СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок риторики в 3 классе на тему "Сравни и скажи" (правила сравнения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок подготовлен и проведён в 3 классе по программе Ладыженской Т. А.

Просмотр содержимого документа
«Урок риторики в 3 классе на тему "Сравни и скажи" (правила сравнения)»

Открытый урок риторики на тему: «Сравни и скажи» (Правила сравнения)

  1. Речевая разминка

Сегодня у нас на уроке гости, поприветствуем их и начнём работать. Начнём как всегда с речевой разминки, после которой самые внимательные попробуют определить тему нашего урока.

А). Орёл на горе… (слайд «Стань внимательным»)



Б). Осип охрип, а Архип осип (слайд «Не запутайся в звуках»)

- Что общего у Осипа и Архипа? (заболели, проблема с голосом)

- А чем отличается их болезнь?

- Какие слова одинаково пишутся, а произносятся по-разному. А какие слова похожи, но отличаются порядком звуков?



В). Игра «Какой?» (слайд «Поиграем в слова?»)

Стекло Лимон Кактус Сирень Заяц

- Какой тип текста помогают составить признаки? (описание)



Г). Доскажи словечко… (слайд «Доскажи словечко»)

Вчера был день пасмурный, а сегодня -…

Мех мягкий, а камень -…

Петя трусливый, а Федя - …

Костя грустный, а Вася - …

Кирилл низкий, а Егор - …

Эта задача лёгкая, а та - …

Родная дочь ленивая, а падчерица - …



Д). Что общего у… (слайд «Что общего?)

У апельсина и глобуса? (форма)

У стула и кресла? (назначение)

У подъёмного крана и жирафа? (высота)

У мела и снега? (цвет)

У лимона и клюквы? (вкус)

У совы и летучей мыши? (образ жизни)

Е). Загадки (по времени)

Пушистая вата плывёт куда-то

Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча)



Лежала между ёлками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёжик)



Как вы догадались? (предметы сравнили с чем-то похожим)



  1. Определение темы урока.



(слайд – мышь)

- Это кто?

- Мышь большая или маленькая?

- А откуда вы знаете?

(слайд мышь-слон)

(слайд мышь-муравей)

- Скажите -20 градусов мороза, это холодно?

А в Якутске, например, в 1891г. была зафиксировна температура -64.



(слайд «Всё в мире…)

Есть такое известное высказывание. Демосфен? древнегреческий философ (384 г. до н. э.)

Французский учёный Рене Декарт? (16-17в)

Немецкий философ Фридрих Ницше? (19 в.)

Или фольклорные (народные истоки)?

Многие мудрецы размышляли на тему сравнения. Другой древнегреческий философ Гераклит (544-483 г. до н. э.) говорил:

«Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых»

Скажите, кто-нибудь из вас уже готов определить тему сегодняшнего урока?

- Правильно – СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ. А у вас в учебнике этот урок называется «Сравни и скажи» (слайд)

- А когда вам приходится сравнивать? И что?

Математика – числа и величины

Чтение – характеры героев

Окр. мир – растения, животных, явления природы





  1. Постановка задач урока.



- А что значит «сравнить предметы»?

- У сравнения есть главное правило. Может быть кто-нибудь попробует предположить, какое?

Давайте поставим перед собой задачи на этот урок.



  1. Выяснить, что значит, сравнить предметы.

  2. Открыть главное правило сравнения









4. Работа по теме урока. В группах

- Прочитайте, как школьники сравнили предметы. И подумайте, у кого сравнение получилось, а у кого – нет? (карточки 3 группам)

- Почему?

- Так что значит «сравнить предметы»?

- Давайте проверим. Учебник с. 102 , №106

С. 104, (слайд «Задачи сравнения»)



  1. Главное правило сравнения. В группах.

- Снова поработаем с высказываниями школьников. Подумайте, кто сравнил правильно, а кто нет? И попробуйте сформулировать самое главное правило сравнения.

Давайте проверим. Учебник с. 106, слайд

С. 108, №114 – потренируемся.



  1. Упражнение в сравнении.

Итак, вам удалось открыть два секрета сравнения. Давайте их назовём ещё раз. А теперь давайте поупражняемся сравнивать сами.



Эти слова вам помогут построить высказывание . Слайд.



Слайд – ель - сосна + учебник с. 109

Аню с Эльвирой

Вику с Таисией



  1. Рефлексия, оценка. Слайд

  2. Задачи на следующий урок.

Как вы думаете, мы с вами всё узнали про сравнение. Сравнительные тексты ещё и по-разному строятся. Достаточно ли мы потренировались сравнивать? Давайте поставим себе задачи на следующий урок.



















Приложение (карточки)





И апельсин и мандарин цитрусовые, оранжевого цвета. И апельсин и мандарин состоят из долек.

Оба плода очень вкусны и полезны.





Черника и голубика растут в сосновых лесах, имеют голубоватый с налётом цвет. Обе ягоды очень полезны.

Ягоды голубики имеют более крупный размер и слега продолговатую форму, в отличие от круглых ягод черники. По вкусу голубика чуть кислее черники. Куст голубики более высокий, чем у черники.



















И апельсин и мандарин цитрусовые, оранжевого цвета. И у апельсина и у мандарина есть дольки. Оба плода очень вкусны и полезны.

Апельсин растет на дереве, мандарин – на кусте. Апельсины созревают в течение круглого года, мандарин – зимой. Апельсин отличается более крупным размером. Кожура у апельсина более плотная и твердая, очищается тяжелее. У апельсина меньше долек, они с трудом разделяются. Апельсин не такой сладкий, как мандарин.





Черника и голубика очень полезные ягоды. Растут обе ягоды в основном в сосновых лесах и на болотах. И черника и голубика голубоватого с налётом цвета.















Подосиновик и подберёзовик – съедобные грибы. И подосиновик и подберёзовик растут в смешанных лесах. Оба гриба очень вкусны.

И подосиновики и подберёзовики употребляют в жареном, варёном и маринованном виде.



________________________________________





И яблоко и груша – очень вкусные и полезные плоды. И яблоки и груши растут на деревьях. И яблоки и груши бывают зелёными, жёлтыми и красными. Плод груши в отличие от яблока имеет более продолговатую, расширенную к низу форму. Плод груши обычно более мягкий и сладкий, а плод яблока чаще бывает с кислинкой.





Карточки №2



На уроке чтения Таня сравнила героев так: «Падчерица была скромно одета, ей приходилось выполнять всю чёрную работу по дому, зато хозяйская дочь имела злой и крутой нрав».



А Света сравнила героев так: « Падчерица выполняла всю чёрную работу по дому, а хозяйская дочь целыми днями валялась и считала мух, характер у падчерицы был мягкий и кроткий, а у дочери злой и капризный».

















На уроке окружающего мира Серёжа сравнил животных так: «Кошка хорошо видит ночью, а гепард очень быстро бегает».



А Коля так: «И кошка и гепард принадлежат к семейству кошачьих. Кошка – домашнее животное, а гепард – дикое».



























Павлик учится играть на гитаре, а Алёша поёт в хоре.

________________________________________



У Людмилы Михайловны длинные волосы, а Наталия Георгиевна увлекается фотосъёмкой.