?

( Да, первое со вторым, втрое с третьим).

- Это цепная связь предложений в тексте. В качестве сцепляющих слов могут выступать не только существительные, но и местоимения, наречия, синонимы.

ЗАДАНИЕ: Замените сцепляющее слово из второго предложения другой частью речи ( ученик читает).

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса. Могучие, нетронутые. В них попадались большие луговины…

- Сколько предложений в тексте? ( В тексте три предложения)

- Запишите в тетрадях на следующей строчке: «Цепная связь предложений»

- Ребята, у вас на карточках по четыре предложения под буквами АБВГ.

А.Да это белка.

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В, Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

- Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (дети записывают в тетрадях буквы)


- Зачитайте ответ. (ГБАВ- на экране правильный ответ)

- Поднимите руку, у кого такой же ответ. Молодцы! Укажите сцепляющие слова в предложениях. ( бревна- на одном бревне, рыжий зверек – белка, белка-она)

- Что такое синонимы? (слова, близкие по значению)

- Есть ли среди сцепляющих слов синонимы? (рыжий зверек – белка).

- Следующее задание выполним по вариантам. На карточках 2 стихотворения.

Оля, прочитай стихотворение первого варианта.

За окошком зимний сад,

Там листочки в почках спят.

И листочки те во сне

Размечтались о весне.

***

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

ЗАДАНИЕ: Записать тексты, подчеркнуть сцепляющие слова ( дети пишут)

- Назовите сцепляющие слова. ( 1 вариант- сад-там, листочки- листочки те;

2 вариант- кулек-он)

- Какой вид связи предложений в тексте? (цепная связь)

- Какое средство выразительности языка рисует образную картину зимнего сада? ( олицетворение. Листочки спят, мечтают о весне).

- Какой вид связи предложений в тексте 2 варианта? (Цепная связь)

- Какие слова из этого текста употреблены в переносном значении? (кулек ледяной).

- Что это такое? (Сосулька, похожая на кулек).

- Перенос значения по сходству. Как называется этот троп? (Это метафора)

- Сядьте, пожалуйста, правильно. Продолжим работу. Обратимся к следующему тексту. Аня, прочитай его.

Весна в лесу.

  1. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями весенние ручейки. 4) Смолой пахнут набухшие почки.

- В каком предложении заключена основная мысль текста?

( основная мысль заключена в первом предложении).

- Сцепляются ли между собой предложения? Есть ли сцепляющие слова? (нет)

- А когда звонко поют птицы?..звенят ручейки?.. пахнут набухшие почки? (весной)

- Значит, предложения между собой не сцепляются, но второе , третье и четвертое раскрывают, поясняют первое, они расположены параллельно, не сцепляясь, не пересекаясь. Это параллельная связь предложений в тексте.

- Откройте словарь «Трудных слов» и запишите: параллельная связь, цепная связь

- Укажите ключевые слова предложений. (весна, птицы, ручейки, почки).

- Зарисуйте схему предложения в тетради с экрана. (дети выполняют работу).

- Ребята, послушайте внимательно предложения, определите, какое из них должно быть первым?

1) Лё..кий в..терок шев..лил ярко-зелёные лист..я д..рев..ев.

2) Белые обл..чка бр..дили в голубом небе.

3) Утро было свежее, чистое.

4) А ласковое со..нце д..рило т..плоту и вселяло надежду на будущее.

- Какое же предложение будет первым? (Утро было свежее, чистое)

- Запишите, какое предложение будет вторым, третьим, четвертым. ( дети записывают предложения с объяснениемпропущенных орфограмм).

- Назовите тип связи предложений в тексте. Свой ответ обоснуйте. ( предложения не сцепляются друг с другом. Связь параллельная).

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО,

- Откройте учебники на стр. 93. Прочитайте первое четверостишие из упр. №221 ( ученик читает).

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет.

Глухо шепчет темный лес.

- Сцепляются ли предложения? Назовите ключевые слова (ветер, ель, лес)

- Какой вид связи предложений? ( параллельная связь).

- Откройте учебник на стр. 146. Прочитайте текст упр. 355 ( ученик читает)

На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала, и казалось, созерцала что-то. Все лицо её, тонкое и печальное, было погружено в раздумье. Она не замечала прохожих, которые с любопытством взирали на нее, ни дворников, которые лениво глазели у ворот.

- Какой вид связи предложений? Обоснуйте ответ.

- Проанализируем следующий текст. Прочитайте его.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут

Видны под ними красноватые шляпки поздних грибов- подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.

- Докажите, что это текст. ( это текст, потому что предложения объединены одной темой: лес осенью).

- В каком предложении заключена основная мысль текста? (в первом)

- Какой вид связи предложений в тексте? ( параллельная)

- Обоснуйте свой ответ ( предложения не сцепляются друг с другом).

- Укажите ключевые слова, образующие текст. (Лес-листва- листья, грибы- подосиновики, цветы.

- Назовите однокоренные слова из данного текста ( цвет-цветным- цветут- цветы;

листва- листья; пурпурно-красный- красноватый; поздние-запоздалые; осиновые – подосиновиков; лес-лесные).

- Какое средство выразительности языка использует автор в предложении:

Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. ( метафора).


6. Подведение итогов урока.

- О каких видах связи предложений в тексте вы узнали на уроке?

- По опорным схемам определите вид связи предложений в тексте ( схемы на экране, ответы детей).


7. Оценки за работу на уроке с комментариями.

Запись в дневники домашнего задания.